Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-44/2024 (11-616/2023;) от 17.10.2023

Мировой судья Трезубова Н.Г.                                                      Дело №11-44/2024 (2-2217/2022(86))

УИД 24МS0086-01-2022-004318-05

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2024 года                                                          г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Хованской Н.А.,

при секретаре Клопотовской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» к ФИО7 о взыскании суммы материального ущерба

по апелляционной жалобе представителя истца КГКУ «Центр занятости населения г. Красноярска» ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» к Семеновой Алёне Андреевне о взыскании суммы материального ущерба

У С Т А Н О В И Л:

КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» обратилось в суд с иском к Семеновой А.А. о взыскании суммы материального ущерба, а именно суммы излишне выплаченного пособия по безработице в размере 36561,29 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 обратилась в ГКУ КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» в целях поиска подходящей работы. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. ответчик ФИО5 признана безработным гражданином с назначением выплаты пособия по безработице. За период безработицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общая сумма выплаченного ответчице пособия составила 36561,29 руб. В ДД.ММ.ГГГГ года истцом установлен факт, что на дату регистрации в качестве гражданина, ищущего работу, и присвоения статуса безработного, ответчик по месту жительства - <адрес>, проживал без регистрации, что исключает начисление ей пособия. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 снята с учета в качестве безработного. На основании ст. 40 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в РФ» истец просит взыскать в свою пользу сумму пособия в размере 36561,29 руб.

Решением мирового судьи судебного участка в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Исковые требования КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» к ФИО6 о взыскании суммы материального ущерба оставить без удовлетворения».

Не согласившись с принятым решением, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение мирового судьи, вынести новое решение о взыскании излишне выплаченного пособия по безработице. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что жилое помещение, в котором гражданин проживает, является его местом жительства при одновременном соблюдении гражданином двух условий: проживания в жилом помещении и регистрации по месту жительства по адресу нахождения этого жилого помещения. Соответственно адрес регистрации гражданина по месту жительства и адрес жилого помещения, являющегося для него местом жительства, а не местом пребывания, должны совпадать. Семенова А.А. при подаче заявления об оказании государственной услуги содействия в поиске подходящей работы указала в графе «адрес места жительства» <адрес>, по которому проживает, но не состоит на регистрационном учете по месту жительства по данному адресу. Соответственно согласно действующему законодательству жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> местом жительства Семеновой А.А. не является. Что также подтверждается и судом, постановившим решение, а именно судом указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Семенова А.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес>. Регистрация по месту жительства до ДД.ММ.ГГГГ не имела. Ответчик о данном факте знала, однако в КГКУ «ЦЗН г.Красноярск» самостоятельно не сообщила, заявление не отозвала. Факт отсутствия у ответчика регистрации по месту жительства, указанному им в заявлении установлен истцом после признания ее безработным.

Представитель истца КГКУ «Центр занятости населения г. Красноярска» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом своевременно и надлежащим образом. Представителем Щукиной Е.СМ. направлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, указанные в апелляционной жалобе требования поддержала в полном объеме.

В судебное заседание ответчик Семенова А.А.. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась судом своевременно и надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщила. Дело рассматривается в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд не находит оснований для его отмены.

В силу ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;

4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

Из п. 1 ст. 1064 ГК РФ следует, что причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

Согласно ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (п.1). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п.2).

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан государственных пособий и льгот.

Следовательно, к спорным отношениям подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 ГК РФ о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

При невозможности предоставления: органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Согласно абзацу 8 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не могут быть признаны безработными граждане, перечисленные в статье 2 настоящего закона, в частности являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (пункты 1, 2, 3 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Согласно подпункту 6 пункта 2 ст. 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" деятельность государственной службы занятости населения, в числе прочего направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.

В соответствии с пунктом 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891, государственные учреждения службы занятости населения также вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.

Таким образом, положения Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а также утвержденные уполномоченными органами исполнительной власти Правила (Порядок) регистрации безработных граждан для реализации права граждан на получение пособия по безработице и иных мер социальной поддержки предусматривают определенные организационно-учетные правила, направленные на исключение злоупотребления этим правом со стороны граждан, и предоставляют органам службы занятости право осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Согласно п.1, п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» № 1032-1 от 19.04.1991г. (далее Закон о занятости) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.

В соответствии с п. 1 ст. 35 Закона о занятости выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения или получения пособия по безработице обманным путем.

В силу ст. 40 Закона о занятости нарушение требований настоящего Закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 обратилась в КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» в целях признания ее безработной.

Приказом КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» от ДД.ММ.ГГГГ. ответчик ФИО5 признана безработным гражданином с назначением выплаты пособия по безработице.

При постановке на учет ответчик ознакомлен с положениями Закона о занятости и подтвердил верность предоставленных им в Центр занятости сведений, о чем свидетельствует карточка персонального учета гражданина.

Приказом от 08.10.2020г. изменен размер выплачиваемого пособия ответчику, определен срок выплаты по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. приказом КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» прекращена выплата пособия по безработице ФИО5 в связи с получением пособия обманным путем, отсутствием постоянной регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. выплачено пособие в сумме 36561,29 руб.

В адрес ответчика направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. о возврате КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» незаконно полученных средств пособия по безработице на общую сумму 36561,29 руб. Требования Центра занятости ответчиком не удовлетворены.

При вынесении решения мировым судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, где фактически проживала на момент подачи заявления о признании ее в качестве безработной, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей иной регистрации и места жительства согласно сведениям отдела адресно-справочной работы управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю, не имела, с ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирована по месту жительства <адрес>.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела отсутствуют, и суду не предоставлены доказательства, свидетельствующие о наличии недобросовестности ответчика при получении пособия по безработице, предоставление недостоверных сведений по месту жительства ответчика судом не установлено, из представленных доказательств не следует, счетной ошибки при начислении пособия не выявлено.

Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда первой инстанции.

Перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в статье 3 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Такого основания, как отсутствие регистрации по месту жительства в нем не содержится.

Согласно п. 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Толкование п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения соотносится с положениями ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации и ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которыми место жительства либо пребывания гражданина не связывается с местом его регистрации.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием для получения мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, при том условии, что в действиях такого гражданина не содержится признаков злоупотребления правом. При этом место жительства гражданина может быть установлено на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, а также видом такой регистрации.

Защита граждан от безработицы является одним из направлений государственной политики в сфере занятости населения. Названная цель реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с утратой гражданами работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода). К числу таких мер относится пособие по безработице, которое выплачивается гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными. При этом безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости населения при представлении таким гражданином ряда документов, в связи с чем, факт постоянного проживания на территории г. Красноярска подлежал проверке Учреждением до принятия решения о назначении и выплате пособия по безработице.

Доводы апеллянта о том, что при отсутствии регистрации по месту жительства ответчик не имел оснований для получения выплат, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку факт регистрации или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона о праве граждан на свободу передвижения).

Процессуальных и материальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, мировым судьей не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» к ФИО8 о взыскании суммы материального ущерба, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:                                                                      Н.А. Хованская

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.01.2024 года.

11-44/2024 (11-616/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
КГКУ ЦЗН
Ответчики
Семенова А.А.
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Хованская (Козлова) Наталья Александровна
Дело на сайте суда
sovet--krk.sudrf.ru
17.10.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
18.10.2023Передача материалов дела судье
19.10.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
25.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2024Дело оформлено
07.02.2024Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее