66RS0003-01-2023-005417-96 <***>
Дело № 2-6290/2023
Мотивированное решение изготовлено 18.12.2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 11.12.2023
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,
при секретаре Исмаилове Э. Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Земляновой Екатерины Александровны к ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24, и. о. начальника Управления Левенских С. В., Министерству социальной политики Свердловской области о признании незаконным отказа в заключении социального контракта,
У С Т А Н О В И Л:
Землянова Е. А. обратилась в суд к ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 с требованием о признании незаконным отказа в заключении социального контракта в порядке административного судопроизводства.
Определением от 14.09.2023 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены и. о. начальника Управления Левенских С. В., Министерство социальной политики Свердловской области.
Определением от 12.10.2023 суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
16.10.2023 настоящее дело принято к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В обосновании иска указано, что Землянова Е. А. обратилась в суд с указанным иском, в котором указала, что 18.06.2023 обратилась в Управление социальной политики № 24 с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по направлению «индивидуальная предпринимательская деятельность», предоставив необходимый пакет документов.
Истцом был разработан бизнес-план осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности под названием «Шить здорово», который представлен на рассмотрение Экспертной комиссии по вопросам, связанным с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта. В соответствии с данным бизнес-планом истец планирует за счет средств государственной социальной помощи на основании социального контракта приобрести необходимое оборудование и осуществлять пошив постельного белья. Деятельность истец планирует осуществлять в комнате общежития, в которой на данный момент проводится ремонт.
18.07.2023 истцу направлены копия уведомления и копия протокола экспертной комиссии, содержащие в том числе отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «индивидуальная предпринимательская деятельность». Истцу было отказано в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «индивидуальная предпринимательская деятельность» с формулировкой: «представленный бизнес-план не имеет четкой структуры, у заявителя отсутствует четкое видение организации ведения предпринимательской деятельности, опыт работы в заявленной сфере, на сегодняшний день также не пройдено обучение по оказанию заявленных услуг».
По мнению истца, в данном протоколе отсутствует мотивированная причина отказа. Выводы Комиссии носят предположительный характер, основанный на субъективном мнении членов комиссии, и не имеют ссылки на основания для отказа, предусмотренные законодательством, регулирующим правоотношения в данной сфере.
Таким образом, истец считает, что ответчиком, в нарушение ст. 9 Федерального Закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п. 2-2 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 126-03 «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской власти», п. 20 Административного регламента предоставления территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги «Назначение и оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта", необоснованно отказано истцу в получении социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «индивидуальная предпринимательская деятельность».
В связи с чем, истец просил суд признать незаконным отказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики № 24, а также решение экспертной комиссии по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, изложенного в протоколе от 18.07.2023 об отказе в назначении государственной социальной помощи Земляновой Е. А., на основании социального контракта по мероприятию «индивидуальная предпринимательская деятельность».
Истец в судебное заседание не явился, извещена надлежащим образом, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца Терентьева Е. В. в судебном заседании требования и доводы иска поддержала, указав, что отказ в предоставлении социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «индивидуальная предпринимательская деятельность» содержится в протоколе комиссии от 18.07.2023.
Представитель ответчика ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24Гусев С. В. возразил на требования и доводы иска, просил отказать в удовлетворении исковых требованиях, поддержал доводы, изложенные в отзыве (л.д. 98-101). Указал, что в отношении истца не выносилось решения об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «индивидуальная предпринимательская деятельность». Принято решение по предоставлению социальной помощи по мероприятию «поиск работы», однако истец на подписание контракта не явилась, в связи с чем, вынесен отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «поиск работы».
Представитель ответчика Управления и.о. Левенских С. В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представил.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв (л.д. 90-91), в котором просил в иске отказать.
Представители третьих лиц ГАУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Кировского района г. Екатеринбурга»,Администрации Кировского района г.Екатеринбурга в лице отдела координации работы учреждений образования, здравоохранения и молодежной политики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представили.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителей истца и ответчика, оценив фактические обстоятельства, исследовав представленные суду письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Таким образом, судом установлено, что в связи с трудной жизненной ситуацией граждане при определенных условиях могут получить государственную социальную помощь на основании социального контракта, адресную социальную помощь в соответствии с региональным законодательством, материальную помощь от работодателя и др.
Под трудной жизненной ситуацией в целях оказания государственной социальной помощи понимают обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (ст. 1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
При этом такая помощь может оказываться в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) (ч. 1 ст. 12 Закона N 178-ФЗ).
В целях стимулирования активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации предусмотрено оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта. Получить такую помощь могут малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте РФ (ст. 1, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8.1 Закона N 178-ФЗ).
Размеры, условия и порядок назначения и выплаты помощи, а также форма социального контракта определяются региональным законодательством с учетом методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 8 Закона N 178-ФЗ; п. 5 Приложения N 8(6) к Государственной программе РФ «Социальная поддержка граждан», утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 296; Методические рекомендации, утв. Приказом Минтруда России от 03.08.2021 N 536).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения (ч.1 ст.7-2 Закона от 29.10.2007 №126-ОЗ).
В соответствии с п.5 Порядка рассмотрения заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта и назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.09.2014 №814-ПП Управление социальной политики рассматривает заявление и принимает мотивированное решение о назначении либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в течение десяти дней со дня окончания проверки (комиссионного обследования), но не позднее чем через тридцать дней со дня подачи заявления.
Управление социальной политики направляет заявителю уведомление о дате и месте заключения социального контракта (далее - уведомление) в течение двух рабочих дней со дня получения копии решения экспертной комиссии. В случае если социальный контракт не подписан заявителем в течение 20 рабочих дней начиная с даты, указанной в уведомлении, управление социальной политики принимает решение об отмене ранее принятого решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (п.5.1 Порядка).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 18.06.2023 Землянова Е. А. обратилась в Управление социальной политики №24 с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с п.2-2 ст.4 Закона Свердловской области от 29.10.2007 №126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».
Истцом представлен бизнес-план осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности под названием «Шить здорово». В соответствии с данным бизнес-планом истец планирует за счет средств государственной социальной помощи на основании социального контракта приобрести необходимое оборудование и осуществлять пошив постельного белья. Деятельность истец планирует осуществлять в комнате общежития, в которой на данный момент проводится ремонт.
Решением территориального органа социальной политики, оформленным протоколом от 18.07.2023 Земляновой Е. А. назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта на осуществление мероприятия по поиску работы. Указано, что представленный бизнес-план не имеет четкой структуры, у заявителя отсутствует четкое видение организации ведения предпринимательской деятельности, опыт работы в заявленной сфере, на сегодняшний день также не пройдено обучение по оказанию заявленных услуг.
В адрес истца направлено уведомление с аналогичным содержанием от 18.07.2023 № 01-05/1955. Предложено явиться для подписания социального контракта 20.07.2023. Разъяснено, что следствием неявки для подписания контракта является вынесение решения об отмене ранее принятого решения о назначении социальной помощи. Истец факт получения по электронной почте данного уведомления не отрицала.
Обстоятельства неявки для заключения социального контракта по мероприятию поиск работы истец не отрицает.
В связи с чем, 18.08.2023 протоколом № СК-135-А/1 ранее принятое решение о предоставлении социальной помощи отмененов связи с не подписанием контракта заявителем в течение 20 рабочих дней.
Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждены приказом Минтруда России от 03.08.2021 №536 (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п.23 данных Методических рекомендаций при проведении собеседования с заявителем в рамках составления программы социальной адаптации уточняется следующая информация: цель получения государственной социальной помощи на основании социального контракта; предполагаемый срок заключения социального контракта; уровень образования; опыт работы; наличие предложений от заявителя по составу мероприятий программы социальной адаптации; наличие детей дошкольного возраста, за которыми требуется уход; наличие в семье нетрудоспособных граждан, за которыми требуется дополнительный уход; иная информация, необходимая для составления программы социальной адаптации.
При проведении собеседования куратор определяет предполагаемое основное мероприятие социального контракта (поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства).
Из установленных по делу обстоятельств следует, что истец претендовала на предоставление государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности», где для разработки программы социальной адаптации, в соответствии с п.24 Методических рекомендаций учитываются: отрасль создаваемого объекта предпринимательской деятельности; наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; наличие ресурсов для реализации проекта в выбранной сфере; наличие опыта в выбранной сфере; потребность в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования; цель профессионального обучения или дополнительного профессионального образования; направление (специальность подготовки) профессионального обучения или дополнительного профессионального образования; наличие бизнес-плана; потребность в помощи в составлении бизнес-плана; потребность в получении юридической помощи.
Порядок утверждения программы социальной адаптации и заключения социального контракта, регламентирован п.28-30 Методических рекомендаций, в соответствии с которыми органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо его территориальными органами, наделенными соответствующими полномочиями, создается межведомственная комиссия, рассматривающая составленные программы социальной адаптации.
В состав межведомственной комиссии могут входить уполномоченные представители органов занятости населения, органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления, органов опеки и попечительства, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства и уполномоченных в сфере сельского хозяйства.
В работе межведомственной комиссии также могут принимать участие уполномоченные представители органов и организаций городских округов, муниципальных районов и поселений, медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, иных заинтересованных органов и организаций в зависимости от основных мероприятий социального контракта.
Программа социальной адаптации утверждается на заседании межведомственной комиссии, на которой также определяются ответственные органы исполнительной власти, местного самоуправления, организации по каждому мероприятию, входящему в нее.
Программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления на рассмотрение.
В случае наличия замечаний по составу мероприятий программа социальной адаптации дорабатывается органом социальной защиты населения. При утверждении программы социальной адаптации орган социальной защиты населения не позднее чем через 2 рабочих дня после ее утверждения уведомляет заявителя об этом и о необходимости явиться в орган социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней для заключения социального контракта.
Из приведенных выше положений следует, что к компетенции экспертной комиссии относится подготовка предложений по основному мероприятию, в данном случае осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности при условии соблюдения требований Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также предложений по конкретным мероприятиям программы социальной адаптации, в частности по приобретению определенного оборудования, предоставлению отчетности. Принятие решения о подписании социального контракта в компетенцию экспертной комиссии не входит.
Наличие образования и опыта работы в выбранной сфере деятельности, как следует из п.24 Методических правил должны учитываться при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Как следует из материалов дела органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации исполнена обязанность по созданию межведомственной комиссии, рассматривающей составленные программы социальной адаптации. Комиссией в рамках предоставленных ей полномочий даны предложения по конкретным мероприятиям программы социальной адаптации, которые истцом не исполнены.
Таким образом, поскольку социальная помощь является адресной, ответчик вправе требовать предоставление сведений относительно наличия у истребующей стороны документов, подтверждающих наличие опыта в выбранной сфере.
Не предоставление истцом сведений о наличии образования в заявленной сфере (пошив) не породило у Земляновой Е. А. возникновение права на получение государственной социальной помощи.
Не представил истец и суду доказательств наличия профильного образования, сведений о возможности либо необходимости его получения, в связи с чем, также принимая во внимание, что согласно протоколу от 18.08.2023 решение о предоставление мер социальной поддержки в виде поиск работы отменено ввиду незаключения контракта в установленный срок, - требования истца подлежат отклонению. Иного решения, подтверждающего отказ в предоставлении социальной помощи, истцом суду не представлено. Ссылка представителя истца относительно наличия подобного отказа в уведомлении или протоколе от 18.07.2023 основано на неверном толковании указанных документов.
Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст.12,35,56,57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Земляновой Екатерины Александровны к ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24, и. о. начальника Управления Левенских С. В., Министерству социальной политики Свердловской области о признании незаконным отказа в заключении социального контракта, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья <***> Е. В. Самойлова