Судебный акт #1 (Решение) по делу № 72-1025/2020 от 04.09.2020

Судья Жабреев В.А. Дело № 72-1025/2020

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Белеванцева О.А., рассмотрев 28 октября 2020 года жалобу защитника ООО «ЖБИ 2020» Захаровой Ю.В. по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Свердловской области от 11 марта 2020 года № 66/7-824-20-ОБ/12-4620-И/57-154, оставленным без изменения решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 17 августа 2020 года, ООО «ЖБИ 2020» по ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначен административный штраф в размере 50000 рублей.

В жалобе защитник просит об отмене постановления и решения, считая их незаконными.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.

Как установлено должностным лицом Государственной инспекции труда, а затем судьей районного суда при рассмотрении жалобы, ООО «ЖБИ 2020» допущены нарушения:

статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора с водителем С.;

статей 5 и 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», поскольку водитель С. не был ознакомлен с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

статей 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302 н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», поскольку обществом не представлены доказательства прохождения водителем С. обязательного предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра (обследования) для определения пригодности этого работника к поручаемой работе.

Допущенные ООО «ЖБИ 2020» нарушения квалифицированы должностным лицом и судьей районного суда по ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

Однако состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из содержания диспозиции ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что указанная норма является общей по отношению к случаям, предусмотренным частями 2 - 4 настоящей статьи.

Частью 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, а частью 3 данной статьи - за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

При таких обстоятельствах нарушение ООО «ЖБИ 2020» государственных нормативных требований охраны труда в части не ознакомления водителя С. с результатами специальной оценки условий его труда следовало квалифицировать по ч.2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда является неотъемлемой частью процедуры такой оценки (части 5, 5.1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Нарушение ООО «ЖБИ 2020» государственных нормативных требований охраны труда в части отсутствия сведений о прохождении водителем С. обязательного предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра (обследования) для определения пригодности этого работника к поручаемой работе означает допуск указанного работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке медицинского осмотра, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, при производстве по делу и обжаловании постановления защитником общества неоднократно указывалось, что, несмотря на уклонение водителя С. от прохождения медицинского осмотра, он допускался работодателем к исполнению трудовых обязанностей.

Ненадлежащее оформление трудового договора с водителем С., выразившееся в отсутствии в нем обязательных условий (об условиях труда на рабочем месте, о доплате районного коэффициента), не является нарушением требований охраны труда, а влечет ответственность по ч.4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, совершенные ООО «ЖБИ 2020» противоправные, виновные деяния состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не образуют.

Вместе с тем, переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Данная правовая позиция выражена в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", а также в Постановлении Верховного Суда РФ от 24.05.2018 N 73-АД18-2.

Поскольку санкциями части 4 статьи 5.27, частей 2 и 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным частью 1 статьи 5.27.1 данного Кодекса, переквалификация действий ООО «ЖБИ 2020» в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.

С учетом изложенного, постановление должностного лица и судебное решение в отношении ООО «ЖБИ 2020» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Свердловской области от 11 марта 2020 года № 66/7-824-20-ОБ/12-4620-И/57-154 и решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 17 августа 2020 года в отношении ООО «ЖБИ 2020» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

72-1025/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "ЖБИ 2020"
Другие
Захарова Юлия Викторовна
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Белеванцева Ольга Александровна
Статьи

ст. 5.27.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--svd.sudrf.ru
07.09.2020Материалы переданы в производство судье
28.10.2020Судебное заседание
29.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2020Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее