22RS0058-01-2023-000273-36
Категория 2.211
Дело №2-213/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2023 года с. Усть-Калманка
Усть-Калманский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Григорьевой О.В.,
при секретаре судебного заседания Щербаковой И.И.,
с участием процессуального истца помощника прокурора района Вражевских В.В.,
представителя ответчика Муниципального образования Усть-Калманский район в лице Администрации Усть-Калманского района Алтайского края Колеговой А.В.,
представителя третьего лица КГБУЗ «Усть-Калманская ЦРБ» и.о.главного врача Тумашовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Калманского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Усть-Калманская СОШ», Муниципальному образованию Усть-Калманский район в лице Администрации Усть-Калманского района Алтайского края о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий образовательного учреждения и осуществить финансирование указанных мероприятий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор района обратился в районный суд с административным иском к МБОУ «Усть-Калманская СОШ» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий. Требование мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения прав детей на образование, в ходе которой установлено следующее.
Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон |№ 273-ФЗ) является приоритет жизни и здоровья человека.
Согласно ст. 28 Закона №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 Закона №273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ), объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
Согласно ст.5 Закона №384-ФЗ, безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В соответствии со ст.7 Закона №384-ФЗ, строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкцией, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно ст.36 Закона №384-ФЗ, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Здание МБОУ «Усть-Калманская СОШ» по адресу: <адрес>, построено в 1963 году (двухэтажное) и в 1972 году (трехэтажное), здание филиала «Усть-Камышенская ООШ» по адресу: <адрес> построено в 1995 году, здание филиала «Приозерная СОШ» по адресу: <адрес>, построено в 1991 году. Собственником зданий является муниципальное образование «<адрес>».
Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований ГОСТ 31937-2011, обследование технического состояния зданий МБОУ «Усть-Калманская СОШ» с момента постройки зданий с привлечением специализированной организации не проводилось.
Выявленное нарушение требований действующего законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников в общеобразовательном учреждении, являются недопустимыми в силу чрезмерной значимости обеспечения их безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБОУ «Усть-Калманская СОШ» прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений в части непроведения технического обследования, из ответа на которое следует, что устранение нарушений невозможно ввиду отсутствия финансирования. Вместе с тем, заявки на финансирование указанных мероприятий МБОУ «Усть-Калманская СОШ» учредителю - комитет администрации Усть-Калманского района по образованию ранее не подавались, отказов в финансировании не было, в связи с чем имеет место бездействие со стороны ответчика. Просил суд признать незаконным бездействие МБОУ «Усть-Калманская СОШ» по непроведению технического обследования силами специализированной организации зданий и сооружений образовательной организации и обязать МБОУ «Усть-Калманская СОШ» в срок до 01.09.2024 провести техническое обследование силами специализированной организации зданий и сооружений образовательной организации по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>.
При дальнейшем рассмотрении дела судом, административным истцом уточнены требования иска, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование Усть-Калманский район в лице Администрации Усть-Калманского района Алтайского края, уточнен адрес филиала - <адрес>. Не изменяя предмет и основания иска, руководствуясь нормами ГПК РФ, прокурор просил суд обязать МБОУ «Усть-Калманская СОШ» в срок до 01.09.2024 провести техническое обследование силами специализированной организации зданий и сооружений образовательной организации по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>. Обязать Муниципальное образование Усть-Калманский район в лице Администрации Усть-Калманского района Алтайского края осуществить финансирование МБОУ «Усть-Калманская СОШ» в целях выполнения мероприятий по техническому обследованию зданий по вышеуказанным адресам.
Учитывая существо спорных правоотношений, суд перешел к рассмотрению спора в порядке гражданского судопроизводства.
В судебном заседании помощник прокурора района Вражевских В.В. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, просил иск удовлетворить по доводам, в нем изложенным.
Представитель ответчика Муниципального образования Усть-Калманский район в лице Администрации Усть-Калманского района Алтайского края Колегова А.В. в судебном заседании заявила о полном признании исковых требований, представив письменное заявление о признании иска. Пояснила, что при формировании бюджета на 2024 год Администрацией района планируется выделение денежных средств МБОУ «Усть-Калманская СОШ» на проведение технического обследования состояния зданий специализированной организацией.
Представитель третьего лица КГБУЗ «Усть-Калманская ЦРБ» и.о.главного врача Тумашова С.Н. в судебном заседании не возражает против удовлетворения иска прокурора. Суду пояснила, что в зданиях школы в с.Усть-Камышенка и п.Приозерный расположены ФАПы КГБУЗ «Усть-Калманская ЦРБ», но собственником каких-либо помещений в указанных зданиях, в том числе на праве оперативного управления, учреждение не является.
Представитель ответчика МБОУ «Усть-Калманская СОШ» Тынянова Т.И., представитель третьего лица Комитета Администрации Усть-Калманского района по образованию Земзюлина Е.И., в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Представитель третьего лица в заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представители третьих лиц Администрации приозерного сельсовета, УФПС Алтайского края – филиал АО «Почта России». Администрации кабаноского сельсовета, МБУК «МФКЦ» в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, ходатайств не заявляли.
Суд, в силу ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке сторон.
Выслушав процессуального истца, представителя ответчика, изучив материалы дела и дополнительно предоставленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержание принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из положений статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. По смыслу п. п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации
Согласно части 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с частью 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 № 1984-ст введен в действие Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (ГОСТ 31937-2011). Стандарт является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п.4.3, п.4.4 ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию; в дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.); обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений.
В соответствии с п.4.1 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
В судебном заседании установлено, что МБОУ «Усть-Калманская СОШ» располагается по адресу: <адрес> и имеет филиалы – «Усть-Камышенская ООШ», расположенная по адресу: <адрес>, «Приозерная СОШ ООШ», расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждено п.1.5, 1.7 Устава МБОУ «Усть-Калманская СОШ» от 02 октября 2017 года.
Согласно материалов дела:
здание МБОУ «Усть-Калманская СОШ» по адресу: <адрес>, построено в 1963 году (двухэтажное) и в 1972 году (трехэтажное), по сведениям ЕГРН год постройки 1961;
здание филиала «Усть-Камышенская ООШ» по адресу: <адрес>, пер.Центральная,3 построено в 1995 году, по сведениям ЕГРН год постройки 1994;
здание филиала «Приозерная СОШ» по адресу: <адрес>, построено в 1991 году, по сведениям ЕГРН год постройки 1992.
Собственником вышеуказанных зданий является муниципальное образование «Усть-Калманский район Алтайского края», все здания находятся в оперативном управлении МБОУ «Усть-Калманская СОШ», что не оспаривается сторонами и подтверждено сведениями реестра муниципального имущества и выписками из ЕГРН, актами передачи имущества.
Право оперативного управления на указанное имущество МБОУ «Усть-Калманская СОШ» зарегистрировано в ЕРГН в 2018 году.
Согласно п.1.3 Устава МБОУ «Усть-Калманская СОШ» учредителем и собственником имущества МБОУ «Усть-Калманская СОШ» является муниципальное образование Усть-Калманский район Алтайского края. Функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет администрации Усть-Калманского района Алтайского края по образованию.
Пунктом 4.1, 4.3 Устава установлено, что учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс.
Согласно п.4.4 Устава источниками формирования имущества Школы являются имущество и денежные средства, переданные Учредителем, поступления от приносящей доход деятельности, безвозмездные пожертвования, иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п.4 ст.43 Устава Муниципального образования «Усть-Калманский район» к полномочиям Администрации района по решению вопросов местного значения относится наделение имуществом муниципальных предприятий и учреждений, осуществление контроля за его использованием по назначению и сохранностью, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений.
Из Устава МБОУ «Усть-Калманская СОШ» и постановления Администрации Усть-Калманского района Алтайского края от 25.03.2011 №81 установлено, что МБОУ «Усть-Калманская СОШ» создано путем изменения типа существующего учреждения, наделения статусом «бюджетное». В оперативное управление МБОУ «Усть-Калманская СОШ» закреплено недвижимое имущество на сумму 31789319 рублей 93 копейки.
10.08.2023 по результатам проведения прокурорской проверки в адрес МБОУ «Усть-Калманская СОШ» прокуратурой района внесено представление о необходимости устранения нарушения Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выразившегося в непроведении в отношении основного здания и филиала МБОУ «Чарышская СОШ» с момента ввода их в эксплуатацию обследования технического состояния в установленные ГОСТ 31937-2011 сроки с привлечением специализированной организации.
Согласно ответа на представление следует, что в целях устранения выявленных нарушений истребовано коммерческое предложение по комплексному обследованию зданий, ведется работа по заключению договора со специализированной организацией, направлена заявка в комитет администрации района по образованию о выделении бюджетных средств на указанные цели.
При рассмотрении дела судом представители ответчиков не оспаривали, что осмотр зданий МБОУ «Усть-Калманская СОШ» с использованием современных средств технической диагностики, в том числе, путем привлечения специализированной организации, не проводился, акты осмотров технического состояния здания, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов не составлялись, журналы осмотров (обследований) зданий не ведутся.
Согласно Положения об обеспечении содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий в муниципальном образовании «Усть-Калманский район», утвержденного постановлением Администрации района от 03.08.2023 №297, осуществление контроля за содержанием зданий и сооружений в исправном техническом состоянии возлагается на руководителей муниципальных образовательных учреждений (п.5).
Доказательств устранения выявленных прокурором в ходе проверки нарушений ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с момента строительства зданий МБОУ «Усть-Калманская СОШ» и введения их в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, что не соответствует требованиям ГОСТ 31937-2011, тогда как данная обязанность в целях недопущения угрозы причинения вреда жизни или здоровью несовершеннолетних воспитанников предусмотрена статьей 28 Федерального закона №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Выявленные прокурором нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих МБОУ «Усть-Калманская СОШ» и её филилов, нарушают права несовершеннолетних, обучающихся в образовательной организации на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.
В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4.1 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Из установленных по делу обстоятельств, руководствуясь приведенными нормами закона, суд приходит к выводу о принятии признания иска прокурора в интересах неопределенного круга лиц ответчиком Муниципальным образованием Усть-Калманский район в лице Администрации Усть-Калманского района Алтайского края и удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Принимая во внимание, что устранение выше выявленных нарушений требует определенных временных и финансовых затрат, исходя из принципа разумности и справедливости, суд полагает возможным установить срок исполнения решения до 01.09.2024 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Усть-Калманская СОШ», Муниципальному образованию Усть-Калманский район в лице Администрации Усть-Калманского района Алтайского края о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий образовательного учреждения и осуществить финансирование указанных мероприятий удовлетворить.
Обязать МБОУ «Усть-Калманская СОШ» (№, адрес места нахождения: <адрес>) в срок до 01.09.2024 провести техническое обследование силами специализированной организации зданий образовательной организации по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>, <адрес>, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Обязать Муниципальное образование Усть-Калманский район в лице Администрации Усть-Калманского района Алтайского края осуществить финансирование МБОУ «Усть-Калманская СОШ» в целях выполнения мероприятий по техническому обследованию зданий по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Усть-Калманский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Григорьева