Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-557/2023 от 14.04.2023

Производство № 2-557/2023

УИД 44RS0026-01-2022-001441-87

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2023 г. г. Кострома

Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Гаевого Д.Д., при секретаре Смуровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области к ООО «Санаторий Костромской» о взыскании суммы вреда, причиненного окружающей среде,

у с т а н о в и л:

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее департамент) обратился в суд с требованиями к ООО «Санаторий Костромской», просил обязать ООО «Санаторий Костромской» прекратить деятельность по ремонту, реконструкции, сносу объектов капитального строительства и сооружению дорог на земельном участке с кадастровым номером ; взыскать с ООО «Санаторий Костромской» в свою пользу 1 328 896 руб.- сумму вреда, причиненного окружающей среде. Требования мотивированы тем, что Департаментом 19.08.2022 проведено обследование особо охраняемой территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк санатория «Костромской». Установлено, что на территории земельного участка осуществляется деятельность, при которой допускаются нарушения природоохранного законодательства. На земельном участке имеются навалы мусора в виде отходов от строительных и ремонтных работ, от сноса и разборки зданий несортированного, лома кирпичной кладки от сноса и разборки зданий. По территории земельного участка перемещается строительная техника (гусеничный экскаватор), на территории ведутся работы по сооружению дороги с использованием мусора от сноса и разборки зданий, лома кирпичной кладки. Вышеуказанная деятельность, осуществляемая на земельном участке, нарушает требования ч. 2 ст. 51, ч. 5 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подп. 2, 3, 6 п. 11 Положения об ООПТ. Невыполнение требований природоохранного законодательства в силу положений ст. 80 ФЗ Об охране окружающей среды является основанием для ограничения, приостановления или прекращения в судебном порядке соответствующей деятельности. Также в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды окружающей среде причинен вред, размер которого составляет 1 328 896 руб. Земельный участок предоставлен в аренду (пользование) ООО «Санаторий Костромской» Управлением имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы на основании договора аренды от 3 ноября 2020 г. № Д0876 с разрешенным использованием: для эксплуатации зданий и сооружений санатория, срок 49 лет.

В ходе судебного разбирательства истец свой иск уточнил, поддержав его в части требования о взыскании с ООО «Санаторий Костромской» в пользу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области компенсацию вреда, причиненного окружающей среде, в сумме 648710, 41 руб.

К участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Костромы, Секлюцкий С.А. и ООО «Костромское карьероуправление».

В суде представители истца департамента по доверенности Пророкова Е.Н. и Смирнова Е.А. уточненные исковые требования поддержали по доводам искового заявления.

Представитель ответчика ООО «Санаторий Костромской» по доверенности Парфененкова О.В. возражала против удовлетворения иска, указала, что ответчиком были выполнены мероприятия по рекультивации почв, направленные на устранения вреда окружающей среде на общую стоимость, превышающую цену иска, тем самым ущерб возмещен, нарушение устранено.

Третье лицо Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Костромы в суд представителя не направило. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Третьи лица Секлюцкий С.А. и ООО «Костромское карьероуправление», извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились, представителей не направили.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером , имеющий местоположение: <адрес>, с разрешенным использованием: для эксплуатации зданий и сооружений санатория, площадью 41261 кв.м., на основании договора аренды земельного участка № Д0876 от 03.11.2020 был предоставлен в аренду ООО «Санаторий Костромской» Управлением имущественных и земельных отношений администрации г.Костромы на срок 49 лет. Согласно положениям пункта 1.3. Договора аренды арендатор был осведомлен о том, что передаваемый в аренду участок расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения туристско- рекреационной местности «Парк санатория «Костромской», организованной на основании постановления администрации Костромской области от 12 февраля 2013 № 23-а. Факт передачи подтверждается актом от 03.11.2020. Дополнительным соглашением от 03.02.2023 к указанному Договору аренды прежний арендатор ООО «Санаторий Костромской» был заменен на арендатора Секлюцкого С.А. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером находился в аренде у ответчика в период с 03.11.2020 до 03.02.2023.

На территории земельного участка действует особый правовой режим, связанный с его нахождением в границах особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк санатория «Костромской», организованной Постановлением Администрации Костромской области от 23.02.2013 № 23-а, которым также утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк санатория «Костромской» (далее - Положение об ООПТ). Этот особый правовой режим установлен в целях сохранения территории для использования ее в рекреационных целях и обеспечения экологически благоприятной городской среды (п. 1 Положения об ООПТ). Одной из задач организации особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк санатория «Костромской» является восстановление и поддержание в оптимальном состоянии озелененной территории (п. 2 Положения об ООПТ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Положениями части 2 статьи 51 указанного закона устанавливается запрещение на сброс отходов производства и потребления на почву.

Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Пунктом 11 Постановления Администрации Костромской области от 12.02.2013 N 23-а (ред. от 20.12.2021) "Об организации особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности "Парк санатория "Костромской" на территории ООПТ туристско-рекреационной местности "Парк санатория "Костромской" запрещаются следующие виды деятельности:

1) проведение сплошных рубок, подсочка лесных насаждений;

2) проезд и стоянка автотранспорта в не отведенных для этих целей местах;

3) захоронение промышленных и бытовых отходов, засорение и захламление территории;

4) распашка земель и передача их под коллективные и индивидуальные сады и огороды;

5) выпас скота;

6) строительство объектов, не относящихся к функционированию туристско-рекреационной местности;

7) мойка автотранспорта;

8) разведение костров в не отведенных для этих целей местах;

9) применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических веществ защиты растений и стимуляторов роста.

В соответствии со ст. ст. 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственниках земельных участков и лицах, не являющихся собственниками земельных участков, лежит обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Департаментом в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Костромской области 19.08.2022 проведено выездное обследование особо охраняемой территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк санатория «Костромской».

В этот же период, в рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства на территории г.Костромы в части контроля за зелеными насаждениями Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Костромы проведено контрольное мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в пределах указанного земельного участка с кадастровым номером 44:080607:154.

По результатам обследования установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером осуществляется деятельность, при которой допускаются нарушения природоохранного законодательства. На земельном участке имеются навалы мусора в виде отходов от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4), мусора от сноса и разборки зданий несортированного (код ФККО 8 12 901 01 72 4), лома кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код ФККО 8 12 201 01 20 5). По территории земельного участка перемещается строительная техника (гусеничный экскаватор), на территории ведутся работы по сооружению дороги с использованием мусора от сноса и разборки зданий несортированного (код ФККО 8 12 901 01 72 4), лома кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код ФККО 8 12 201 01 20 5). Данные обстоятельства подтверждаются документами Департамента: Актом выполнения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом № 085 от 19.08.2022 и Протоколом осмотра от 18.08.2022 с приложенной к нему фототаблицей (т. 1 л.д. 22-40), а также документами Управления архитектуры и градостроительства администрации города Костромы: Актом по результатам проведения контрольного мероприятия № 1 от 17.08.2022, Актом по результатам проведения контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом № 3 от 17.08.2022, Протоколом осмотра от 17.08.2022 (т.1 л.д. 41-65). Так, согласно Акту по результатам проведения контрольного мероприятия № 1 от 17.08.2022, на основании имеющихся в Управлении архитектуры и градостроительства администрации г.Костромы сведений- данных системы ИСОГД установлено, что площадь отсыпанной дороги строительным мусором, расположенной в границах особо охраняемой природной территории регионального значения туристско- рекреационной местности «Санаторий Костромской», в пределах земельного участка с кадастровым номером , составляет 451 кв.м. Также имеются навалы мусора площадью 238 кв.м. (т. 1 л.д. 41). Данные системы ИСОГД занесены на основании сведений, предоставленных лицензированными подрядными организациями, осуществляющими геодезические и картографические работы. Координаты характерных поворотных точек участков местности, полученные по результатам геодезической съемки частей земельного участка с кадастровым номером 44:080607:154, обозначенных на ситуационном плане как «Навал мусора» площадью 238 кв.м, и «Дорога из битого кирпича» площадью 451 кв.м, предоставлены истцу Управлением имущественных и земельных отношений администрации г.Костромы.

Вышеуказанная деятельность по замусориванию, осуществляемая на земельном участке, нарушает требования ч. 2 ст. 51, ч. 5 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подп. 2, 3, 6 п. 11 Положения об ООПТ. Невыполнение требований природоохранного законодательства в силу положений ст. 80 ФЗ Об охране окружающей среды, является основанием для ограничения, приостановления или прекращения в судебном порядке соответствующей деятельности.

На момент рассмотрения дела в суде действие Договора аренды земельного участка № Д0876 от 03.11.2020 в отношении арендатора ООО «Санаторий Костромской» прекращено, ответчик ООО «Санаторий Костромской» указанную деятельность не ведет, в силу чего, истец не поддерживает к нему исковое требование о возложении обязанности- прекратить деятельность по ремонту, реконструкции, сносу объектов капитального строительства и сооружению дорог на земельном участке с кадастровым номером .

Вместе с тем, в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды окружающей среде причинен вред.

Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона об охране окружающей среды, статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч.1).

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (ч.2).

При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ч. 2.1.).

В силу ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О животном мире" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно уточненным расчетам, предоставленным истцом, размер вреда, причиненного действиями ООО «Санаторий Костромской», составил 648710,41 руб., включает в себя вред, причиненный беспозвоночным животным и их местообитаниям в следствие уничтожения и запечатывания грунта на площади 451 кв.м, т.е. участке под дорогой из битого кирпича, в размере 291710, 41 руб., а также вред, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды на территории особо охраняемой природной территории регионального значения на площади 238 кв.м, т.е. участке, на котором обнаружена порча почв, в размере 357 000 руб.

Расчеты ущерба выполнены на основании Методик расчета, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.04.2008 № 107 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, и отнесенным к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания», и Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как охраны окружающей среды».

Оценивая довод ответчика о том, что им понесены значительные затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, которые не учтены истцом, суд исходит из следующего.

Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (ред. от 07.03.2019) "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель"), "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

    Исходя из установленного факта негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности ответчика, приведшего к ухудшению качества земель, причинению ущерба окружающей среде, именно ответчик, заявляя довод о проведении работ по рекультивации земель, должен доказать устранение нарушения и возмещение ущерба окружающей среде.

    Ответчиком в дело представлены копии документов, из которых следует, что им было приобретено и доставлено по адресу: <адрес> почвенно- растительный грунт в количестве 120 куб.м., на сумму 438000 руб. согласно товарной накладной № 60 от 26.08.2022, приобретено в ООО «Леруа Мерлен Вострок» травосмесь «Веселая лужайка» на 6000 руб., и строительные материалы, а всего на 10695 руб. (включая стоимость травосмеси), направлено на восстановление грунта на земельном участке приказом № 9 от 20.08.2022 г. 10 работников, понесено затрат на оплату труда работников в сумме 349977,60 руб., оплачены транспортные услуги перед ООО «ЛюксАвто» за три дня 23.08.2022, 26.08.2022, 31.08.2022 в общей сумме 186000 руб.    

В Обзоре судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022, указано, что возмещение вреда окружающей среде осуществляется посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Возложение на ответчика обязанности разработать проект рекультивации земельного участка не ведет к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем, истец вправе выбрать при обращении за судебной защитой способы, предусмотренные статьей 1082 ГК РФ, статьей 78 Закона об охране окружающей среды. Принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункт 13 постановления Пленума № 49). Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, оперативности принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков). При этом в силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Таким образом, возможность возложения обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды обусловлена наличием соответствующего волеизъявления ответчика, выражающегося в добровольном совершении действий, направленных на осуществление необходимых мероприятий, подтверждением которого является разработка проекта восстановительных работ ко времени рассмотрения дела судом. Проект восстановительных работ подлежит оценке судом, в том числе, на предмет обоснованности и достаточности мероприятий для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, объективной возможности осуществления их ответчиком как собственными силами (при наличии технической и иной возможности), так и путем привлечения третьих лиц. В случае если лицо, причинившее вред окружающей среде, впоследствии, действуя добросовестно, осуществляет меры, направленные на восстановление состояния окружающей среды, в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, в удовлетворении иска о возмещении вреда в денежной форме может быть отказано.

Уже после представления ответчиком истцу сведений о проведенных работах, департаментом осуществлено контрольное (надзорное) мероприятие 16 ноября 2022 г., в виде выездного обследования, в ходе которого выполнены контрольные действия: осмотр особо охраняемой природной территории регионального значения туристско- рекреационной местности «Парк санатория «Костромской» и инструментальное обследование земельного участка (кадастровый номер ) в месте причинения ущерба объектам особой охраны. По результатам установлено, что информация об устранении последствий причинения ущерба объектам особой охраны на территории ООПТ регионального значения ТРМ «Парк санатория «Костромской» в результате строительства технологической дороги, не подтвердилась. В Акте Департамента № 132 от 16.11.2022 (т.2 л.д. 1-3) выполнения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом отражено, что организацией ООО «Санаторий Костромской» на территории земельного участка (кадастровый номер ) не устранен вред, причиненный беспозвоночным животным и их местообитаниям, вследствие уничтожения и запечатывания грунта. Комплекс работ по удалению строительного мусора с площади 719 кв.м. не проведен, или проведен частично (т. 2 л.д. 1-3). В Протоколе осмотра от 16.11.2022 (т.2 л.д. 417) специалистами Департамента зафиксированы выявленные нарушения: на земельном участке с кадастровым номером 44:080607:154 имеются навалы мусора в виде лома кирпичной кладки. Обнаружены следы устранения последствий причинения ущерба объектам особой охраны на территории ООПТ регионального значения ТРМ «Парк санатория «Костромской» в результате строительства технологической дороги. Площадь, где была проложена технологическая дорога, подсыпана грунтом, засеяна травянистой растительностью. В ходе проведения инструментального обследования (выемки грунта), оформленного Протоколом № 132 от 16.11.2022 (т.2 л.д. 18-19) выявлено, что высота подсыпанного грунта составляет от 0,05 м до 0,2 м. Под поверхностным слоем поверхностного грунта располагается технологическая дорога, для строительства которой были использованы отходы производства и потребления в виде мусора от сноса и разборки зданий несортированный, лома кирпичной кладки от сноса и разборки зданий, чем нарушены требования ч. 5 ст. 12 Федерального закона Об отходах производства и потребления в части запрета захоронения отходов в границах населенных пунктов, рекреационных зон, а также требования пп. 3 п. 11 Положения об ООПТ регионального значения ТРМ «Парк санатория «Костромской» в части запрета засорения и захламления территории.

Данные обстоятельства в суде подтвердили допрошенные свидетели Б и Е (т.2 л.д. 76).

    Из пояснений истца следует, что для рекультивации земель после проведенных ответчиком работ требуется убрать выложенный ответчиком на скопления мусора грунт, собрать и вывезти строительный и иной мусор и вновь провести мероприятия по рекультивации почвы в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом.

    Данная позиция истца представляется суду верной. Проверочным мероприятием от 16.11.2022 установлено, что под слоем неравномерно насыпанного грунта, толщина которого составляет от 5 до 20 см, сохраняется строительный мусор. Исходя из требований Постановления Администрации Костромской области от 12.02.2013 N 23-а (ред. от 20.12.2021) "Об организации особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности "Парк санатория "Костромской" на территории ООПТ туристско-рекреационной местности "Парк санатория "Костромской" запрещено захоронение промышленных и бытовых отходов, засорение и захламление территории. Суд не согласен с утверждением ответчика о том, что выявленный мусор под слоем грунта лишь образует состав административного правонарушения. Данное обстоятельство является основанием для требования о возмещении ущерба. А это предполагает уборку выложенного ответчиком грунта, вывоз строительного и иного мусора и мероприятия по рекультивации почвы в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом.

Исходя из этих обстоятельств, принятие и учет подтвержденных ответчиком расходов приведет к отказу в удовлетворении исковых требований департамента, поскольку стоимость этих расходов сопоставима со взыскиваемой истцом суммой ущерба. Однако такое решение равнозначно признанию того, что ущерб окружающей среде возмещен, земли восстановлены. С этим нельзя согласиться. Показания свидетелей, акты проверочного мероприятия от 16.11.2022 данный довод стороны ответчика опровергают. Проведение ответчиком работ в отсутствие разработанного и согласованного в установленном законом порядке проекта рекультивации не позволило достичь цели рекультивации в том смысле, который вкладывает в это понятие Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (ред. от 07.03.2019) "О проведении рекультивации и консервации земель".

Поскольку ответчиком не выполнено необходимое требование – не разработан и не утвержден в установленном законом порядке проект восстановительных работ, проект рекультивации, а сами работы проведены не в соответствии с указанными проектами, затраты ответчика на эти работы не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, не подлежат учету при определении размера возмещения вреда в денежной форме.

Ответчику было предложено представить суду доказательства тому, что допущенное нарушение им устранено, причиненный окружающей среде ущерб возмещен, а проведенные им работы привели к восстановлению почв. Судом также было предложено ответчику ходатайствовать о проведении судебной экспертизы. Истец ранее заявлял такое ходатайство, которое было удовлетворено, но в последствие, полагая, что им (департаментом) в обоснование иска представлены доказательства, и бремя доказывания факта устранения последствий причинения ущерба лежит на ответчике, от проведения судебной экспертизы истец отказался. Ответчик же этим правом не воспользовался, как и не представил иных достоверных и убедительных доказательств в обоснование возражений против иска.

При данных обстоятельствах суд полагает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению. С ответчика подлежит взысканию в возмещение ущерба 648710 руб.

Кроме того, с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ города Кострома подлежит взысканию госпошлина с учетом удовлетворения исковых требований в сумме 9687 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области удовлетворить.

Взыскать с ООО «Санаторий Костромской» (<данные изъяты>) в пользу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, 648710 рублей.

Взыскать с ООО «Санаторий Костромской» в доход бюджета муниципального образования городской округ города Кострома госпошлину в сумме 9687 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                           Д.Д. Гаевый

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 22.12.2023.

Судья                   Д.Д. Гаевый

2-557/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской облавсти
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Санаторий Костромской"
Другие
Управление имущественных и земельных отношений Администрации г.Костромы
Левикова А.А.
Суворовский карьер
Парфененкова Олеся Викторовна
Секлюцкий Сергей Анатольевич
Пророкова Елена Николаевна
Суд
Димитровский районный суд г. Костромы
Судья
Гаевый Дмитрий Дмитриевич
Дело на странице суда
dimitrovsky--kst.sudrf.ru
14.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.04.2023Передача материалов судье
17.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Судебное заседание
07.08.2023Производство по делу возобновлено
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.01.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
10.04.2024Дело оформлено
10.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее