Дело № 2-4232/2023
64RS0045-01-2023-005019-84
Решение
Именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьиПугачева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Жарун А.Р.,
с участием
представителя истца Лысенковой А.П. – Рысиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысенковой АП к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
установил:
Лысенкова А.П. обратилась в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование искового требования указаны следующие обстоятельства.
Лысенкова А.П. родилась ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родителями истца в соответствии со свидетельством о рождении являются ЛысенковП.А. и Степанова С.В., которые решением Заводского районного суда г.Саратова от 7 сентября 1995 г. были лишены родительских прав, истец была передана под опеку Степанову П.С.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального образования Саратовской области № 5670 от 4 ноября 2004 г. за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение по договору купли-продажи было приобретено в собственность Степановым П.С., договор найма на данное жилье с истцом или членами ее семьи не заключался.
В период с 30 октября 2002 г. по 13 декабря 2007 г. истец с опекуном были зарегистрированы в закрепленном жилье, после его продажи были выписаны в <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ истец достигла совершеннолетия, ДД.ММ.ГГГГ достигла возраста 23 лет.
Истец не признавалась нуждающейся в жилом помещении, не принималась на учет в качестве нуждающейся, жилое помещение Лысенковой А.П. не предоставлялось.
23 сентября 2019 г. истцом был взят займ на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес> в собственность ее и двух ее несовершеннолетних детей, в настоящее время указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с позицией истца, в закрепленном за ней жилом помещении вместе с ней было зарегистрировано и являлось собственником жилого помещения лицо, не являющееся членом ее семьи, которое впоследствии воспользовалось правом приватизации и получило долю в праве собственности на жилое помещение, закрепленное за истцом, что являлось обстоятельством, препятствующим возвращению истца в жилое помещение.
Истец ссылается на то, что до достижения возраста 23 лет имела статус лица, оставшегося без попечения родителей. Поэтому истец полагает, что в соответствии с частью 11 статьи 5 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 г. №123-ЗСО «Обобеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» обладает правом состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По мнению истца, ответчик необоснованно отказал ей в постановке на данный учет распоряжением от 7 октября 2022 г. № 825-р.
На основании изложенного истец просила включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
От представителя истца поступили письменные пояснения по делу, в соответствии с которыми, тот факт, что в период нахождения истца на полном государственном обеспечении в государственных социальных учреждениях законные представители лица, оставшегося без попечения родителей, не обращались в уполномоченные органы с заявлением об обеспечении его жилым помещением, не может быть поставлен в вину истцу и отразиться на ее правах, гарантированных законом. Истец находилась на полном государственном обеспечении (под опекой, обучалась в училище), однако, опекуном, органами опеки не были приняты меры, направленные на обеспечение жильем истца. Истец в пределах своих возможностей предпринимала меры по решению вопроса о предоставлении ей жилья. На настоящий момент истец и члены ее семьи являются собственниками жилого помещения, равного по площади 12,5 кв.м в аварийном доме. Истец имела право на обеспечение ее жильем по договору социального найма до достижения 23 лет, так как родители истца были лишены родительских прав, после чего она была передана под опеку дяди. В 1993 г. на период установления опеки истец проживала вместе с опекуном в Заводском районе г. Саратова. В 2002 г. вместе с опекуном переехала в с. Узморье Энгельсского района, где проживала в жилом помещении, находящемся в собственности опекуна. В последующем опекун продал указанное помещение и переехал после совершеннолетия истца в Базарно-Карабулакский район Саратовской области. После совершеннолетия истца ее взаимоотношения с бывшим опекуном испортились, он перестал пускать ее в жилье, в связи с чем она обращалась в администрацию, чтобы получить обеспечение жильем, которое она не получила с указанием на наличие закрепленного жилого помещения, а также на то, что опекун забрал ее личное дело и ее документов в органах опеки нет. С 2008 г. по 2014 г. истец неоднократно находилась на лечении в связи с хроническим пиелонефритом. В 2014г. неоднократно находилась по поводу сохранения беременности, после по уходу за новорожденным. В 2018 г. истец неоднократно обращалась в различные инстанции для помощи в сборе документов для постановки на жилищный учет, где получала устные и письменные отказы. В 2019 г. истец, имея хроническое заболевание почек, находилась на сохранении беременности, после рождения второго ребенка занималась лечением детей. В 2022 г. обратившись в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области получила отказ в постановке на жилищный учет. После возвращения истца в закрепленное жилое помещение органам исполнительной власти надлежало признать невозможным такое возвращение, по причине проживания в закрепленном жилом помещении лица, не являющегося членом ее семьи, собственника закрепленного жилья, и предпринять меры по обеспечению ее жилым помещением в статусе сироты.
От истца поступили дополнительные пояснения к иску, в соответствии с которыми в данный момент она и ее дети зарегистрированы в комнате в общежитии в аварийном доме по адресу: <адрес>, где и проживают, другого жилья она не имеет. В 2005 г. истец закончила 9 классов школы, поступала на обучение в училище, которое не закончила, в последующем работала без заключения трудового договора, трудовой книжки не имеет, доход состоит из детских пособий и случайных подработок. На момент закрепления жилого помещения по адресу: <адрес>, истец проживала вместе с опекуном, дом он купил на собственные средства, когда это жилье было продано ей не известно, так как она вместе с ним не проживала и тесно не общалась, после прекращения опеки Степанов П.С. стал препятствовать ее проживанию в закрепленном жилье, создавать невыносимые условия для проживания там. В жилом помещении по адресу: <адрес>, истец не проживала ввиду отсутствия родственных и близких отношений со Степановым П.С. и возможности совместного проживания, однако с его согласия была зарегистрирована по указанному адресу с 18февраля 2008 г., а также зарегистрировала там своих несовершеннолетних детей. Степанов П.С. купил данный дом в 2008 г., когда его опека над истцом была прекращена. В 2018 г. истец письменно обращалась в администрацию Заводского, Энгельсского и Базарно-Карабулакских районов, не получила разъяснений дальнейшего порядке действий по постановке на учет для получения жилья. В указанное время истец воспитывала маленькую дочь, находилась в состоянии беременности, которая протекала тяжело, в связи с чем не могла самостоятельно обращаться в инстанции для обеспечения жильем, не имела денежных средств на оплату услуг юриста. Также в 2018 г. она обращалась в прокуратуру по вопросу обеспечения жильем, однако ответ был получен только в 2022 г., истцу не было разъяснено, в каком порядке, с какими документами и в какую организацию ей обратиться, за период с 2018 г. по 2022 г. ей удалось накопить денежные средства для обращения к юристу. С отцом своих детей истец отношения не поддерживает, его местонахождение ей не известно, материальной помощи от него или иных лиц она не получает.
От ответчика поступили письменные возражения на исковое заявление, в соответствии с которыми гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа социальная поддержка, в том числе обеспечение жилой площадью, предоставляется им по их обращению в уполномоченные органы до достижения им возраста 23 лет. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список. Постановлением администрации Энгельсского муниципального образования Саратовской области от 4 ноября 2004 г. № 5670 за Лысенковой А.П. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. С заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении Лысенкова А.П. или ее законный представитель не обращались. Кроме того, обязанность по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежат на органе опеки и попечительства только до достижения такими детьми совершеннолетия. После достижения совершеннолетия право на приобретение жилья сохраняется, но только в том случае, если это право было реализовано в течение 5 лет путем подачи заявления самим лицом, оставленным без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья. Вместе с тем, впервые о своих правах как лица вышеуказанной категории истец заявила лишь в 2023 г. в возрасте 34лет, до достижения 23 лет с заявлением и документами о включении в список в установленном порядке она не обращалась, доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для обращения в компетентный орган по данному вопросу и отказа последнего в постановке на учет истец не представила. Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области от 7 октября 2022 г. № 825-р Лысенковой А.П. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отсутствием законных оснований для постановки на учет. В связи с изложенным сторона ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: СтепановП.С., министерство финансов Саратовской области, администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области, администрация Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, администрация Заводского района г. Саратова.
В судебном заседании представитель истца Рысина Е.В. поддержала иск по изложенным в нем основаниям.
Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения представителя истца Рысиной Е.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Правоотношения сторон сложились по вопросу предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
До 1 января 2013 г. правоотношения по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировались пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Этой нормой было предусмотрено, что указанной категории граждан вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
С 1 января 2013 г. данные правоотношения регулируются частью 1
статьи 109.1 ЖКРФ, которой предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения этим лицам (за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное) предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
(части 1 и 2 статьи 109.1 ЖК РФ).
Базовым законом, определяющим права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа этих детей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).
Абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Определение понятию «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дано в статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Указанные выше лица признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Достигшие возраста 23 лет лица, которые относились к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона
№ 159-ФЗ).
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (абзац 5 пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
На территории Саратовской области дополнительные гарантии указанной выше категории лиц установлены Законом Саратовской области от 2 августа 2012 г.
№123-ЗСО «Обобеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (далее - Закон Саратовской области №123-ЗСО).
Нормы данного закона предусматривают те же условия и порядок предоставления жилых помещений названной выше категории лиц, что и указанные выше нормы Федерального закона № 159-ФЗ.
В соответствии со статьей 5 данного закона и пунктом 3 Положения о министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 14мая 2005 года № 168-П, на это министерство возложены полномочия по формированию списка.
Исходя из содержания изложенных выше правовых норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, до достижения возраста 23лет указанные лица в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
При обращении в соответствующие органы для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Разъяснения о применении норм Федерального закона № 159-ФЗ изложены в Обзорах практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г. и 23 декабря 2020 г.
В соответствии с этими разъяснениями, при разрешении споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
В свидетельстве о рождении Лысенковой А.П. указано, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Родителями Лысенковой А.П. указаны Лысенков ПА и Степанова СВ.
Возраста 18 лет Лысенкова А.П. достигла ДД.ММ.ГГГГ
Возраста 23 лет Лысенкова А.П. достигла ДД.ММ.ГГГГ
Решением Заводского районного суда г. Саратова от 7 сентября 1995г. Лысенков П.А. и Степанова С.В. были лишены родительских прав в отношении Лысенковой А.П.
На основании постановления администрации Заводского района Саратовской области от 14 октября 1993 г. несовершеннолетняя Лысенкова А.П. передана под опеку Степанову ПС (дядя). Истец находилась под его опекой до своего совершеннолетия.
Постановлением Энгельсского муниципального образования от 4 ноября 2004г. за Лысенковой А.П. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (принадлежащее на праве собственности опекуну Степанову П.С.).
В этом жилом помещении истец была зарегистрирована и постоянно проживала в период с 30 октября 2022 г. по 13 декабря 2007 г.
В дальнейшем Лысенкова А.П. и её опекун были зарегистрированы в <адрес> в принадлежащем на праве собственности Степанову П.С. жилом помещении.
29 января 2015 г. у истца родилась дочь Лысенкова АР, а ДД.ММ.ГГГГ – дочь Лысенкова ВР.
В 2018 г. Лысенкова А.П. обращалась в органы прокуратуры, администрации Заводского района г. Саратова, Энгельсского муниципального района Саратовской области, Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по вопросу обеспечения её жилым помещением.
В ответе администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» от 7 августа 2018 г. отражено, что 25 октября 2022 г. личное дело Лысенковой А.П. было передано опекуну Степанову П.С. нарочно.
Согласно ответу администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 16 октября 2018 г. жилое помещение по адресу: <адрес>, было приобретено в собственность Степанова П.С. Договор социального найма на это жилое помещение не был заключен, поскольку оно находилось в собственности физического лица.
Из ответа администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области от 17 декабря 2018 г. следует, что собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, являлся Степанов П.С. Лысенкова А.П. не признавалась нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и не принималась на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении Базарно-Карабулакского муниципального района.
Переписка с администрациями Базарно-Карабулаквского муниципального района Саратовской области и Энгельсского муниципального района Саратовской области, органами прокуратуры велась истцом с использованием, в том числе, электронной почты представителя истца Рысиной Е.В. – <адрес>, что участниками процесса не оспаривалось.
23 сентября 2019 г. истец приобрела за счет заемных средств жилое помещение по адресу: <адрес>
7июля 2022 г. распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» жилой дом по вышеуказанному адресу был признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно письменным объяснениям третьего лица Степанова П.С. истец является внучкой его сестры, после смерти которой он оформил опеку над Лысенковой А.П.
Первоначально они проживали в Заводском районе г. Саратова, в дальнейшем переехали в <адрес> в принадлежащий ему на праве собственности на основании договора купли-продажи жилой дом. Он обращался в администрацию по вопросу предоставления истцу жилого помещения, однако, ему было отказано. После достижения 18 лет Лысенкова А.П. выехала из принадлежащего ему жилого помещения. В 2007 г. он продал дом в с. Узморье и купил дом в с. Сухой Карабулак, куда переехал. В новом доме он также зарегистрировал по месту жительства Лысенкову А.П. по её просьбе, несмотря на то, что она там никогда не проживала. На основании изложенного Степанов П.С. просил удовлетворить исковые требования.
Из объяснений истца, сведений, представленных министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области следует, что с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Лысенкова А.П. обратилась в 2022 г. (когда ей исполнилось 33 года). Ранее с заявлением и документами о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в установленном порядке Лысенкова А.П. в министерство не обращалась.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих обращение Лысенковой А.П. до 2022 г. в компетентный орган по вопросу включения в указанный список (постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения), стороной истца не представлено.
Обращения истца в 2018 г. в администрации Заводского, Энгельсского, Базарно-Карабулакского района, а также в прокуратуру не свидетельствуют об обращении по вопросу о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в установленном порядке, кроме того, истцом указанные обращения написаны после достижения ею возраста 23 лет.
То есть с заявлением о включении в указанный выше список ЛысенковаА.П. впервые обратилась по истечении 15 лет с момента достижения возраста 18 лет и по истечении 10 лет с момента достижения возраста 23 лет.
Сторона истца не ссылалась на признание Лысенковой А.П. в период времени с 2006 г. по 2011 г. недееспособной, не представила доказательств наличия у нее объективных причин, воспрепятствовавших обращению в компетентный орган по данному вопросу в установленный срок.
Сторона истца выдвинула довод о том, что причиной столь позднего обращения с данным заявлением являлись ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления своих обязанностей, которыми не были разъяснены ее права и порядок действий, нахождение истца на лечении и воспитание ей малолетних детей, а также нехватка денег на квалифицированную юридическую помощь.
Проанализировав данные доводы, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с позицией стороны истца и объяснениями третьего лица, после достижения совершеннолетия у истца испортились отношения с ее бывшим опекуном, который является ее дядей, в результате чего она стала обращаться в администрацию, чтобы получить помощь в обеспечении жильем, однако помощь она не получила.
Вместе с тем, доказательств наличия указных обращений истцом не представлено, кроме того, отсутствуют сведения об обращении по указанному вопросу к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Кроме того, позиция о том, что с 2008 г. по 2014 г. истец неоднократно находилась на лечении в связи с хроническим пиелонефритом, в последующем находилась в медицинском учреждении по поводу сохранения беременности и занималась уходом за новорожденными детьми не свидетельствуют о невозможности истца обратиться в указанный период в компетентный орган по вопросу включения в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Суд отмечает, что нахождение истца в медицинских организациях в связи с беременностью и родами само по себе не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока обращения Лысенковой А.П. в компетентный орган по вопросу предоставления жилого помещения. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о реальной невозможности обратиться за защитой своих прав как до 2014 г., так и в периоды после рождения детей, в материалы дела не представлено.
Кроме того, суду не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, в соответствии с которыми Лысенкова А.П. не могла обратиться в компетентный орган в период с 2006 г. по 2008 г., а также в периоды, когда с 2008 г. по 2014 г. не находилась на лечении.
Также в соответствии с позицией стороны истца Лысенкова А.П. после 2018 г. неоднократно обращалась в различные инстанции, органы опеки для помощи в сборе документов для постановки на учет, где получала устные и письменные отказы.
Вместе с тем, за данный период отсутствуют сведения об обращении по вопросу предоставления жилого помещения к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
В 2022 г. с помощью юриста обратившись в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области она получила отказ в постановке на жилищный учет.
В соответствии с позицией истца, до этого времени она не имела денежных средств для обращения за квалифицированной юридической помощью.
При этом переписка с администрациями районов и прокуратурой велась в том числе с использованием электронной почты представителя истца, что также свидетельствует об обращении истца за юридической помощью, начиная с 2018 г. по вопросу обеспечения жильем.
Позиция представителя истца о том, что эта помощь носила разовый характер на безвозмездной основе, юридические консультации истцу не оказывались ввиду отсутствия у неё денежных средств, не опровергает выводов о наличии у ЛысенковойА.П. возможности обратиться в компетентные органы в установленный срок при отсутствии доказательств, подтверждающих уважительность причин срока этого обращения.
Кроме того, тексты Федерального закона № 159-ФЗ и Закона Саратовской области №123-ЗСО являются общедоступными, опубликованы как в ряде официальных печатных изданий, так и размещены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на Официальном интернет-портале правовой информации и на официальном сайте Правительства Саратовской области.
Поэтому довод стороны истца об отсутствии денежных средств для получения квалифицированной юридической помощи не может быть признан уважительной причиной несвоевременного обращения Лысенковой А.П. в компетентный орган по вопросу включения в указанный список (постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения).
Таким образом, Лысенковой А.П. был утрачен статус ребенка-сироты, поскольку она обратилась в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по вопросу постановки ее на учет по предоставлению жилья после достижения ею возраста 23 лет (в возрасте 33 лет), в то время, как статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, сохраняется до 23 лет, при этом уважительных причин пропуска срока истцом не представлено.
Доводы о ненадлежащем исполнении своих обязанностей органами опеки и попечительства, об отсутствии ответа прокуратуры на ее обращение, также не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения иска.
Указанная позиция не свидетельствует об уважительности причин пропуска установленного срока для обращения за обеспечением жилым помещением.
В соответствии с положениями гражданского и семейного законодательства опека и попечительство устанавливается над детьми в возрасте до 18 лет. Следовательно, по достижении совершеннолетнего возраста и до 23-х лет истец имела реальную возможность самостоятельно обратиться с заявлением в компетентные органы с целью реализации жилищных прав.
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно реализовать свои жилищные права, в том числе путем своевременного обращения в суд, не представлено.
Основываясь на изложенных выше нормах права и доказательствах, суд приходит к выводу о том, что Лысенковой А.П. было обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого фонда.
При таких обстоятельствах исковые требования Лысенковой А.П. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Лысенковой АП к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.В. Пугачев
Решение в окончательной форме принято 4 октября 2023 г.
Председательствующий Д.В. Пугачев