Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1550/2022 ~ М-590/2022 от 16.03.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> УР                                                                     ДД.ММ.ГГГГ года

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Тимофеевой Е.В., при секретаре судебного заседания ЛМН,

с участием:

- представителя истца в лице помощника Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях КАД,

- представителя ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР ШОА, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на 1 год,

- представителя третьего лица УФСИН России по УР ШОА, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на 3 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского Прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах САА к ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР о понуждении к предоставлению технических средств реабилитации в полном объеме,

У С Т А Н О В И Л :

Удмуртский Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующий в защиту интересов САА обратился в суд с вышеуказанным иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР о понуждении к предоставлению технических средств реабилитации, а именно кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов) (ширина сиденья: 45 см; глубина сиденья: 45 см; высота сиденья: 60 см; высота подлокотника: 25 см; высота подножки: 40 см; вид спинки: с регулируемым углом наклона; вид сиденья: с регулируемым углом наклона; вид подлокотника: регулируемые по высоте; подножка: с регулируемой опорой стопы; приспособления: держатели для ног, поясной ремень): 1 шт.

В обоснование заявленных требований указано, что в ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР отбывает наказание осужденный САА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который с ДД.ММ.ГГГГ признан инвали<адрес> группы по общему заболеванию, в отношении него разработана и направлена для исполнения индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида .3.18/2021 по протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина ДД.ММ.ГГГГ/.2021 от ДД.ММ.ГГГГ (далее – ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ осужденный САА должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации, а именно кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов) (ширина сиденья: 45 см; глубина сиденья: 45 см; высота сиденья: 60 см; высота подлокотника: 25 см; высота подножки: 40 см; вид спинки: с регулируемым углом наклона; вид сиденья: с регулируемым углом наклона; вид подлокотника: регулируемые по высоте; подножка: с регулируемой опорой стопы; приспособления: держатели для ног, поясной ремень): 1 шт. Вместе с тем, установлено, что САА в нарушение требований закона техническим средствами реабилитации с ДД.ММ.ГГГГ не обеспечен.

Предоставление САА технических средств не в полном объеме не позволяет пойти необходимую комплексную реабилитацию, что отрицательно сказывается на процессе восстановления здоровья и социальной адаптации, а также нарушает право на социальную защиту.

В судебном заседании представитель истца помощник Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях КАД заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР ШОА исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в возражениях на иск. Согласно возражениям ответчик просит в удовлетворении требований отказать. Указывает на то, что предоставление САА средств технической реабилитации не в полном объеме, потребностям САА и не позволяющим пройти ему необходимую комплексную реабилитацию для компенсации или устранении стойких ограничений его жизнедеятельности, не входит в компетенцию ФКУ ИК-1, является обязанностью федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, уполномоченного вносить соответствующие изменения в характеристики средств технической реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации, в соответствии с медицинскими показаниями инвалида. Следует учесть наличие законодательного запрета на размещение государственных заказов в отсутствие бюджетных ассигнований для их финансирования, длительность процедуры заключения государственных контрактов на оказание услуг, поставку товаров, выполнение работ для государственных нужд. ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, его учредителем является Российская Федерация, функции и полномочия учреждения осуществляет ФСИН России. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России.

В судебном заседании представитель третьего лица УФСИН России по УР ШОА с исковыми требованиями не согласилась.

Изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 129 Конституции РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в силу своего государственно-правового статуса прокуратура призвана защищать права и законные интересы во всех случаях, целью участия прокурора в суде является защита прав и охраняемых законом интересов граждан.

Удмуртской Прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения прав осужденного САА на получение технических средств реабилитации в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что приговором Якшур-Бодьинского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ САА осужден по ч. 4 ст. 132 УК РФ к 13 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 2 года.

В настоящее время САА отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР.

ДД.ММ.ГГГГ САА повторно установлена 2 группа инвалидности бессрочно.

В соответствии с Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы рекомендуемыми техническими средствами реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета, являются: (6-10-01) ходунки шагающие: 1 шт; (7-02-01) кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов) (ширина сиденья: 45 см; глубина сиденья: 45 см; высота сиденья: 60 см; высота подлокотника: 25 см; высота подножки: 40 см; вид спинки: с регулируемым углом наклона; вид сиденья: с регулируемым углом наклона; вид подлокотника: регулируемые по высоте; подножка: с регулируемой опорой стопы; приспособления: держатели для ног, поясной ремень): 1 шт.; (12-01-02) ортопедические брюки: 1 шт.; (23-01-02) кресло-стул с санитарным оснащением (ширина сиденья: 45 см, глубина сиденья: 45 см; высота сиденья: 60 см; высота подлокотника: 25 см)): 1 шт.

Согласно справке заместителя начальника на осужденного САА ИПРА в учреждение поступила ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ осужденный был обеспечен ТСР (ходунками шагающими, поручнями для самоподнимания, ортопедическими брюками, кресло-стулом с санитарным оснащением). ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ САА выданы ортопедические брюки и кресло-стул с санитарным оснащением. Ввиду нехватки денежных средств, выделенных для приобретения ТСР, 7-02-01 (кресло-коляска) не заказывалась.

ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР обращалось к начальнику ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России о выделении денежных средств для приобретения дорогостоящих технических средств реабилитации для осужденных, в том числе для приобретения кресла-коляски с ручным приводом прогулочной для САА

Изложенные обстоятельства установлены в судебном заседании письменными доказательствами.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено право лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из содержания части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 192 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 295, обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-р.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

В соответствии с п. 2.1 Устава ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР, утв. Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ , предметом и целями деятельности Учреждения являются, в том числе создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Для достижения целей, указанных в подпункте 2.1 настоящего Устава Учреждение осуществляет, в том числе: выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (пункт 2.5.2 Устава).

Согласно п. 5.9 Устава источниками финансирования деятельности Учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.

Заключение и оплата Учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных ранее обязательств (пункт 5.10 Устава).

Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что индивидуальная программа реабилитации в отношении САА носит обязательный характер и должна надлежащим образом исполняться, и как следует из индивидуальной программы реабилитации исполнителем заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных мероприятий является Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Удмуртской Республике, структурным подразделением которого является федеральное казенное учреждение «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике».

При указанных обстоятельствах с учетом вышеуказанных норм права возражения ответчика о том, что предоставление САА средств технической реабилитации, не входит в компетенцию ФКУ ИК-1, является обязанностью федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, уполномоченного вносить соответствующие изменения в характеристики средств технической реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации, в соответствии с медицинскими показаниями инвалида, являются несостоятельными.

С учётом вышеизложенного, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Удмуртского Прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах САА к ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР о понуждении к предоставлению технических средств реабилитации в полном объеме удовлетворить.

Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония УФСИН России по УР» обязанность обеспечить САА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации, а именно:

- кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов) (ширина сиденья: 45 см; глубина сиденья: 45 см; высота сиденья: 60 см; высота подлокотника: 25 см; высота подножки: 40 см; вид спинки: с регулируемым углом наклона; вид сиденья: с регулируемым углом наклона; вид подлокотника: регулируемые по высоте; подножка: с регулируемой опорой стопы; приспособления: держатели для ног, поясной ремень): 1 шт.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.

Решение суда в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья                                             Е.В. Тимофеева

2-1550/2022 ~ М-590/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соловьев Алексей Александрович
Удмуртский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР
Другие
Управление федеральной службы исполнения наказаний Россиии по УР
Суд
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Тимофеева Елена Витальевна
Дело на странице суда
zavyalovskiy--udm.sudrf.ru
16.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2022Передача материалов судье
17.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2022Судебное заседание
29.04.2022Судебное заседание
24.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2023Дело оформлено
04.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее