№ (2-9719/2023)
УИД 63RS0№-06
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
05 апреля 2024 г. <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ерофеевой О.И.,
при помощнике судьи ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ООО «ЭкоСтройресурс» к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО, в рамках наследственных правоотношений,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском к наследникам, принявшим наследство после смерти ФИО2 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО.
Требования мотивированы тем, что «ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и на основании заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> соглашения от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.
ФИО2 является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
Однако, до настоящего времени обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг ответчиком не было исполнено, в связи с чем, на дату обращения в суд, размер задолженности, составляет 7 379,79 руб. за период с 01.01.2019г. по 31.03.2023г.
ООО «ЭкоСтройРесурс» было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период 01.01.2019г. по 31.03.2023г. в размере 7 379,79 руб.
07.07.2023г. мировым судьей судебного участка № Промышленного судебного района <адрес> был вынесено определение об отказе в принятии вышеуказанного заявления о вынесении судебного приказа, поскольку ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 28.08.2013г. снят с регистрационного учета в связи со смертью.
На основании изложенного, истец ООО «ЭкоСтройРесурс» просил суд взыскать с наследников, принявших наследство ФИО2 сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 7 684,39 руб. за период с 01.01.2019г. по 31.03.2023г., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Определением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика, на ФИО3.
Из материалов дела следует, что ФИО3 умерла.
Определением Промышленного районного суда <адрес> от 06.02.2024г. произведена замена ненадлежащего ответчика с ФИО3 на надлежащего ФИО9 Артёма ФИО4.
Согласно представленным сведениям из отдела адресно-справочной службы от 26.02.2024г. ФИО9 Артём ФИО4, умер.
Определением Промышленного районного суда от 01.03.2024г. произведена замена ненадлежащего ответчика ФИО4 на надлежащего ответчика Департамент управления имуществом г.о.Самара.
Представитель ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Департамент управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Третье лицо Нотариус <адрес> ФИО8 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (п.1).
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5).
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исхода из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора являются обязательными для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенным по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории <адрес>, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории <адрес>.
Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с 01.01.2019г.
В соответствии с пунктом 148 (30) Правил №, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.
При этом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ и пункт 148 (30) Правил №).
В случае принятия такого решения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО.
В соответствии со статьей 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, установление порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в частности, относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (пункт 9 статьи 13 ЖК РФ).
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении № к Правилам №, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов <адрес>: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск - на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год, то есть применительно к площади жилого помещения.
Судом установлено, что ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.
Для оплаты за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, был открыт лицевой счет №, истцом в спорный период выставлялись платежные документы.
Согласно выписке из ЕГРН ФИО2 являлся собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, г. <адрес>.
ФИО2 оплату за спорное жилое помещение не производил, в результате чего образовалась задолженность, что послужило основанием для обращения истца к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
07.07.2023г. мировым судьей судебного участка № Промышленного судебного района <адрес> был вынесено определение об отказе в принятии вышеуказанного заявления о вынесении судебного приказа, поскольку ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 28.08.2013г. снят с регистрационного учета в связи со смертью.
Согласно представленному истцом расчету задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 7 379,79 руб.
Данный расчет проверен судом и признан арифметически правильным.
Доказательств, подтверждающих погашение указанной задолженности в полном объеме либо в части, суду не представлено.
Согласно ответу нотариуса <адрес> ФИО8 на запрос суда, ДД.ММ.ГГГГ было открыто наследственное дело № после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на основании поступившего заявления о принятии наследства по всем основаниям от наследодателя – ФИО3.
Из материалов дела следует, что ФИО3 умерла 31.10.2014г.
Свидетельства о праве на наследство не выдавались.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 1, 3 ст.1175 ГК РФ каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявлять свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований.
В соответствии с п. 60, 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», наследники, совершившие действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости всего причитающегося им наследственного имущества. Стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом. Поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее).
При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (пункт 1 статьи 416 ГК РФ).
Согласно справке о зарегистрированных лицах от 12.12.2022г. в квартире, расположенной по адресу: <адрес> на дату смерти ФИО2 с ним был также зарегистрирован ФИО4 (сын)
Определением Промышленного районного суда <адрес> от 06.02.2024г. произведена замена ненадлежащего ответчика с ФИО3 на надлежащего ФИО9 Артёма ФИО4.
Согласно представленным сведениям из отдела адресно-справочной службы от 26.02.2024г. ФИО9 Артём ФИО4, умер. 14.08.2023г.
Определением Промышленного районного суда от 01.03.2024г. произведена замена ненадлежащего ответчика ФИО4 на надлежащего ответчика Департамент управления имуществом г.о.Самара, поскольку наследники умершего также умерли, право собственности на день рассмотрения дела зарегистрировано на умершего ФИО2, суд признает данное имущество выморочным.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, учитывая наличие непогашенной задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что наследников после смерти ФИО2 нет, суд приходит к выводу о взыскании с Департамента управления имуществом г.о.Самара в пользу истца указанной задолженности в размере 7 684,39 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «ЭкоСтройресурс» к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО, в рамках наследственных правоотношений - удовлетворить.
Взыскать с Департамента управления имуществом г.о.Самара (ИНН № в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» (ИНН №) задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7684,39 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., а всего: 8084,39 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий О.И.Ерофеева