Копия
Дело № 2-2943/2024
24RS0048-01-2023-010400-11
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2024 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Татарниковой Е.В.,
при секретаре Васильевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> к ФИО2 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку. Требования мотивированы тем, что в рамках обращения министерством проведено выездное обследование, в ходе которого установлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы; отходы шин, покрышек, камер автомобильных; растительные отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам; отходы от строительства и ремонта и пр.) на почве земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, примерно 7 км северо-восточнее от <адрес>, гаражно-строительный кооператив «<данные изъяты>» (вблизи стадиона по <адрес> в мкр. Солнечный <адрес>). Площадь несанкционированной свалки отходов составляет около 900,0 кв. м. Объем отходов составляет около 500,0 куб. м (определено визуально). В ходе выездного обследования установлено, что отходы производства и потребления (твердые коммунальные отходы; отходы шин, покрышек, камер автомобильных; растительные отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам; отходы от строительства и ремонта и пр.) сброшены на почву земельного участка с кадастровым номером №, который принадлежит ответчику. Со ссылкой на указанные обстоятельства, истец просит суд обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на почве земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, примерно 7 км северо-восточнее от <адрес>, гаражно-строительный кооператив «Экскаваторщик-9» (вблизи стадиона по <адрес> в мкр. Солнечный <адрес>), в границах координат: №.
В судебное заседание истец Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края явку своего представителя не обеспечил, просило дело рассмотреть в его отсутствие. Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалась судом своевременно, надлежащим образом, о причинах своей не явки суду не сообщила. Корреспонденция, направленная в ее адрес, возвращена в суд за истечением срока хранения, о причинах неявки суду не сообщено, возражений по существу заявленных требований со стороны ответчика не представлено.
По смыслу гражданского процессуального законодательства лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Суд признает ответчика надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, так как ответчик не проявил должной осмотрительности и не обеспечил получение поступающей по его месту регистрации почтовой корреспонденции, поэтому на нем лежит риск возникновения неблагоприятных последствий в результате неполучения судебных извещений.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства в соответствие со ст.ст. 167, 233 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ):
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Частью 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Согласно части 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Статьей 3 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики
заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Частью 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, обязанность по осуществлению мероприятий, связанных с охраной земельных участков, возлагается на юридических лиц, имеющих право собственности на такие земельные участки и (или) осуществляющих право пользования такими участками.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, примерно 7 км северо-восточнее от <адрес>, гаражно-строительный кооператив «<данные изъяты>» (вблизи стадиона по <адрес> в мкр. Солнечный <адрес>), находится в собственности гр. ФИО2, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; виды разрешенного использования: обслуживание жилой застройки (право собственности № от ДД.ММ.ГГГГ).
Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края рассмотрено обращение гр. ФИО4, поступившее из администрации Губернатора Красноярского края, о наличии несанкционированной свалки отходов производства и потребления вблизи автосервисов за стадионом по <адрес>.
В рамках обращения министерством проведено выездное обследование, в ходе которого установлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы; отходы шин, покрышек, камер автомобильных; растительные отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам; отходы от строительства и ремонта и пр.) на почве земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, примерно 7 км северо-восточнее от <адрес>, гаражно-строительный кооператив «<данные изъяты>» (вблизи стадиона по <адрес> в мкр. Солнечный <адрес>). Проведены замеры географических координат крайних точек несанкционированной свалки отходов с помощью GPS/TJ10HACC навигатора Garmin GPS Map 64 (сертификат о калибровке № № от ДД.ММ.ГГГГ): №. <адрес> несанкционированной свалки отходов составляет около 900,0 кв. м. Объем отходов составляет около 500,0 куб. м (определено визуально).
В ходе выездного обследования установлено, что отходы производства и потребления (твердые коммунальные отходы; отходы шин, покрышек, камер автомобильных; растительные отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам; отходы от строительства и ремонта и пр.) сброшены на почву земельного участка с кадастровым номером №.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены, иными доказательствами, вопреки ст. 56 ГПК РФ, не опровергнуты, равно как и не было оспорено постановление от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, с учетом установленного в ходе судебного разбирательства нарушения ответчиком требований природоохранного законодательства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом разумности, объема выполнения обязательных мероприятий, соблюдения баланса интересов сторон договора, полагает возможным установить срок исполнения обязательств по ликвидированную несанкционированной свалки отходов производства и потребления с земельного участка, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу требований ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что истец, являющийся государственным органом, был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска в силу закона (пп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ), суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину по данному делу в сумме 6000 руб. (на основании пп.3 п. 1 ст. 333.19).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края удовлетворить.
Обязать ФИО2 (паспорт серия № №) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на почве земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, примерно 7 км северо-восточнее от <адрес>, гаражно-строительный кооператив «<данные изъяты>» (вблизи стадиона по <адрес> в мкр. Солнечный <адрес>), в границах координат: №°.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Е.В. Татарникова
Текст мотивированного решения изготовлен 19.07.2024.
Копия верна судья Е.В.Татарникова