Дело № 2-6198/2023 06 декабря 2023 года
78RS0005-01-2023-005835-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кондрашевой М.С.,
при секретаре Касумовой И.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СПб ГКУ «ГИРЦ» к Иванову В.А. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Истец СПб ГКУ «Городской информационно-расчётный центр» обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику Иванову В.А. о взыскании неосновательно полученных сумм выплаты ветерану труда льгот по оплате ЖКУ за период с 01.11.2019 года по 30.11.2022 года в размере 46535 рублей 27 копеек, неосновательно полученной суммы выплаты ветерану труда в сумме 36212 рублей.
Свои исковые требования обосновывает тем, что Иванову В.А. зарегистрированному по месту жительства в Санкт-Петербурге, в соответствии с законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. №728-132 Социальный Кодекс Санкт-Петербурга, с 01.02.2019 года по личным заявлениям были предоставлены меры социальной поддержки из бюджета Санкт-Петербурга: ежемесячная денежная выплата ветерану труда (ЕДВ); денежная выплата ветерану труда льготы по оплате ЖКУ. В сентябре 2022г. при отработке заявления гражданина, зарегистрированного по адресу регистрации ответчика, было установлено, что Иванов В.А. снят с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге -02.10.2019г. по решению суда, как утративший право пользования жилым помещением, что послужило основанием для издания Администрацией Калининского района СПБ распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. №№ о прекращении ЕДВ и ЖКУ с 01.11.2019г. Учитывая что данные сведения поступили несвоевременно, образовалась переплата за период с 01.11.2019г. по 30.11.2022г.: ЕДВ в сумме 36212,00 руб. (911*2+947*12+979*12+1018*3+1028*8); ЖКУ в сумме 46535,27 рублей (1267,80*3+28357,35+1419,34*5+1033,92+1081,06*3+1480,36*2). При расчете сумм денежных выплат льгот при оплате ЖКУ учитывается региональный стандарт стоимости ЖКУ и напрямую зависит от количества лиц, на которых начисляется квартирная плата. Ответчик был снят с регистрационного учета в Санкт-Петербурге по адресу предоставления ЖКУ -02.10.2019г.. Ответчик на основании личных заявлений давал обязательство сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение денежных выплат, своевременно свою обязанность не исполнил, о снятии с регистрационного учета в Санкт-Петербурге орган социальной защиты населения не уведомил, ввиду чего следует признать сумму 8 2747 рублей 27 копеек неосновательным обогащением.
Представитель истца в судебное заседание 06.12.2023г. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, ранее просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Иванов В.А. в судебное заседание 06.12.2023г. явился, против удовлетворения иска возражал. Ранее ответчиком в материалы дела представлены письменные возражения на исковое заявление, которые были приобщены к материалам дела. При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства (в том числе, показания свидетеля, пояснившего о фактическом проживании ответчика в спорный период в Санкт-Петербурге), выслушав ответчика, суд приходит к следующим выводам.
На основании пп.9 п.1 ст.60, п.2 и 3 ст.63 главы 14 Социального Кодекса РФ, меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются пенсионерам имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, что подтверждается только данными органов регистрационного учета либо решением суда, как указано в п.4 ст.4 Социального Кодекса, и гражданам без определенного места жительства при условии их постановки на учет в порядке установленном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007. №1010 «Об учете граждан РФ без определенного места жительства» в соответствии с п.3 ст.4 Социального Кодекса.
Согласно п.2.16 Порядка предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) в виде ежемесячной денежной выплаты и дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2016г. №385 «О мерах по реализации главы 14 «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс СПБ», при возникновении обстоятельств, влекущих изменение сведений, представленных для предоставления ежемесячной денежной выплаты, гражданин обязан в письменном виде в течении 10 рабочих дней сообщить об этом в администрацию района Санкт-Петербурга.
В соответствии с п.2.17 Порядка, в случае установления факта излишнего перечисления ЕДВ администрация района организует работу по возврату гражданином в добровольном порядке в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм, в случае отказа- гражданина –в порядке, установленном действующим законодательством. Суммы ЕДВ считаются излишне выплаченными за период, когда у гражданина отсутствовало право на предоставление ЕДВ.
Согласно ст.22 ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ О ветеранах, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии с п.1.3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009г. №1258 «О реализации Закона СПБ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», денежные выплаты предоставляются гражданину на одно жилое помещение (жилой дом (часть жилого дома), квартиру (часть квартиры, в том числе несколько комнат), комнату) по месту его жительства.
Согласно п.2.8 Положения, граждане обязаны извещать администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в течении 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств.
Предоставление денежных выплат прекращается на основании решения администрации района СПБ с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на денежную выплату (п.2.9 Положения).
Граждане, которые не известили администрацию СПБ об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в срок, указанный в п.2.8 настоящего Положения, обязаны возвратить необоснованно полученные денежные средства.
Из материалов дела следует, что Иванову В.А., зарегистрированному по адресу <адрес> были назначены выплаты: ЕДВ ветерану труда с 01.02.2019 года, денежная выплата ветерану труда льгот по оплате ЖКУ с 01.02.2019 года.
В декабре 2022 года с СПБ ГКУ ГИРЦ из ОСЗН Калининского района поступило распоряжение на прекращение выплаты с 01.11.2019 по причине снятия с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге с 02.10.2019 года.
В результате несвоевременного предоставления сведений образовалась переплата за период с 01.11.2019г. по 30.11.2022г.: ЕДВ в сумме 36212,00 руб. (911*2+947*12+979*12+1018*3+1028*8); ЖКУ в сумме 46535,27 рублей (1267,80*3+28357,35+1419,34*5+1033,92+1081,06*3+1480,36*2).
Согласно ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса, независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо сберегло (приобрело) за счет другого лица без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствии правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, иные денежные суммы, предоставленные в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего спорные выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на выплаты ветеранам труда.
Излишне выплаченные Иванову В.А. суммы ежемесячной выплаты как ветерану труда в силу п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности Иванова В.А. Однако, таких доказательств суду не представлено.
Исходя из содержания представленных суду документов, ответчик был снят с регистрационного учета по месту жительства по решению Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 20.08.2019г. по гражданскому делу № 2-4277/2019, как утративший право пользования жилым помещением (л.д.61).
В ходе судебного разбирательства ответчик пояснил, что о принятом судом решении не знал, узнал о нем только при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Судом к материалам дела приобщена копия решения вышеуказанного судебного акта, из содержания которого следует, что гражданское дело было рассмотрено в отсутствии ответчика Иванова В.А., согласно справочного листа гражданского дела № 2-4277/2019, копия решения о признании его утратившим право пользования жилым помещением получено Ивановым В.А. лишь 21.08.2023г.
Принимая во внимание отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности действий Иванова В.А. при получении ежемесячной выплаты, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований СПб ГКУ «ГИРЦ» к Иванову В.А. о взыскании неосновательного обогащения.
Согласно ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо взыскания в качестве неосновательного обогащения денежных выплат, являющихся источником средств к существованию.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Меры социальной поддержки соответствующих категорий граждан, в т.ч. произведенные в пользу ответчика выплаты, являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение. При этом компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, являясь мерой социальной поддержки, входит в гарантированную государством систему мер социальной защиты, предназначенную, в числе иных мер социальной поддержки и льгот, обеспечить гражданам надлежащий уровень жизни и необходимый достаток, в связи с чем по своей правовой природе относится к средствам существования гражданина.
Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной имеющему право на получение мер социальной поддержки гражданину компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальной услуг, в данном случае в форме ежемесячных жилищно-коммунальных выплат, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае сумм ежемесячных выплат, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
У органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, иных субъектов, исполняющих публично-правовые функции, включая СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр», имеются обязанности по организации единого учета граждан, получающих меры социальной поддержки в Санкт-Петербурге, по контролю за состоянием АИС «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» и осуществлением социальных выплат по данным АИС ЭСРН, обязанности приостановить социальную выплату в случае утраты на нее права.
Как указано выше, недобросовестность ответчика при получении выплат не доказана истцом, как и наличие счетной ошибки, сами выплаты являются для ответчика источником средств к существованию, а потому не подлежат взысканию как неосновательное обогащение согласно ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также обоснованным является ходатайство ответчика о применении к заявленным требованиям положений о сроке давности.
В силу ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Частью 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ определено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.
На основании ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как указано в ч.ч. 1, 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Учитывая, что рассматриваемое исковое заявление было направлено в суд 15.05.2023г. (конверт-л.д.39), исковые требования о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.11.2019г. по 30.04.2020г. удовлетворению не подлежат, также ввиду пропуска истцом срока исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░» – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 10.01.2024░.