Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-396/2023 ~ М-308/2023 от 14.04.2023

Дело № 2 – 396/2023 Мотивированный текст составлен 06.06.2023

УИД 51RS0011-01-2023-000356-98

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оленегорск                         6 июня 2023 года

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Двойнишниковой И.Н.,

при секретаре судебного заседания Ростиславиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оленегорска к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности по включению объекта гражданской обороны в реестр федерального имущества,

установил:

прокурор города Оленегорска обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия) о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на поднадзорной территории, выявлены нарушения требований законодательства в сфере оформления прав на федеральное имущество – защитные сооружения гражданской обороны.

Так, проверкой установлено, что на территории города Оленегорска расположено защитное сооружение гражданской обороны <данные изъяты><данные изъяты> укрытие по адресу: ..., общей площадью <данные изъяты> кв.м, введенное в эксплуатацию в период ДД.ММ.ГГГГ, класс (группа укрытия) <данные изъяты>, вместимостью <данные изъяты> человек.

Указанный объект является бесхозяйным, в связи с чем в силу положений статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», является федеральной собственностью, однако в реестре федерального имущества данный объект учтен не был.

Считает, что отсутствие собственника может повлечь утрату объекта государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объекта недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявить требования к его содержанию уполномоченными государственными органами, что в свою очередь негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан.

Просит возложить на ответчика обязанность по включению в реестр федерального имущества объект гражданской обороны - защитное сооружение инвентаризационный номер <данные изъяты> - <данные изъяты> укрытие, расположенное по адресу: ..., в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определениями суда от 17 апреля 2023 года и 11 мая 2023 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика ГУ МЧС России и ГУ МЧС России по Мурманской области, Администрация муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, ООО «Виком» (л.д. 16-18, 44-47).

В судебном заседании прокурор Попильнух А.В. на иске настаивала, ссылаясь на то, что требования заявлены в целях защиты прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы.

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелии, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. С.Т.К. (по доверенности) направила отзыв на исковое заявление, из которого следует, что основания для внесения спорного имущества в реестр федерального имущества отсутствуют. Указывает, что действующим законодательством полномочия по создания, сохранению и учету существующих объектов гражданской обороны, предназначенных для укрытия населения, отнесены, в том числе, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях. Ссылается на отсутствие правоустанавливающих документов на спорный объект, на неполноту необходимой информации, позволяющей внести сведения об объекте в реестр федерального имущества. Полагает, что заявление подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку требования вытекают из публичных правоотношений, связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных и иных публичных полномочий. В удовлетворении иска просит отказать (л.д. 27-32).

Представители третьих лиц ГУ МЧС России и ГУ МЧС России по Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимали. Б.А.А. (по доверенности) направила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что согласно журналу учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Мурманской области, защитное сооружение гражданской обороны <данные изъяты> тип <данные изъяты> укрытие, расположенное по адресу: ..., а также по результатам инвентаризации 2018 года признано бесхозяйным (собственник не установлен). Считает, что защитное сооружение гражданской обороны в силу прямого указания закона должно находиться в федеральной собственности и подлежит включению в реестр федерального имущества. Исковые требования прокурора поддерживает. Просила рассмотреть дело в отсутствие третьего лица (л.д. 22-23).

Представитель третьего лица Администрации муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Т.К.Е. (по доверенности) направила отзыв на исковое заявление, указала, что исковые требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, поддерживает. Просила рассмотреть дело без участия представителя (л.д. 36-37).

Представитель третьего лица ООО «Виком» (организация, управляющая многоквартирным домом по адресу: ...), извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия в судебном заседании не принимал. П.М.А. (по доверенности) представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие в отсутствие представителя (л.д. 69).

Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с преамбулой Федерального закона Российской Федерации <данные изъяты> настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Как следует из содержания статьи 2 Федерального закона <данные изъяты>, одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона <данные изъяты> федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В силу положений пункта 2 Порядка <данные изъяты> к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежища и противорадиационные укрытия.

Из пункта 1.2 Правил <данные изъяты>, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ).

Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться только законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации <данные изъяты> «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление <данные изъяты>).

В соответствии с пунктом 2 раздела 3 приложения № 1 к постановлению <данные изъяты> объекты оборонного производства, в том числе защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Пунктом 3 постановления <данные изъяты> определено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в приложениях 1 - 3 к указанному постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого постановления они стали относиться к федеральной собственности.

При этом в силу пункта 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация защитных сооружений гражданской обороны не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с которым Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.

Приказом Росимущества от 19 декабря 2016 года № 468 утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, согласно пункту 4 которого территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447 утверждено Положение об учете и о контроле за использованием федерального имущества (далее по тексту - Положение об учете и о контроле за использованием федерального имущества), в соответствии с пунктом 2 которого учет федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.

В силу пункта 3 Положения об учете и о контроле за использованием федерального имущества объектом учета федерального имущества (далее - объект учета) является расположенное в том числе на территории Российской Федерации федеральное имущество - недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, а также жилые и нежилые помещения, машино-места и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимым вещам).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 указанного Положения учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальные органы), если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, - в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах.

Ведение реестра осуществляется путем внесения сведений о федеральном имуществе в карты сведений об объекте учета в соответствующих подразделах реестра и исключения из них изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации (пункт 16 Положения).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Оленегорска Мурманской области проведена проверка состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на поднадзорной территории, в результате которой выявлены нарушения требования законов в сфере оформления прав на федеральное имущество - защитное сооружение гражданской обороны <данные изъяты> - <данные изъяты> укрытие, расположенное по адресу: ....

Из акта комплексной проверки защитного сооружения гражданской обороны инвентарный <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ следует, что оно не готово к приему укрываемых и не может быть использовано, необходим капитальный ремонт строительных конструкций и всех систем жизнеобеспечения. В настоящее время не используется (л.д. 11-12).

Согласно паспорту защитного сооружения № <данные изъяты>, составленному 4 апреля 2018 года, акту комплексной проверки защитного сооружения гражданской обороны № <данные изъяты> от 18 июля 2022 года, инвентаризационной карточке защитного сооружения № <данные изъяты>, защитное сооружение расположено по вышеуказанному адресу, убежище принято в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году и не имеет балансодержателя, отсутствует лицо, ответственное за содержание объекта гражданской обороны, право собственности не оформлено, в настоящее время убежище не используется (л.д. 10, 11-12, 13-14).

Основные тактико-технические характеристики объекта: тип защитного сооружения – <данные изъяты>; общая площадь – <данные изъяты> кв.м, фактическая вместимость – <данные изъяты> человек; расположение объекта - подвальное помещение <данные изъяты> многоквартирного дома; класс убежища (группа укрытия) <данные изъяты> (л.д. 13-14).

Согласно сообщению МТУ Росимущества сведения о защитном сооружении гражданской обороны в реестре федерального имущества не учитываются и не учитывались, сведениями о правообладателе МТУ Росимущество не располагает (л.д. 27-32).

Из представленной ГОКУ «Центр технической инвентаризации», Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, администрацией города Оленегорска и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелии информации следует, что спорный объект в реестре муниципальной собственности не числится, не имеет собственника, правообладателя, в реестре федерального имущества не состоит, в пользовании каких-либо лиц не находится и по назначению не используется, на него не оформлено право муниципальной собственности (л.д. 61, 62).

Анализируя положения Федерального закона <данные изъяты>, с учетом требований Порядка <данные изъяты>, Правил <данные изъяты>, Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года №432, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации <данные изъяты> «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», суд приходит к выводу о том, что спорное убежище, являющееся объектом гражданской обороны, относится к федеральной собственности в силу закона, в связи с чем должно быть включено в реестр федерального имущества.

Учитывая, что ответчик, являясь уполномоченным органом, не принял мер по включению объекта в реестр федерального имущества, что негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан, в связи с чем прокурор обоснованно заявил требования в целях защиты прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявленный прокурором срок для исполнения решения суда - в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является разумным.

Названный срок установлен с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения.

В случае невозможности выполнить возложенные судом обязанности в установленный решением суда срок, ответчик имеет право обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Требования обоснованно заявлены прокурором в порядке искового производства, поскольку не связаны с оспариванием действий (бездействия) органов государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковое заявление прокурора города Оленегорска к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности по включению объекта гражданской обороны в реестр федерального имущества - удовлетворить.

Обязать Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны – защитное сооружение № <данные изъяты> укрытие, расположенное по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня составления мотивированного текста.

Судья              И.Н. Двойнишникова

2-396/2023 ~ М-308/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Оленегорска
Ответчики
МТУ Росимущества по Мурманской области и Республике Карелия
Другие
Администрация муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области
МЧС России
ООО "ВИКОМ"
Главное Управление МЧС России по Мурманской области
Бобровская Анна Алексеевна
Суд
Оленегорский городской суд Мурманской области
Судья
Двойнишникова Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
ole--mrm.sudrf.ru
14.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2023Передача материалов судье
17.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2023Судебное заседание
06.06.2023Судебное заседание
06.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2024Дело оформлено
15.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее