№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> УР ДД.ММ.ГГГГ года
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Тимофеевой Е.В., при секретаре судебного заседания ЛМН,
с участием:
- представителя истца в лице помощника Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях КАД,
- представителя ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР ШОА, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на 1 год,
- представителя третьего лица УФСИН России по УР ШОА, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на 3 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского Прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах САА к ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР о понуждении к предоставлению технических средств реабилитации в полном объеме,
У С Т А Н О В И Л :
Удмуртский Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующий в защиту интересов САА обратился в суд с вышеуказанным иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР о понуждении к предоставлению технических средств реабилитации, а именно кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов) (ширина сиденья: 45 см; глубина сиденья: 45 см; высота сиденья: 60 см; высота подлокотника: 25 см; высота подножки: 40 см; вид спинки: с регулируемым углом наклона; вид сиденья: с регулируемым углом наклона; вид подлокотника: регулируемые по высоте; подножка: с регулируемой опорой стопы; приспособления: держатели для ног, поясной ремень): 1 шт.
В обоснование заявленных требований указано, что в ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР отбывает наказание осужденный САА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который с ДД.ММ.ГГГГ признан инвали<адрес> группы по общему заболеванию, в отношении него разработана и направлена для исполнения индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида №.3.18/2021 по протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина №ДД.ММ.ГГГГ/.2021 от ДД.ММ.ГГГГ (далее – ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ осужденный САА должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации, а именно кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов) (ширина сиденья: 45 см; глубина сиденья: 45 см; высота сиденья: 60 см; высота подлокотника: 25 см; высота подножки: 40 см; вид спинки: с регулируемым углом наклона; вид сиденья: с регулируемым углом наклона; вид подлокотника: регулируемые по высоте; подножка: с регулируемой опорой стопы; приспособления: держатели для ног, поясной ремень): 1 шт. Вместе с тем, установлено, что САА в нарушение требований закона техническим средствами реабилитации с ДД.ММ.ГГГГ не обеспечен.
Предоставление САА технических средств не в полном объеме не позволяет пойти необходимую комплексную реабилитацию, что отрицательно сказывается на процессе восстановления здоровья и социальной адаптации, а также нарушает право на социальную защиту.
В судебном заседании представитель истца помощник Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях КАД заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР ШОА исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в возражениях на иск. Согласно возражениям ответчик просит в удовлетворении требований отказать. Указывает на то, что предоставление САА средств технической реабилитации не в полном объеме, потребностям САА и не позволяющим пройти ему необходимую комплексную реабилитацию для компенсации или устранении стойких ограничений его жизнедеятельности, не входит в компетенцию ФКУ ИК-1, является обязанностью федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, уполномоченного вносить соответствующие изменения в характеристики средств технической реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации, в соответствии с медицинскими показаниями инвалида. Следует учесть наличие законодательного запрета на размещение государственных заказов в отсутствие бюджетных ассигнований для их финансирования, длительность процедуры заключения государственных контрактов на оказание услуг, поставку товаров, выполнение работ для государственных нужд. ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, его учредителем является Российская Федерация, функции и полномочия учреждения осуществляет ФСИН России. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России.
В судебном заседании представитель третьего лица УФСИН России по УР ШОА с исковыми требованиями не согласилась.
Изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 129 Конституции РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в силу своего государственно-правового статуса прокуратура призвана защищать права и законные интересы во всех случаях, целью участия прокурора в суде является защита прав и охраняемых законом интересов граждан.
Удмуртской Прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения прав осужденного САА на получение технических средств реабилитации в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что приговором Якшур-Бодьинского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ САА осужден по ч. 4 ст. 132 УК РФ к 13 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 2 года.
В настоящее время САА отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР.
ДД.ММ.ГГГГ САА повторно установлена 2 группа инвалидности бессрочно.
В соответствии с Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы рекомендуемыми техническими средствами реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета, являются: (6-10-01) ходунки шагающие: 1 шт; (7-02-01) кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов) (ширина сиденья: 45 см; глубина сиденья: 45 см; высота сиденья: 60 см; высота подлокотника: 25 см; высота подножки: 40 см; вид спинки: с регулируемым углом наклона; вид сиденья: с регулируемым углом наклона; вид подлокотника: регулируемые по высоте; подножка: с регулируемой опорой стопы; приспособления: держатели для ног, поясной ремень): 1 шт.; (12-01-02) ортопедические брюки: 1 шт.; (23-01-02) кресло-стул с санитарным оснащением (ширина сиденья: 45 см, глубина сиденья: 45 см; высота сиденья: 60 см; высота подлокотника: 25 см)): 1 шт.
Согласно справке заместителя начальника на осужденного САА ИПРА в учреждение поступила ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ осужденный был обеспечен ТСР (ходунками шагающими, поручнями для самоподнимания, ортопедическими брюками, кресло-стулом с санитарным оснащением). ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ САА выданы ортопедические брюки и кресло-стул с санитарным оснащением. Ввиду нехватки денежных средств, выделенных для приобретения ТСР, 7-02-01 (кресло-коляска) не заказывалась.
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР обращалось к начальнику ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России о выделении денежных средств для приобретения дорогостоящих технических средств реабилитации для осужденных, в том числе для приобретения кресла-коляски с ручным приводом прогулочной для САА
Изложенные обстоятельства установлены в судебном заседании письменными доказательствами.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено право лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из содержания части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 192 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 295, обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-р.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии с п. 2.1 Устава ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР, утв. Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, предметом и целями деятельности Учреждения являются, в том числе создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Для достижения целей, указанных в подпункте 2.1 настоящего Устава Учреждение осуществляет, в том числе: выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (пункт 2.5.2 Устава).
Согласно п. 5.9 Устава источниками финансирования деятельности Учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.
Заключение и оплата Учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных ранее обязательств (пункт 5.10 Устава).
Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что индивидуальная программа реабилитации в отношении САА носит обязательный характер и должна надлежащим образом исполняться, и как следует из индивидуальной программы реабилитации исполнителем заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных мероприятий является Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Удмуртской Республике, структурным подразделением которого является федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике».
При указанных обстоятельствах с учетом вышеуказанных норм права возражения ответчика о том, что предоставление САА средств технической реабилитации, не входит в компетенцию ФКУ ИК-1, является обязанностью федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, уполномоченного вносить соответствующие изменения в характеристики средств технической реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации, в соответствии с медицинскими показаниями инвалида, являются несостоятельными.
С учётом вышеизложенного, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Удмуртского Прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах САА к ФКУ ИК-1 УФСИН России по УР о понуждении к предоставлению технических средств реабилитации в полном объеме удовлетворить.
Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № УФСИН России по УР» обязанность обеспечить САА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации, а именно:
- кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов) (ширина сиденья: 45 см; глубина сиденья: 45 см; высота сиденья: 60 см; высота подлокотника: 25 см; высота подножки: 40 см; вид спинки: с регулируемым углом наклона; вид сиденья: с регулируемым углом наклона; вид подлокотника: регулируемые по высоте; подножка: с регулируемой опорой стопы; приспособления: держатели для ног, поясной ремень): 1 шт.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.
Решение суда в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Е.В. Тимофеева