Судья: Волобуева Е.А. адм. дело № 33а-5230/2022
УИД: 63RS0037-01-2021-004578-78
Дело № 2а-156/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2022 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Лёшиной Т.Е. и Роменской В.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Дождевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кузьминой Людмилы Гавриловны на решение Самарского районного суда города Самары от 16 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя по доверенности административного истца Кузьминой Л.Г. - адвоката Красикова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя по доверенности административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации - Сизова А.Н., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кузьмина Л.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года о включении Кузьминой Л.Г. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить сведения о ней из реестра.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года она включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Уведомление об этом, копия распоряжения в ее адрес не направлялись.
С вынесенным распоряжением административный истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным, существенно нарушающим ее права и свободы. Признание ее таковым возлагает дополнительные обязанности. Указанным распоряжением не соблюден баланс публичных интересов. Ограничение прав не объясняется защитой конституционно-охраняемых ценностей и законных интересов. Считает, что вынесение такого распоряжения является дискриминацией, нарушает положения Конституции Российской Федерации и статей 8, 10, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Применение к ней законодательства о средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, свидетельствует о нарушении принципа равенства. Принятие распоряжения является вмешательством в ее права на свободу выражения мнения, а также на уважение частной жизни. Считает, что принятие такого решения обусловлено политической мотивацией.
Решением Самарского районного суда города Самары от 16 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 171-182).
В апелляционной жалобе представитель административного истца Кузьминой Л.Г. - адвокат Красиков В.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного (л.д. 184-197).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с положениями части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Судом установлено и из материалов административного дела следует, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № согласованным с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Кузьмина Л.Г. включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (л.д. 78).
ДД.ММ.ГГГГ года Министерством в адрес Кузьминой Л.Г. было направлено соответствующее уведомление (л.д. 79).
Основанием для включения Кузьминой Л.Г. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, послужили следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ года в адрес Министерства юстиции Российской Федерации поступила информация Федеральной службы по финансовому мониторингу (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ года) о фактах поступления на счет Кузьминой Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, открытый в ПАО Сбербанк, ДД.ММ.ГГГГ года, 1 операцией 15000 рублей от <данные изъяты>
Согласно информации, предоставленной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Кузьмина Л.Г. с ДД.ММ.ГГГГ года является организатором общественного наблюдения за выборами от ассоциации «Голос». В настоящее время является соучредителем юридического лица - регионального общественного движения «Гражданская инициатива» (№). Кузьмина Л.Г. ведет блог на сайте, не зарегистрированном в качестве СМИ, «Радио Эхо Москвы в Самаре», также выступает на одноименном радиоканале в качестве приглашенного гостя, эксперта, координатора движения «Голос». Ведет авторскую колонку на сайте информационного агентства «Засекин» (№ от ДД.ММ.ГГГГ) (<адрес>). Кроме того, Кузьмина Л.Г. ведет блог на сайте незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, «Общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос»» (<адрес>). Личные страницы в социальных сетях: «Facebook», «ВКонтакте», «Twitter», «Instagram», «LiveJournal» (профиль неактивен с ДД.ММ.ГГГГ года) (л.д. 43-44).
За период с ДД.ММ.ГГГГ года выявлено 8 фактов распространения Кузьминой Л.Г. материалов иностранных средств массовой информации «Idel.Реалии» и «Телеканал Настоящее Время», выполняющих функции иностранного агента (л.д. 45-46).
За период с ДД.ММ.ГГГГ года выявлено 3 факта участия Кузьминой Л.Г. в создании материалов иностранного средства массовой информации «Idel. Реалии», выполняющего функции иностранного агента (л.д. 47).
В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ представителем Министерства юстиции Российской Федерации представлено на обозрение письмо Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому информация, изложенная в письменных возражениях Минюста России, признана соответствующей информации, изложенной в письме Росфинмониторинга (л.д. 168-170).
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции указал, что, принимая решение о включении Кузьминой Л.Г. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, административный ответчик действовал в пределах своей компетенции в установленном порядке. Оспариваемое распоряжение не нарушает, не ограничивает права и свободы административного истца.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается в связи со следующим.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.
При применении законодательства, регулирующего вопросы свободы слова и свободы массовой информации, судам необходимо обеспечивать баланс между правами и свободами, гарантированными статьей 29 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и иными правами и свободами человека и гражданина, а также охраняемыми Конституцией Российской Федерации ценностями, с другой.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее 11 реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года № 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций является Минюст России.
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента утвержден Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года № 216.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14 указанного Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, с учетом требований абзаца 6 статьи 6 Закона «О средствах массовой информации» решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
На основании абзаца четвертого статьи 6 Закона о СМИ иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством: сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на территории Российской Федерации, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников (один раз в полгода); документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (ежеквартально); один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей, деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в течение одного месяца со дня признания физического лица, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст России. Иных обязанностей на административного истца не возлагается.
Довод апелляционной жалобы Кузьминой Л.Г. об отсутствии доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которых принято обжалуемое распоряжение, судебная коллегия находит несостоятельным.
Вышеуказанные доказательства получены в порядке, не противоречащим требованиям закона, соответствуют требованиям относимости, допустимости и достоверности. Материалы, автором которых является административный истец, являются общедоступными, и размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Авторство указанных материалов и получение денежных средств в размере 15000 рублей на счет, открытый в ПАО Сбербанк, ДД.ММ.ГГГГ года, от <данные изъяты> в ходе рассмотрения дела административным истцом не оспаривалось.
Не приобщение судом к материалам дела письма Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ года, предназначенного для служебного пользования, представленного административным ответчиком, не свидетельствует о нарушении процессуальных прав административного истца, поскольку, как следует из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ года, указанный документ исследован судом, его содержание административному истцу известно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанным наличие по настоящему делу оснований, предусмотренных статьей 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», необходимых для принятия оспариваемого распоряжения.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности вынесенного решения в отношении административного истца, которое не является дискриминирующим и нарушающим право на свободу слова и распространение информации, гарантированное статьей 29 Конституции Российской Федерации, а также с выводом об отсутствии политической цели, поскольку таких обстоятельств судом не установлено.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, не опровергают правильность выводов суда, и не содержат предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Самарского районного суда города Самары от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузьминой Людмилы Гавриловны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Волобуева Е.А. адм. дело № 33а-5230/2022
УИД: 63RS0037-01-2021-004578-78
Дело № 2а-156/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
17 мая 2022 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Лёшиной Т.Е. и Роменской В.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Дождевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кузьминой Людмилы Гавриловны на решение Самарского районного суда города Самары от 16 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя по доверенности административного истца Кузьминой Л.Г. - адвоката Красикова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя по доверенности административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации - Сизова А.Н., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Самарского районного суда города Самары от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузьминой Людмилы Гавриловны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: