Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3047/2023 ~ М-1831/2023 от 12.05.2023

УИД: 59RS0004-01-2023-002576-11

Дело № 2-3047/2023    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2023 года                      город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Меновщиковой Ю.О.,

с участием представителя истца, третьего лица - КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края Манакова Я.Ю., действующего на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Министерства транспорта Пермского края к ФИО1 об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости,

установил:

Министерство транспорта Пермского края, с учетом уточнения исковых требований, обратилось с иском к ФИО1 о принудительном изъятии для государственных нужд субъекта Российской Федерации 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, с кадастровым номером , распложенный по адресу: <Адрес>, с указанием в резолютивной части решения суда, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ответчика на изъятое недвижимое имущество, и возникновения права собственности Пермского края на изъятое недвижимое имущество; установлении размера возмещения за изымаемое имущество соразмерно доли в праве общей долевой собственности в размере 575 915 руб., в том числе все предусмотренные законодательством налоги и сборы, из которых: 568 665 руб. – рыночная стоимость доли в размере 1/8 в праве общей долевой собственности на жилой дом; 7 250 руб. – величина убытков, причиненных изъятием имущества.

В обоснование требований указано, что в соответствии с распоряжением Правительства Пермского края от 05.10.2022 № 363-рп «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для государственных нужд Пермского края» для размещения линейного объекта регионального значения «строительство автомобильной дороги по <Адрес>», изъятию путем выкупа подлежит жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <Адрес>. Одним из собственников имущества являлся ФИО7, который скончался. Наследником ФИО7 на спорное имущество является ФИО1 Земельный участок, на котором расположено имущество, не выделен. Государственная регистрация прав на земельный участок не произведена. Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ общий размер возмещения за жилой дом составляет 4 607 320 руб., за 1/8 доли в праве - 575 915 руб.

Представители истца, третьего лица - КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что размер возмещения определен путем вычисления 1/8 доли от общей стоимости жилого дома с учетом убытков. Право собственности на земельный участок не оформлено, в вязи с чем его стоимость рассчитана по существующим СНиПам, в соответствии с площадью занимаемых объектов, по нормативам от площади дома. В соответствии с главой 8.1 ЗК РФ оценочный отчет действует до момента регистрации права собственности либо до вступления решения суда об изъятии в законную силу. В случае оформления земельного участка в собственность на весь дом пришлось бы 523 кв.м. Оценщик расчет производил по нормативам, согласно которым в расчет принят земельный участков площадью 607 кв.м.

Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в порядке, предусмотренном законом, заказной корреспонденцией, по адресу места регистрации, подтвержденному сведениями отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю.

Третье лицо нотариус ФИО8 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Согласно пункту 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в частности, объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.

Статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения); уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Как указано в части 7 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций.

В соответствии с пунктом 3 и пунктом 4 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации подписанный уполномоченным органом исполнительной власти, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. К указанному проекту соглашения прилагаются кадастровые паспорта изымаемых объектов недвижимости и отчет об оценке.

В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка. В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности, на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Таким образом, по смыслу закона, процедура изъятия земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости предполагает осуществление ряда последовательных мероприятий, которые завершаются заключением соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Правительства Пермского края № 363-рп, с целью размещения линейного объекта регионального значения «строительство автомобильной дороги по <Адрес>», принято решение об изъятии путем выкупа жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес> (л.д. 8-13).

ФИО7 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 164) на праве общей долевой собственности принадлежала ? доля в праве на жилое помещение - жилой дом, общей площадью 164 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес> кадастровым номером (л.д. 141).

Согласно сведениям, представленным управлением ЗАГС администрации г. Перми, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 142-143, 179).

Из материалов наследственного дела ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умершего ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону обратились: дочь ФИО5, сын ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО5 выдано свидетельства о праве на наследство. Наследственное имущество, на которое выдано свидетельство, состоит из 1/4 доли дома с надворными постройками по <Адрес> в <Адрес>, расположенного на земельном участке 1421 кв.м. (л.д. 157-165).

Из пояснений представителя истца следует, что со ФИО5 заключено соглашение.

Согласно сведениям, представленным управлением ЗАГС администрации г. Перми, записи актов о смерти ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения не найдены (л.д. 192-193).

Согласно справке Отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <Адрес> (л.д. 172).

Право собственности на спорное имущество в установленном законом порядке за ФИО1 не зарегистрировано (л.д. 144-146).

Таким образом судом установлено, что распоряжением Правительства Пермского края, с целью размещения линейного объекта регионального значения «строительство автомобильной дороги по <Адрес>», жилой дом изъят, процедура изъятия соблюдена. По заказу истца изготовлен отчет об оценке спорных объектов. Соглашение с ответчиком до настоящего времени не заключено.

Из положений статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (часть 1).

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (часть 2).

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, не являются препятствием для принятия решения об изъятии (часть 8).

Так из материалов дела следует, что ФИО7 на праве общей долевой собственности принадлежала ? доля в праве на жилое помещение - жилой дом, общей площадью 164 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес> кадастровым номером . ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умер. После смерти ФИО7, его дочери ФИО5, сыну ФИО1 выдано свидетельство о праве на наследство в виде ? доли в праве на жилое помещение - жилой дом, общей площадью 164 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес> кадастровым номером .

Таким образом, ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит по 1/8 доли в праве на жилое помещение - жилой дом, общей площадью 164 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес> кадастровым номером .

Разрешая спор, оценив представленные доказательства, установив, что порядок изъятия земельного участка и находящейся на нем недвижимости не нарушен, распоряжение об изъятии недвижимого имущества принято уполномоченным органом и не противоречит законодательству, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Министерства транспорта Пермского края о принудительном изъятии для государственных нужд г. Перми спорного жилого дома с выплатой ответчику возмещения.

При разрешении вопроса о размере возмещения, суд исходит из следующего.

Из представленного истцом отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным ООО «Промпроект-оценка» следует, что размер возмещения за жилой дом с кадастровым номером , общей площадью 164 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес>, определен в размере 4 607 320 руб., в том числе: рыночная стоимость жилого дома – 4 549 320 руб., убытки, причиненные изъятием жилого дома - 58 000 руб. (л.д. 24-131).

Иных доказательств, свидетельствующих о размере возмещения за 1/8 долю в праве собственности на жилой дом, суду не представлено (ст. 56 ГПК РФ). Ответчиком возражения относительно размера возмещения с приложением доказательств не представлены, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено.

На основании изложенного, исходя из того, что отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный ООО «Промпроект-оценка» действителен по настоящее время, суд полагает возможным при разрешении вопроса о размере возмещения принять его за основу.

Таким образом с истца в пользу ответчика подлежит взысканию возмещение за 1/8 долю в праве собственности на жилой дом, с кадастровым номером , распложенный по адресу: <Адрес> размере 575 915 руб.

По решению суда производится изъятие 1/8 доли в праве собственности на жилой дом, поскольку взыскание возмещения влечет прекращение права собственности ответчика на 1/8 долю в праве собственности на жилой дом и возникновение права собственности Пермского края, после выплаты указанной суммы возмещения решение суда будет являться основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРН.

руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

изъять для государственных нужд Пермского края имущество ФИО1: 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, с кадастровым номером , распложенный по адресу: <Адрес>.

Установить размер возмещения за изымаемое имущество соразмерно доли в праве общей долевой собственности в сумме 575 915 руб., из которых 568 665 руб. – рыночная стоимость доли в размере 1/8 в праве общей долевой собственности на жилой дом; 7 250 руб. – величина убытков, причиненных изъятием имущества.

Вступившее в законную силу решение суда после выплаты возмещения является основанием для прекращения права собственности ФИО1 на 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером , распложенный по адресу: <Адрес>, и возникновения права собственности Пермского края на изъятое недвижимое имущество.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

(мотивированное решение изготовлено 03.11.2023)

Председательствующий            - подпись - И.Б. Чикулаева

Копия верна

Судья И.Б. Чикулаева

2-3047/2023 ~ М-1831/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство транспорта Пермского края
Ответчики
Наследственное имущество Хохрякова Юрия Ивановича
Хохряков Сергей Юрьевич
Другие
Краевое государственное бюджетное учреждение "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края
Нотариус Маховикова Анна Анатольевна
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Чикулаева И.Б.
Дело на сайте суда
lenin--perm.sudrf.ru
12.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2023Передача материалов судье
19.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.07.2023Предварительное судебное заседание
03.08.2023Предварительное судебное заседание
31.08.2023Предварительное судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Судебное заседание
03.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2023Дело оформлено
05.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее