ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2022 года по делу № 5-1210/2022
(43RS0020-01-2022-000429-71)
Судья Октябрьского районного суда г.Кирова Кулик Е.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Лузская теплоснабжающая компания»,
УСТАНОВИЛ:
07.10.2022 года в отношении ООО «Лузская теплоснабжающая компания» главным государственным инспектором Лузского района по пожарному надзору составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренному ч.14 ст.19.5 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу ООО «Лузская теплоснабжающая компания» вменено то, что оно не обеспечило выполнение пункта № 6 предписания отделения надзорной деятельности и профилактической работы Лузского района от 09.02.2022 года № 3/1, а именно: допускается эксплуатация котельных установок, работающих на твердом топливе, дымовые трубы не оборудованы искрогасителями и не очищены от сажи.
Постановлением Лузского районного суда Кировской области от 28.10.2022 года административный материал № 5-128/2022 года в отношении ООО «Лузская теплоснабжающая компания» передан для рассмотрения в Октябрьский районный суд г.Кирова.
Лицо, составившее протокол, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Представитель ООО «Лузская теплоснабжающая компания»" Садаков А.Н. в судебное заседание не явился, извещен, просил отложить рассмотрение дела в связи с нахождением в командировке в г.Санкт-Петербург, направил до судебного заседания письменные возражения, в которых просил прекратить дело в отношении юридического лица, указал на несоответствие при указанного в протоколе законного представителя общества Огаркова А.Л. вместе с тем разъяснены права и обязанности Рахимову Р.Э., он же ознакомлен с протоколом и получил его копию, в графе для объяснений указал, что с нарушением согласен.
Ходатайство представителя ООО «Лузская теплоснабжающая компания»" Садакова А.Н. судом оставлено без удовлетворения, поскольку нахождение указанного представителя организации в командировке, не лишало юридическое лицо возможности на направление для участия в судебном заседании иного представителя.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.12 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 14 статьи 19.5 КоАП РФ).
Как усматривается из материалов дела основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Лузская теплоснабжающая компания»" по ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 07.10.2022 года выводы должностного лица о том, что общество не исполнило п.6 предписания государственного инспектора по пожарному надзору от 09.02.2022 года № 3/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения - 11.05.2022 года. Данным пунктом предписания юридическому лицу предписывалось устранить нарушения обязательных требований, установленных п.п.(з) п.79 ППР в РФ, выразившиеся в допуске эксплуатации котельных установок, работающих на твердом топливе, дымовые трубы не оборудованы искрогасителями.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст.28.6 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).
Согласно ч.4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений ст. 25.15 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Согласно ч. 2 ст.25.4 КоАП РФ, законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Из выписки ЕГРЮЛ в отношении ООО «Лузская теплоснабжающая компания» следует, что директором и лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица, является Огарков А.Л.
Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении составлен 07.10.2022 должностным лицом в отношении ООО «Лузская теплоснабжающая компания», в отсутствие законного представителя юридического лица.
В материалах дела не содержится данных, свидетельствующих о надлежащем извещении ООО «Лузская теплоснабжающая компания» о дате, времени и месте рассмотрения в отношении него дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии мастера участка котельных ООО «Лузская теплоснабжающая компания» Рахимова Р.Э., в протоколе по делу об административном правонарушении имеются отметка о разъяснении ему, как законному представителю юридического лица, прав и обязанностей, предусмотренных ст.ст.25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, объяснения Рахимова Р.Э., копия протокола об административном правонарушении, которая также была вручена Рахимову Р.Э.
При этом, полномочия указанного лица в качестве законного представителя юридического лица ничем не подтверждены, доверенность на имя Рахимова Р.Э. с полномочиями на представление интересов ООО «Лузская теплоснабжающая компания» при производстве по делам об административных правонарушениях в материалы дела об административном правонарушении не представлено.
Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что ООО «Лузская теплоснабжающая компания», о составлении протокола об административном правонарушении 07.10.2022 не было извещено надлежащим образом, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя юридического лица.
Данных о направлении ООО «Лузская теплоснабжающая компания» каких-либо извещений в материалах дела не содержится.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени его составления, не отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
Согласно п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела невозможно.
Допущенное по настоящему делу нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был составлен протокол об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного по ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Лузская теплоснабжающая компания», - прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г.Кирова в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.А.Кулик