Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7р-1090/2023 от 14.09.2023

Судья федерального суда – Шаравин С.Г.     Дело № 7р – 1090/2023

Р Е Ш Е Н И Е

    

27 сентября 2023 года                      г. Красноярск, пр. Мира, 9

Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «РН-Бурение» Власовой Е.В. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № АТ-739/1 от 27 октября 2021 года и решение судьи Центрального районного суда города Красноярска от 7 августа 2023 года по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Бурение» (далее - ООО «РН-Бурение»),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № АТ-739/1 от 27 октября 2021 года юридическое лицо – ООО «РН-Бурение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов. Подробный перечень нарушений приведен в постановлении.

Решением судьи Центрального районного суда города Красноярска от 7 августа 2023 года вышеуказанное постановление изменено, исключено указание на нарушение ООО «РН-Бурение» следующих требований:

- содержание программы ПЭК для объекта HBOC 04-0124-000147-П не соответствует требованиям, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и результатах производственного экологического контроля»;

- содержание программы ПЭК для объекта HBOC 04-0124-001559-П не соответствует требованиям, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и результатах производственного экологического контроля»;

- содержание программы ПЭК для объекта HBOC 04-0124-001558-П не соответствует требованиям, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и результатах производственного экологического контроля»;

- содержание программы ПЭК для объекта HBOC 04-0124-000151-П не соответствует требованиям, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и результатах производственного экологического контроля»;

- содержание программы ПЭК для объекта HBOC 04-0124-000148-П не соответствует требованиям, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и результатах производственного экологического контроля»;

- содержание программы ПЭК для объекта HBOC 04-0124-000149-П не соответствует требованиям, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и результатах производственного экологического контроля»;

- содержание программы ПЭК для объекта HBOC 04-0124-000150-П не соответствует требованиям, установленными приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и результатах производственного экологического контроля»;

- содержание программы ПЭК для объекта HBOC 04-0124-000969-П не соответствует требованиям, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и результатах производственного экологического контроля»;

- п. 1 ст. 39, п. 4 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- п. 6 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и пункта 10 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352;

- п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 39, п.п. 1, 5 ст. 67 Федерального закона от 10.01,2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в краевой суд в порядке ст.ст. 30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, защитник ООО «РН-Бурение» Власова Е.В. просит постановление и судебное решение отменить, поскольку состав правонарушения отсутствует, действующим законодательством не предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направлять план мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, административному органу, в обязанности юридического лица входит немедленное информирование соответствующих органов о возникновении или угрозе аварий, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, утвержденный в ООО «РН-Бурение» 23 августа 2021 года план мероприятий имеется в материалах дела; нарушение в части неверного наименования объекта негативного воздействия на окружающую среду - «Юрубчено-Тохомское месторождение» малозначительно, сам объект поставлен на учет, а отсутствие актуализированной информации лишь формально содержит признаки состава административного правонарушения и не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Проверив материалы дела, выслушав защитника ООО «РН-Бурение» Позднякову О.В., поддержавшую изложенные в жалобе доводы, нахожу, что виновность ООО «РН-Бурение» в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных доказательств, анализ которых дан в решении.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Абзацем 11 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.

При проведении проверки ООО «РН-Бурение» вышеназванные планы представлены не были. Ссылка на то, что планы мероприятий не направлены в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора из-за ограничения по объему электронной почты отправителя, нельзя признать состоятельными, поскольку юридическое лицо не было лишено возможности направить эти документы иным способом. Достаточных данных о том, что на момент проведения проверки план мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, план ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций имелся в ООО «РН-Бурение», не представлено, он был предъявлен значительно позже.

Таким образом, учитывая, что юридическое лицо привлечено к ответственности не за то, что не направило планы мероприятий в соответствующие контролирующие органы, а за их отсутствие, нарушение требований, предусмотренных ст.ст. 34, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» вменено ООО «РН-Бурение» обоснованно.

Тот факт, что вопреки требованиям Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», в программе производственного экологического контроля Иркутского филиала ООО «РН-Бурение» Юрубчено-Тохомское месторождение, утвержденной директором Иркутского филиала ООО «РН-Бурение» Иванишиным В.М. 2 марта 2020 года, в разделе «Общие положения» наименование объекта негативного воздействия на окружающую среду значится - «Юрубчено-Тохомское месторождение», в то время как в свидетельстве об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № 5093474 от 4 августа 2021 года, наименование объекта - «База производственного обеспечения», установлен материалами дела и в жалобе не оспаривается.

При таких обстоятельствах действия (бездействие) ООО «РН-Бурение» по статье 8.1 КоАП РФ квалифицированы верно.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Вместе с тем, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Привлечение к ответственности по статье 8.1 КоАП РФ с наступлением каких-либо конкретных отрицательных последствий законодатель не связывает.

Совершенное ООО «РН-Бурение» деяние существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения, посягает на установленные экологические требования при эксплуатации сооружений и иных объектов. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера нарушений оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется, освобождению от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ ООО «РН-Бурение» не подлежит.

Вместе с тем при разрешении вопроса относительно назначения ООО «РН-Бурение» наказания за административное правонарушение, предусмотренные статьей 8.1 КоАП РФ, следует принять во внимание следующие обстоятельства.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 6, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Как установлено частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с имеющимися сведениями постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № АТ-739/2 от 27 октября 2021 года ООО «РН-Бурение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № АТ-739/3 от 27 октября 2021 года ООО «РН-Бурение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № АТ-739/4 от 27 октября 2021 года ООО «РН-Бурение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № АТ-739/5 от 27 октября 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «РН-Бурение» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № АТ-739/6 от 25 ноября 2021 года с учетом изменений, внесенных решением судьи Советского районного суда города Красноярска от 23 сентября 2022 года, ООО «РН-Бурение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 января 2022 года ООО «РН-Бурение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.

Из данных постановлений и решений усматривается, что правонарушения, за которые ООО «РН-Бурение» привлечено к административной ответственности, выявлены в ходе одного надзорного мероприятия – проверки, проведённой Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании решения о проведении проверки от 7 сентября 2021 года № 739-р/п.

Соответственно, с учетом положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, имеются основания для применения при назначении ООО «РН-Бурение» наказания за указанные правонарушения положений части 6 статьи 4.4 КоАП РФ. Исходя из содержания пункта 2 части 3 и части 6 статьи 4.4 КоАП РФ ООО «РН-Бурение» может быть назначено только одно наказание в виде административного штрафа в рамках санкции части 10 статьи 8.2 КоАП РФ, которая предусматривает наибольший административный штраф в денежном выражении.

Поскольку вынесенные в отношении ООО «РН-Бурение» постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № АТ-739/6 от 25 ноября 2021 года и решение судьи Советского районного суда города Красноярска от 23 сентября 2022 года о назначении обществу по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей вступили в законную силу, следует учесть по аналогии положения пункта 2 статьи 31.7 КоАП РФ о прекращении исполнения постановления при введении в действие закона, улучшающего правовое положение лица, привлеченного к административной ответственности, и решить вопрос об обращении к исполнению постановления об административном правонарушении, вынесенного по настоящему делу.

Данный правовой подход отражен в решениях Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2022 г. N 16-5977/2022, от 08.09.2022 г. N 16-6217/2022 и других.

Соответственно, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № АТ-739/1 от 27 октября 2021 года не подлежит обращению к исполнению в части исполнения наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, назначенного ООО «РН-Бурение» по статье 8.1 КоАП РФ.

В силу изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № АТ-739/1 от 27 октября 2021 года и решение судьи Центрального районного суда города Красноярска от 7 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Бурение» изменить:

установить, что постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № АТ-739/1 от 27 октября 2021 года в части исполнения наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, назначенного ООО «РН-Бурение» по статье 8.1 КоАП РФ, не подлежит обращению к исполнению.

В остальной части постановление и решение оставить без изменения, а жалобу защитника Власовой Е.В. – без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда                         С.И. Лазовский

7р-1090/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "РН-Бурение"
Другие
Власова Е.В. - начальник договорно-правового отдела
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Лазовский Сергей Иванович
Статьи

ст.8.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
kraevoy--krk.sudrf.ru
19.09.2023Материалы переданы в производство судье
27.09.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее