г. Томск, ул. Дзержинского, 58 УИД № 70RS0001-01-2023-000264-41
№ 5-24/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 января 2023 года судья Кировского районного суда г. Томска А.Р. Корниенко, с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении- Васильева Д. С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Васильева Д. С., родившегося /________/ в /________/, являющегося лицом без гражданства, не работающего, фактически имеющего место жительства: /________/, тел./________/, русским языком владеющего и в услугах переводчика не нуждающегося,
установил:
26.01.2023 в 14 час. 00 мин. по адресу: /________/, в ОВМ ОМВД России по Кировскому району г. Томска, сотрудниками ОВМ ОМВД России по Кировскому району г. Томска, установлено, что лицо без гражданства Васильев Д. С., /________/ года рождения, нарушил режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов подтверждающих право на пребывание (проживания) в Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. № 2537-рв внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. № 1253-р, утвердившее перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение. В частности, Распоряжение № 1253-р дополнено пунктом, устанавливающим, что датой снятия ограничений на международное транспортное сообщение с иностранными государствами, не включенными в Перечень, является дата вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2022 г. № 12673, то есть - 15 июля 2022 г. Таким образом, в силу положений Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. № 3644 граждане иностранных государств, ранее не включенных в Перечень, и не имеющие оснований для дальнейшего пребывания в Российской Федерации, обязаны выехать за ее пределы до 12 октября 2022 г. Лицо без гражданства Васильев Д. С., /________/ года рождения, прибыв 04.07.1997 в Российскую Федерацию, уклонился от выезда из Российской Федерации по истечению определенного срока пребывания, срок пребывания истек 22.08.2022. Лицо без гражданства Васильев Д. С., /________/ года рождения, с 22.08.2022 по настоящее время регистрацию по месту пребывания (жительства) не оформлял, до 12.10.2022 включительно за урегулированием своего правового положения в Российской Федерации не обращался, территорию Российской Федерации до обозначенной даты не покинул, чем нарушил ст.5 п.п.1,2 ФЗ № 115 от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», т.е. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В судебном заседании Васильев Д.С. вину во вмененном правонарушении признал, в содеянном раскаялся, подтвердил достоверность обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении. Ссылался на то, что после 22.08.2022 не урегулировал свое правовое положение на территории Российской Федерации, т.к. не имел денежных средств для размещения на банковской карте и для оплаты медицинского осмотра, а также не имел познаний о том, какие действия предпринять в сложившейся ситуации. Просил не применять в его отношении меру административного наказания- выдворение за пределы Российской Федерации, т.к. с 1997 года непрерывно проживает в Томской области Российской Федерации, куда въехал с родителями в детском возрасте, закончил здесь общеобразовательную школу, работал и работает не официально, все его близкие родственники, включая родителей и брата, проживают на территории Российской Федерации и являются гражданами Российской Федерации; в Казахстане у него нет ни знакомых, ни родственников.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Часть 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации - документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации.
В соответствии с п.5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания в Российской Федерации лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, определяется сроком действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона Российской Федерации от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела судом установлено, что лицо без гражданства Васильев Д.С., /________/ года рождения, прибыв 04.07.1997 в Российскую Федерацию, не имеет документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, срок пребывания его истек 22.08.2022, по настоящее время регистрацию по месту пребывания (жительства) не оформлял, до 12.10.2022 включительно за урегулированием своего правового положения в Российской Федерации не обращался, территорию Российской Федерации до обозначенной даты не покинул.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются объяснениями Васильева Д.С. в суде и совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом /________/ об административном правонарушении, объяснениями Васильева Д.С., свидетельством о рождении /________/ от 18.02.1992, разрешением на временное проживание лица без гражданства в РФ 01 /________/ от 24.05.2019, визой временно проживающего лица без гражданства, справкой ФМС России АС ЦБДУИГ, которые отвечают принципам допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, совершенное Васильевым Д.С. деяние, а именно- нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении наказания судья исходит из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ, обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Как следует из с.2 ст.4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.
В п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разъяснено, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение правил дорожного движения по части 2 статьи 12.9 КоАП РФ, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ).
Согласно справке ИЦ УМВД России по ТО, Васильев Д.С. 19.05.2022 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб., который оплачен 24.05.2022.
Данное обстоятельство- совершение однородного правонарушения суд учитывает в качестве отягчающего обстоятельства.
Смягчающим обстоятельством, установленным п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, является раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, признание им вины.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В материалы дела представлено свидетельство о рождении /________/ /________/ от 31.12.2017 Б., /________/ года рождения, в котором в графе «мать» указана Б., в графе «отец» стоит прочерк. Указанное не позволяет судье установить родство между Васильевым Д.С. и несовершеннолетним Б.
Согласно свидетельству о рождении /________/ от 18.02.1992, отцом Васильева Д.С. является В., матерью – В.
Как следует из материалов дела, отец Васильева Д.С. - В. и мать – В. являются гражданами РФ, зарегистрированы и проживают на территории РФ, а согласно объяснений Васильева Д.С., он проживает со своими родителями совместно, одной семьей, ведет с ними общее хозяйство.
Судья принимает во внимание, что представлены доказательств наличия близких родственников Васильева Д.С. (родителей) и их проживание на территории Российской Федерации.
При назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Указанные обстоятельства, в том числе наличие у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, членов семьи, проживающих на территории Российской Федерации на законных основаниях, должны быть выяснены и установлены судьей в порядке главы 26 КоАП РФ.
Если с соблюдением указанных положений необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ), будет установлена, назначение ему административного наказания, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не исключается.
При таких обстоятельствах, с учетом действующих правовых норм и установленных обстоятельств по делу выдворение Васильева Д.С. из Российской Федерации повлечет негативные последствия как для него, так и для его близких родственников, так как при невозможности въезда в Россию их сына, они также вынуждены покинуть Российскую Федерацию либо потеряют возможность систематического общения с ним.
В связи с этим, судья приходит к выводу о том, что назначение Васильеву Д.С. наказания в виде административного выдворения, не является необходимым, в связи с чем, возможно применить к нему положения ст. 8 Конвенции.
Более того, судья учитывает наличие у Васильева Д.С. судимости по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ, за совершение данного преступления он осужден к лишению свободы сроком на 1 год с испытательным сроком 8 месяцев, поставлен на учет в УИИ 11.07.2022, т.е. уголовное наказание в его отношении исполняется органами уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
С учетом фактических обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, учитывая личность Васильева Д.С., суд считает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Васильева Д. С., родившегося /________/ в /________/, являющегося лицом без гражданства, паспорта не имеющего, пребывающего в Российской Федерации по адресу: /________/, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей, без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Штраф перечислить по следующим реквизитам:
Получатель платежа УФК по томской области (УМВД России по Томской области), ИНН 7018016237, КПП 701701001, РКТМО 69701000, счет № 40101810900000010007, Отделение Томск, БИК 046902001, КБК 18811601181019000140.
Сведения (квитанцию) об оплате штрафа необходимо представить в отдел делопроизводства Кировского районного суда г. Томска по адресу: г. Томск, ул. Дзержинского, 58, каб. 6.
В случае неуплаты административного штрафа в срок сумма штрафа, на основании ч.5 ст. 32.2 КоАП РФ, будет взыскана в принудительном порядке.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ (ч. 1 ст. 32.2 названного Кодекса), влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Разъяснить, что согласно положениям ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение десяти суток со дня вручения копии постановления.
Судья А.Р. Корниенко