Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-433/2024 (2-3937/2023;) ~ М-2888/2023 от 29.08.2023

Дело

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

29 января 2024 года                                                                                                        <адрес>

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи Белхароева Т.А.,

при помощнике судьи Ахильгове М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Абадиева М. Ш. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконными действий, выразившихся в уменьшении размера пенсии и возложении обязанности произвести доплату удержанной части пенсии,

установил:

Прокурор <адрес> в интересах Абадиева М.Ш. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных исковых требований просит признать незаконными действия Экспертного центра при ОСФР по <адрес>, выразившиеся в уменьшении размера пенсии Абадиеву М.Ш., обязать Экспертный центр при ОСФР по <адрес> произвести доплату удержанной части страховой пенсии Абадиеву М.Ш. и обязать ОСФР по <адрес>, возобновить Абадиеву М.Ш. пенсию в размере, установленного до необоснованного снижения.

В обоснование искового заявления указано, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры республики проведена проверка по обращению Абадиева М. Ш., на неправомерные действия должностных лиц Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, выразившиеся в необоснованном снижении размера пенсии. В ходе проверки установлено, что Абадиев М.Ш. является получателем страховой пенсии по старости на основании ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

По данным программно-технического комплекса «Назначение и выплата пенсий» общий стаж, учтенный при назначении страховой пенсии по старости, составляет 43 года 1 месяц и 9 дней, в том числе и период репрессии с ДД.ММ.ГГГГ по 09.01.1957г.<адрес> размер выплачиваемой страховой пенсии по старости по данным ПТК НВП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял 33 797, 36 рублей, из них: фиксированная базовая часть 14 444, 48 рублей, страховая часть 19 352,88 рублей и ЕДВ (ежемесячная денежная выплата) за 1 группу инвалидности в размере 4 957,95 рублей и компенсационная выплата по уходу 1 200 рублей.

При первичном установлении пенсии были учтены заработная и стаж работы Абадиева М.Ш. в арендном участке, но производству «Пластмасс» Арендного производственного объединения «МАЛХ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.1990г.

Основанием для перерасчета размера пенсии послужили, возникшие у Комиссии сомнения в подлинности представленной справки о заработной платы за указанный период работы. Общая сумма выплачиваемой пенсии после перерасчета составляет 14 134 рублей, то есть снижение размера пенсии составило 14 656,02 рублей. Кроме того, в распоряжении о перерасчете пении основанием перерасчета указано «Заявление», однако, документы, подтверждающие указанный факт не представлены.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Главой 5 "Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии" (ст. 21 - 29) Федерального закона "О страховых пенсиях" №400-ФЗ (далее - ФЗ ) определены в том числе условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.

Положениями ч. 9 ст. 21 ФЗ предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Исчерпывающий перечень оснований для прекращения и приостановления пенсии определён ст. ст. 24, 25 ФЗ .

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 названного федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н утверждении Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии.

Пунктами 63-66 Правил предусмотрено, что выплата пенсии производится в течение срока, на который она назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при устранении обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение выплаты пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", до приостановления или прекращения выплаты пенсии продлевает выплату этой пенсии.

Выплата пенсии приостанавливается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определенном ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П).

С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда России от ДД.ММ.ГГГГ определённые полномочия, в том числе по осуществлению функций назначения, перерасчета, выплаты и прекращения пенсий переданы Экспертному центру, созданному при ОПФР по <адрес>.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры республики проведена проверка по обращению Абадиева М. Ш., на неправомерные действия должностных лиц Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, выразившиеся в необоснованном снижении размера пенсии.

В ходе проверки установлено, что Абадиев М.Ш. является получателем страховой пенсии по старости на основании ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно уведомлению ОСФР по <адрес>, адресованного прокурору <адрес> общий стаж, учтенный при назначении страховой пенсии по старости, Абадиеву М.Ш. составляет 43 года 1 месяц и 9 дней, в том числе и период репрессии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Общий размер выплачиваемой страховой пенсии по старости по данным ПТК НВП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял 33 797, 36 рублей, из них: фиксированная базовая часть 14 444, 48 руб., страховая часть 19 352,88 рублей и ЕДВ (ежемесячная денежная выплата) за 1 группу инвалидности в размере 4 957,95 рублей и компенсационная выплата по уходу 1 200 рублей.

При первичном установлении пенсии были учтены заработная плата и стаж работы Абадиева М.Ш. в арендном участке, но производству «Пластмасс» Арендного производственного объединения «МАЛХ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.1990г.

В ходе ревизии проведенной Ревизионной Комиссией ПФР в ноябре 2022 года проведены мероприятия по прекращению выплаты и снижению размера пенсии, в том числе и Абадиеву М.Ш., в качестве причины снижения размера пенсии указано, перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ без учета заработной платы за вышеуказанный период.

Общая сумма выплачиваемой пенсии после перерасчета составляет 14 134 руб., то есть снижение размера пенсии составило 14 656,02 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно статье 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

    Запрос суда о предоставлении для обозрения пенсионного дела Абадиева М.Ш., ответчик так и не исполнен.

    Между тем, из имеющегося в материалах дела акта изъятия документов и (или) материалов усматривается, что от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное дело Абадиева М.Ш., вместе и с другими пенсионными делами (всего 52) изъято должностными лицами Федерального казначейства, в соответствии с поручением Федерального казначейства.

    Согласно ответу УФК по Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ , изъятые должностными лицами Федерального казначейства, в соответствии с поручением Федерального казначейства переданы ДД.ММ.ГГГГ Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>.

    Как следует из представленных Почетных Грамот и удостоверений Абадиев М.Ш., неоднократно выделялся за достигнутые успехи в период работы.

В ходе судебного разбирательства доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, ответчиком суду не представлены. При этом суд отмечает, что при принятии оспариваемого решения, уполномоченными должностными лицами запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), для проверки факта обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, не направлялись.

В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П).

Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину пенсии, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, или предположений в части достоверности представленных сведений не может служить основанием для уменьшения выплаты гражданину пенсии.

Исходя из изложенного выплата страховой пенсии, которая была назначена гражданину в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными соответствующих документов, представленных гражданином для назначения страховой пенсии.

Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по старости, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости.

В частности, до принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по старости. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности представленных сведений о заработной плате у гражданина не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения или снижения выплаты страховой пенсии по старости.

Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по ходатайству истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Рассматривая ходатайство истца об обращении решения по настоящему делу к немедленному исполнению, суд находит его подлежащим удовлетворению, поскольку необоснованное прекращение выплаты пенсии фактически лишило Абадиева М.Ш. средств к существованию.

Таким образом, оценивая приведенные выше доказательства в совокупности, с учетом положений приведенных выше нормативно-правовых актов, суд находит решение ответчика не соответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 212 ГПК РФ,

Решил:

Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Абадиева М. Ш. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконными действий, выразившихся в уменьшении размера пенсии и возложении обязанности произвести доплату удержанной части пенсии, удовлетворить.

Признать незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, выразившиеся в уменьшении размера пенсии Абадиеву М. Ш..

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> возобновить выплату пенсии Абадиеву М. Ш. в прежнем размере.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> произвести доплату удержанной части страховой пенсии Абадиеву М. Ш..

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

          Копия верна:

Судья Магасского районного суда                                                                        Т.А. Белхароев

2-433/2024 (2-3937/2023;) ~ М-2888/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Назрани- ( в интересах Абадиева Муссы Шамсудиновича,17.07.1930 г.,прожив;респ.Ингушетия,тер.АО Насыр-Кортский,ул.Эсмурзиева,,д.24)
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РИ
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Волгоград
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Белхароев Т.А.
Дело на странице суда
magassky--ing.sudrf.ru
29.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2023Передача материалов судье
29.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2023Подготовка дела (собеседование)
15.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.03.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
08.04.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее