Судья Коваленко О.П. Гр. дело № 33-6801/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 мая 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хаировой А.Х.,
судей Черкуновой Л.В., Вачковой И.Г.,
при секретаре Булановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петренко В.Н., Петренко В.А. к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, начальнику 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности включить в реестр лиц, нуждающихся в жилых помещениях,
с апелляционной жалобой представителя истцов Петренко В.Н., Петренко В.А. по доверенности Скороходова А.В. на решение Самарского районного суда г. Самары от 15 марта 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска Петренко В.Н., Петренко В.А. к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности включить в реестр лиц, нуждающихся в жилых помещениях, - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х. по делу, пояснения представителя истцов Петренко В.Н., Петренко В.А. по доверенности Скороходова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ по доверенностям Некуш К.Б. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истцы Петренко В.Н., Петренко В.А. обратились в суд с иском к ответчикам ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, начальнику 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФо признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности включить в реестр лиц, нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование исковых требований указано, что Петренко В.Н. проходил военную службу по контракту в различных воинских должностях, уволен с военной службы приказом от ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Приказом командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. В период прохождения военной службы Петренко В.Н. и члены его семьи были поставлены на учет нуждающихся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ. Истцу на состав семьи из 2 человек на основании протокола заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено служебное жилое помещение – однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в котором истцы проживают по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ Петренко В.Н. подавал рапорт с просьбой не снимать его с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения. На обращение Петренко В.Н. в 1-ый отдел ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о восстановлении его и членов его семьи на учете нуждающихся в получении жилого помещения в городе Самаре, решением ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ № ДД.ММ.ГГГГ отказано в постановке на жилищный учет в связи с тем, что в период прохождения военной службы Петренко В.Н. и члены его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях в установленном порядке признаны не были, отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о факте принятия истца и членов его семьи на жилищный учет. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили суд признать за ними право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства в городе Самаре за счет средств Министерства обороны РФ, а также обязать ответчика включить их в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истцов Петренко В.Н., Петренко В.А. по доверенности Скороходов А.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Разрешив в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей истца и ответчиков, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для реализации права на предоставление жилого помещения необходимо наличие совокупности юридически значимых фактов, таких как: признание в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения, обращение в предусмотренном законом порядке к уполномоченному лицу, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении жилья.
В соответствии с п. 2 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах Российской Федерации», являющейся приложением № 1 к Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 15.02.2000 года № 80 (далее - Иснтрукция) военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения (п. 3 Инструкции).
В соответствии с п. 26 Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства (п. 27 Инструкции).
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей (п. 28 Инструкции).
Из материалов дела следует, истец являлся военнослужащим Министерства обороны РФ и уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании п. «а» ч.1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Приказом командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ Петренко В.Н. исключен из списка личного состава части.
ДД.ММ.ГГГГ Петренко В.Н. обратился с заявлением в 1 отдел ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Какие-либо документы, свидетельствующие о признании его нуждающимся в получении жилого помещения в период военной службы и его постановке на соответствующий учет <данные изъяты> КЭЧ района, к заявлению не приложил.
Решением начальника 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ № ДД.ММ.ГГГГ истцу и членам его семьи было отказано в постановке на жилищный учет в связи с тем, что в период прохождения военной службы Петренко В.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях в установленном порядке признан не был, отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о факте принятия истца и членов его семьи на жилищный учет, а действующий порядок, установленный приказом Министерства обороны РФ № 1280 от 2010 года не предусматривает принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях уволенных ранее с военной службы граждан.
Оценив представленную в материалы дела копию рапорта с просьбой не снимать истца с учета нуждающихся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанный документ нельзя признать допустимым доказательством, поскольку подлинник рапорта от ДД.ММ.ГГГГ суду не представлен, и содержащаяся информация в копии рапорта по существу не соответствует действительности. Так, указано, что командир войсковой части ФИО1 поддержал по существу рапорт не истца, а «ФИО2». Кроме того, в представленной копии рапорта от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на ДД.ММ.ГГГГ Петренко В.Н. обеспечен служебным жильем по установленным нормам по адресу: <адрес>.
Между тем, судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, истцам предоставлено только ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, по ходатайству представителя ответчика, была назначена судебная техническая экспертиза, производство которой было поручено ООО «МЛСЭ», на разрешение экспертам были поставлены вопросы о соответствии фактического времени выполнения документов – листа беседы со <данные изъяты> Петренко В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ и представления командира войсковой части № ФИО1, указанным в них датах.
Из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фактическое время выполнения листа беседы со <данные изъяты> Петренко В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в предоставленном на исследование виде, не соответствует указанной дате – ДД.ММ.ГГГГ, данный документ выполнен позже, не ранее **** года. Фактическое время выполнения представления командира войсковой части № ФИО1 на <данные изъяты> Петренко В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в представленном на исследование виде не соответствует указанным датам ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, данный документ в представленном на исследование виде выполнен позже, не ранее **** года. Фактическое время выполнения рукописного фрагмента записи «<данные изъяты>» в дате на оборотной стороне второго листа представления не соответствует указанной дате ДД.ММ.ГГГГ, данный реквизит выполнен позже, не ранее **** года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив изложенные выше обстоятельства, дав оценку собранным по делу доказательствам, в том числе показаниям свидетелей ФИО3, ФИО4, эксперта ФИО5, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что истец, на момент увольнения с военной службы на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма не состоял, с рапортом об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства к командиру войсковой части не обращался.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены постановленного решения.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Принцип состязательности основан на юридическом равенстве сторон в спорном материальном правоотношении и противоположности их материально-правовых интересов.
В судебном заседании судебной коллегии представитель истцов не смог пояснить, с каким составом семьи истец Петренко В.Н. был принят на учет, предполагает, что, возможно, с членами первой семьи, не смог пояснить, по какому адресу проживал на момент принятия на учет, с кем, с каким составом семьи и по какому адресу, какие документы и с какого адреса места жительства представлял.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при подаче настоящего иска истцы не ссылались в обоснование исковых требований на лист беседы от ДД.ММ.ГГГГ и представление командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, которые являлись результатом проверки судебной экспертизы, данные документы не имеют значение для разрешения настоящего дела, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
В силу ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда и поэтому не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
определила:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 15 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Петренко В.Н., Петренко В.А. по доверенности Скороходова А.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступлении в законную силу.
Председательствующий
Судьи