Р Е Ш Е Н И Е №
Именем Российской Федерации
28 января 2022 года <адрес>
Судья Сунженского районного суда Республики Ингушетия ФИО3, с участием истца ФИО1, при секретаре судебного заседания Мухлоеве А-А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации с. <адрес> Республики Ингушетия об установлении факта владения и пользования умершим на праве собственности земельным участком и жилым домом, включении недвижимого имущества в состав наследственной массы умершего и о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации с. <адрес> Республики Ингушетия об установлении факта владения и пользования умершим ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на праве собственности земельным участком и жилым домом, расположенных по адресу: <адрес> с. <адрес>, включении недвижимого имущества в состав наследственной массы умершего и о признании за ним права собственности на указанное недвижимое имущество в порядке наследования.
Из содержания искового заявления ФИО1 следует, что после смерти его отца ФИО1, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, открылось наследство, состоящего из земельного участка и жилого дома, находящихся по адресу: Республики <адрес> с. <адрес>. Истец обратился к нотариусу Сунженского нотариального округа Республики Ингушетия ФИО4 с соответствующим заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, нотариусом было заведено наследственное дело. Однако в выдаче свидетельства ему было отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на указанное имущество, подтверждающих право собственности за умершим. При жизни его отец ФИО1 владел и пользовался указанным имуществом, нес расходы по его содержанию, после смерти отца он является единственным наследником, поэтому он принял имущество, распорядился его вещами и имуществом, других наследников, претендующих на наследственное имущество нет.
Истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить требования иска.
Ответчик – администрация с. <адрес> Республики Ингушетия, третьи лица - нотариус Сунженского нотариального округа Республики Ингушетия ФИО4, а также представитель Управления Росреестра по <адрес> извещенные о времени и месте судебного заседания в суд своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей не просили.
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке сторон.
Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
На основании ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствие с завещанием или законом.
В силу статей 1111, 1141 и 1142 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ нотариус Сунженского нотариального округа Республики Ингушетия ФИО4 отказал заявителю ФИО1 в совершении нотариального действия о выдаче свидетельства о праве на наследство, ввиду того, что не представлены правоустанавливающие документы на наследуемый жилой дом и земельный участок, подтверждающие право собственности за умершим ФИО1.
Судом установлено, что после смерти ДД.ММ.ГГГГ (копия свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1, 1932 года рождения, открылось наследство, состоящее из недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республики <адрес> с. <адрес>.
Из копии свидетельства о рождении 1ОЖ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отцом ФИО2 является ФИО1.
Как следует из архивной справки выданной архивным отделом администрации Сунженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № в документах архивного фонда администрации <адрес> в похозяйственной книге №ДД.ММ.ГГГГ – 2001 годы по <адрес> значится земельный участок – 0,20 га (в сотых), хозяйство—домовладение на имя ФИО1.
Право собственности на земельный участок в установленном законом порядке ФИО1. не зарегистрировано.
При таких обстоятельствах суд усматривает достаточно оснований, подтверждающих факт владения при жизни ФИО1 недвижимым имуществом, находящимся по адресу: <адрес> с. <адрес>.
Установление данного факта, влечет для заявителя определенные правовые последствия, связанные с оформлением наследственного имущества.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. (ст.1153 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как следует из материалов дела – справки администрация с. <адрес> Республики Ингушетия за № от ДД.ММ.ГГГГ, наследник ФИО2 на момент смерти отца ФИО1, проживал вместе с ним по адресу с. <адрес> и фактически принял наследственное имущество, состоящее согласно кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ (инвентарный №) из домовладения площадью 252 кв. м. на земельном участке площадью15000 кв. метров.
Право собственности на жилой дом в установленном законом порядке ФИО5 не зарегистрировано.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что имущество, которое истец просит включить в наследственную массу, при жизни принадлежало ФИО5 и являлось объектом гражданских правоотношений. Следовательно, после смерти ФИО5 указанное имущество входит в состав наследства, как принадлежащее наследодателю ФИО5.
Согласно правовой позиции выраженной п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Статья 8 ГК РФ устанавливает возникновение гражданских прав в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Данная норма представляет собой допускаемое законом изъятие из ст. 8 ГК РФ, предусматривающей в виде общего правила, что право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, хотя не исключает необходимости государственной регистрации уже возникшего права на недвижимость, входящую в состав наследственного имущества (ст. 131 ГК РФ). Следовательно, наследник, принявший наследство, становится собственником имущества, носителем имущественных прав и обязанностей именно со дня открытия наследства, независимо ни от времени, ни от способа его принятия.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования ФИО6 о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО2 к администрации с. <адрес> Республики Ингушетия об установлении факта владения и пользования умершим на праве собственности земельным участком и жилым домом, включении недвижимого имущества в состав наследственной массы умершего и о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования удовлетворить.
Установить факт владения и пользования ФИО1, 1932 года рождения, уроженцем <адрес> Республики Ингушетия, умершим ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес> с. <адрес>.
Включить в состав наследственной массы после смерти ФИО1, 1932 года рождения, уроженца <адрес> Республики Ингушетия, жилой дом обшей площадью 252 кв. м. с кадастровым номером 06:02:0900001:307 и земельный участок общей площадью 1500 кв. м., с кадастровым номером 06:02:0900001:3, находящийся по адресу: <адрес> с. <адрес>.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> Республики Ингушетия право собственности на жилой дом обшей площадью 252 кв. м. с кадастровым номером 06:02:0900001:307 и земельный участок общей площадью 1500 кв. м., с кадастровым номером 06:02:0900001:3, находящийся по адресу: <адрес> с. <адрес> в порядке наследования.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Верховный суд Республики Ингушетия через Сунженский районный суд.
Судья
Копия верна: судья
Сунженского районного суда РИ А.И. Наурузов