Дело № 2-207/2023
УИД №28RS0011-01-2023-000307-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2023 года с. Новокиевский Увал
Мазановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Скрябиной Н.А.,
при секретаре Федотове С.А.,
с участием помощника прокурора Мазановского района Амурской области Малышевской П.Н., представителя третьего лица управления образования администрации Мазановского района Амурской области Березиной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мазановского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Сапроновская средняя общеобразовательная школа, администрации Мазановского района Амурской области о возложении обязанности по проведению капитального и косметического ремонта,
установил:
прокурор Мазановского района Амурской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОБУ Сапроновская СОШ, администрации Мазановского района Амурской области о возложении обязанности по проведению капитального и косметического ремонта, в обоснование которого указал, что актами технического обследования здания МОБУ Сапроновская СОШ зафиксированы следующие дефекты здания: плесень по всей школе, в некоторых кабинетах прогнили и провалились полы, вода достигает покрытие пола, электропроводка требует замены, трубы системы отопления начали отслаиваться, низкий температурный режим в классах, система вентиляции требует ремонта, сыреют стены (акт от 15 апреля 2021 года); в кабинетах местами появилась плесень, в коридоре на первом этаже появилось вздутие покрасочного слоя, требуется покраска полов (акт обследования от 9 декабря 2021 года); в учебных кабинетах на первом этаже здания прогнили полы (кабинет химии, кабинет начальных классов, кабинет технологии), требуется текущий ремонт всего здания (акт обследования от 23 марта 2022 года); двери на выходе из спортивного зала не утеплены, имеются щели (акт обследования от 9 сентября 2022 года); в учебных кабинетах на первом этаже прогнили полы, в кабинете начальных классов отвалилась штукатурка, в коридоре на первом этаже трещины в штукатурке (акт обследования от 10 мая 2023 года).
На основании технического обследования здания МОБУ Сапроновская СОШ от 8 ноября 2021 года, проведенного совместно с ООО «Амурский центр энергоэффективности», составлена проектно-сметная документация на его капитальный ремонт, которая 28 октября 2022 года получила положительное заключение ГАУ АО «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
20 апреля 2023 года прокуратурой Мазановского района Амурской области проведена выездная проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних в МОБУ Сапроновская СОШ, в ходе которой установлено, что в здании образовательной организации в нарушение п.п. 2.5.2, 2.5.3 СП 2.4.3648-20 полы и стены имеют дефекты и повреждения, что свидетельствует о нарушении прав несовершеннолетних, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку здание школы находится в неудовлетворительном состоянии, может представлять угрозу дли жизни и здоровья детей. Вместе с тем, до настоящего времени капитальный ремонт не проведен, контракты на его проведение не заключены, денежные средства на указанные мероприятия учредителем не выделены. Выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятии органами местного самоуправления действенных мер к обеспечению надлежащего технического состояния здания.
Просит суд возложить обязанность на МОБУ Сапроновская СОШ произвести капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Сапроново, пер. Школьный, д. 14, в течение 18 месяцев с момента выделения финансирования; возложить обязанность на МОБУ Сапроновская СОШ устранить нарушения п. 2.5.2, 2.5.3 СП 2.4.3648-20 в здании, расположенном по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Сапроново, пер. Школьный, д. 14, путем проведения косметического ремонта здания в течение 18 месяцев с момента выделения финансирования; возложить обязанность на администрацию Мазановского района Амурской области произвести финансирование мероприятий по капитальному и косметическому ремонту здания, расположенного по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Сапроново, пер. Школьный, д. 14, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Мазановского районного суда Амурской области от 14 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление образования администрации Мазановского района Амурской области.
В письменных возражениях на иск директор МОБУ Сапроновская СОШ Шашкова О.Е. с иском не согласилась, ссылаясь на проведение косметического ремонта здания школы в июле, августе 2023 года и ожидание проведение капитального ремонта в рамках федеральной программы.
Представитель ответчика администрации Мазановского района Амурской области Чернышова О.А. в письменных возражениях на иск просит в удовлетворении иска отказать, так как здание МОБУ Сапроновская СОШ включено в федеральную программу по капитальному ремонту зданий образовательных организаций, в связи с чем проведение капитального и косметического ремонта, являющегося составной частью капитального ремонта, данного здания за счет средств местного бюджета является нецелесообразным и излишним.
В письменных возражениях на иск представитель третьего лица начальник управления образования администрации Мазановского района Амурской области Дорофеева Л.В. полагает иск не подлежащим удовлетворению по доводам, аналогичным доводам представителя администрации Мазановского района Амурской области.
Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела представители ответчиков МОБУ Сапроновская СОШ, администрации Мазановского района Амурской области в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем дело рассмотрено при данной явке.
В судебном заседании помощник прокурора Мазановского района Амурской области Малышевская П.Н. требования искового заявления поддержала. Дополнительно пояснила, что требование о проведении капитального ремонта здания школы не может являться необоснованным или преждевременным, поскольку техническое обследование здания школы, которое выявило необходимость проведения его капитального ремонта, проводилось два года назад, но капитальный ремонт до настоящего времени не проведен, в связи с чем несовершеннолетние посещают школу, рискуя своим здоровьем и жизнью. Косметический ремонт должен быть выполнен выборочно, для устранения дефектов стен и полов, выявленных при прокурорской проверке 1 сентября 20023 года и не устраненных ранее в ходе косметического ремонта здания школы летом.
Представитель управления образования администрации Мазановского района Амурской области Березина Т.Ю. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что в июле-августе 2023 года в здании МОБУ Сапроновская СОШ частично был выполнен текущий ремонт, но не во всех помещениях, а только там, где были явные дефекты (обвалилась штукатурка, провалились полы), повреждения полов и стен, указанные в акте прокурорской проверки от 1 сентября 2023 года действительно остались. При проведении ремонта принимались меры по удалению грибковых образований, плесени на стенах в спортзале, но полностью очистить стены не получилось. Плесень в спортзале периодически появляется, потому что школа построена на болотистой местности и необходимо чистить вентиляцию, но эти все работы, а также заделка трещин в стенах и устранение остальных дефектов полов будут выполнены в ходе капитального ремонта при выравнивании стен и замене полов. Сроки, указанные в иске, для проведения капитального ремонта и выделения финансирования на капитальный и косметический ремонт являются недостаточными, потому что капитальный ремонт длится почти год и для этого необходимо продумать, где весь этот период будут учиться дети. Кроме того, выделение средств из федерального бюджета на капитальный ремонт здания школы ожидается в 2025 году, а проводить его раньше этого времени только за счет средств местного бюджета нецелесообразно и обременительно. Приведение стен и полов здания МОБУ Сапроновская СОШ в соответствие с санитарными требованиями будет выполняться в этом году, как и ранее, но не во всех кабинетах, а там где будет в этом действительная острая необходимость, потому что ожидается проведение капитального ремонта.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика администрации Мазановского района Амурской области Чернышова О.А. иск не признавала по доводам, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно поясняла, что ориентировочная стоимость капитального ремонта здания МОБУ Сапроновская СОШ составляет 62000 000 рублей. Проведение данного ремонта планируется за счет средств федерального бюджета в 2025 году. За счет собственных средств администрация района никогда не сможет провести такой ремонт. Считает иск прокурора преждевременным, Указанный в иске срок (18 месяцев) для проведения капитального ремонта, с учетом необходимости проведения аукциона для заключения контракта на выполнение ремонтных работ, принятия мер по организации учебного процесса на время ремонта здания и времени самого ремонта является не реальным, даже при выделении финансирования.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 3, 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится рганизация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждения, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (п. 1 ст. 36 указанного Федерального закона).
В силу требований ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарно-эпидемиологического законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Пунктом 1 ст. 28 названного Федерального закона установлено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – СП 2.4.3648-20).
Согласно п. 1.1, 1.2 СП 2.4.3648-20 указанные правила являются обязательными для исполнения при осуществлении образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми.
В силу п. 2.5.2 СП 2.4.3648-20 2.5.2 полы объектов образовательной деятельности не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию.
Пунктом 2.5.3 СП 2.4.3648-20 установлено, что стены и потолки помещений объектов образовательной деятельности не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Судом установлено и следует из материалов дела, что МОБУ Сапроновская СОШ является муниципальной общеобразовательной организацией, собственником и учредителем которой выступает муниципальное образование Мазановского района Амурской области. Функции и полномочия учредителя МОБУ Сапроновская СОШ осуществляет администрация Мазановского района через свой отраслевой орган – управление образования администрации Мазановского района.
МОБУ Сапроновская СОШ на праве безвозмездного пользования принадлежит муниципальное имущество: здание МОБУ Сапроновская СОШ, расположенное по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Сапроново, пер. Школьный, д. 14, общей площадью 2133,5 кв.м, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности Мазановского района.
Согласно акту обследования здания МОБУ Сапроновская СОШ от 8 ноября 2021 года на предмет технического состояния строительных конструкций и инженерного оборудования установлены основания для проведения капитального ремонта указанного здания.
В частности комиссией с участием главного инженера ООО «Амурский центр энергоэффективности» --7 выявлены следующие дефекты технического состояния здания:
- крыша/кровля – повреждение кровельного материала, следы повреждения материала обрешетки и стропил гнилью, недостаточный вынос карнизных свесов, отсутствие жалюзийных решеток на слуховых окнах, отсутствие ходовых трапов, ограждения и снегозадержателей;
- утепление чердачного перекрытия – выполнено из шлаковой засыпки толщиной 25 см, шлак увлажненный, продолжительность эксплуатации превысила нормы;
- водосточная система – отсутствует;
- фундамент – сборный ж/бетонный ленточный в удовлетворительном состоянии. Фундамент пристройки (тепловой узел) не имеет замкнутого контура, подвержен деформации вследствие пучения обводненных грунтов основания в зимний период и осадке в теплое время года;
- цоколь – имеет микологические поражения и температурно-влажностное разрушения, многочисленные трещины и отслоение штукатурного слоя;
- отмостка – шелушение и выкрашивание бетона по поверхности отмостки, полное отсутствие отмостки главного и торцевых фасадов;
- наружные стены – наличие незначительных вертикальных трещин;
- входная группа, козырьки – деревянный тамбур (главный вход) не утеплен. Деревянный обшивка стен имеет продольное усушенные трещины, коробление древесины. Деревянный пол имеет стирание и сколы досок в ходовых местах, а также уровень пола находится выше уровня входных дверей, что не дает возможность их открыванию. Отсутствие козырьков и площадок крылец у дворовых входов;
- стены и перегородки – выполнены из силикатного полнотелого кирпича толщиной 120 мм, оштукатурены с двух сторон. В процессе обследования перегородок не выявлены дефекты и повреждения. Деревянные перегородки – ощутимы зыбкость, щели и зазоры в местах сопряжения со смежными конструкциями;
- полы – дощатые полы в учебных кабинетах, в спортивном зале, коридоре 2 этажа имеют следы стирания и сколы досок в ходовых местах, отслаивание краски, щели между досками. В учительской прогибы и просадки отдельных досок. Покрытие пола керамической плиткой – вздутия плиток, отсутствие плиток местами, следы ремонта. Полы из плит оргалита – стирание, повреждения и сколы плит в ходовых местах;
- внутренние облицовочные и малярные работы – не отвечают требованиям к улучшенной отделке помещений общественного назначения, имеет поражение грибком, ржавые пятна, отслоение, вздутие и отпадение окрасочного слоя со шпаклевкой;
- окна – оконные блоки из ПВХ профилей в удовлетворительном состоянии. Необходимо заложить оконный проем и установить оконные блоки меньшего размера при устройстве нового сан.узла для инвалидов;
- двери – металлические входные двери в удовлетворительном состоянии. Необходимо переустановить дверь центрального входа с изменением уровня по высоте. Внутренние дверные блоки имеют повреждение дверных полотен и коробов. Рассыхание, коробление деревянных переплетов и рам, моральный износ, отслоение защитного лакокрасочного покрытия;
- встроенные шкафы – имеют следы просадки полок, провисание дверных полотен;
- водопровод – следы ремонта трубопроводов и магистралей (хомуты, заплаты), капельные течи, выход из строя запорной арматуры. Отсутствие горячего водоснабжения.
- канализация – течи в местах соединения труб. Отсутствие выпусков канализационных стояков в чердачном помещении. Септик со стороны дошкольной группы в нерабочем состоянии;
- система вентиляции – вентиляционные пакеты засорены, регулируемы жалюзийные решетки в нерабочем состоянии. Отсутствие вентиляции в сан.узлах.
Проектная документация на капитальный ремонт здания МОБУ Сапроновская СОШ сметной стоимостью 62 871 200 рублей (по состоянию на октябрь 2022 года) получила положительное заключение государственной экспертизы, что подтверждается заключением ГАУ АО «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» от 28 октября 2022 года № 28-1-1-2-076072-2022.
В целях обеспечения реализации мероприятий по модернизации систем образования в части подготовки к капитальному ремонту зданий образовательных организаций на территории Мазановского района распоряжением администрации Мазановского района Амурской области от 29 июня 2023 года № 240-р разработан и утвержден комплекс мер (дорожная карта) по капитальному ремонту зданий образовательных организаций Мазановского района, включающий помимо прочего проведение конкурсных процедур, заключение муниципального контракта на капитальный ремонт объекта в срок не позднее 1 июня календарного года, предшествующего началу капитального ремонта; формирование плана по обеспечению непрерывности образовательного процесса обучающихся на период проведения капитального ремонта в срок не позднее 1 сентября календарного года, предшествующего началу капитального ремонта.
Кроме того, указанным распоряжением установлена приоритетность объектов капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций на территории Мазановского района, согласно которой капитальный ремонт здания МОБУ Сапроновская СОШ запланирован на 2025 год.
Прокуратурой Мазановского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних в МОБУ Сапроновская СОШ.
По результатам прокурорской проверки, установлены вышеуказанные обстоятельства, свидетельствующие о необходимости проведения капитального ремонта здания МОБУ Сапроновская СОШ, а также неоднократные факты выявления дефектов в техническом состоянии данного здания в течение продолжительного периода.
Так, согласно актам обследования здания МОБУ Сапроновская СОШ были установлены следующие дефекты здания: плесень по всей школе, в некоторых кабинетах прогнили и провалились полы, вода достигает покрытие пола, электропроводка требует замены, трубы системы отопления начали отслаиваться, низкий температурный режим в классах, система вентиляции требует ремонта, сыреют стены (акт от 15 апреля 2021 года); в кабинетах местами появилась плесень, в коридоре на первом этаже появилось вздутие покрасочного слоя, требуется покраска полов (акт обследования от 9 декабря 2021 года); в учебных кабинетах на первом этаже здания прогнили полы (кабинет химии, кабинет начальных классов, кабинет технологии), требуется текущий ремонт всего здания (акт обследования от 23 марта 2022 года); двери на выходе из спортивного зала не утеплены, имеются щели (акт обследования от 9 сентября 2022 года); в учебных кабинетах на первом этаже прогнили полы, в кабинете начальных классов отвалилась штукатурка, в коридоре на первом этаже трещины в штукатурке (акт обследования от 10 мая 2023 года).
В июле, августе 2023 года в здании МОБУ Сапроновская СОШ был проведен косметический ремонт, о чем ответчиком в материалы дела представлены акт приемки организации, осуществляющей образовательную деятельность, к началу 2023 – 2024 учебного года от 3 августа 2023 года, фотоотчет о выполненных косметических работах и ремонту полов в кабинетах МОБУ Сапроновская СОШ, документы о приобретении строительных материалов, о проведении и оплате строительных работ.
Вместе с тем, после проведения указанного косметического ремонта прокуратурой Мазановского района Амурской области в рамках проверочного мероприятия 1 сентября 2023 года вновь выявлены дефекты в состоянии стен и полов здания образовательной организации, а именно наличие в спортивном зале следов грибка; наличие в спортивном зале, учебных кабинетах и рекреациях полов и стен с поврежденным покрытием, что нарушает требования п.п. 2.5.2, 2.5.3 СП 2.4.3648-20 2.5.2.
Данные фактические обстоятельства стороной ответчиков не опровергнуты, в судебном заседании подтверждены пояснениями представителя третьего лица, наличие грибка в спортзале также подтверждается и фотоматериалами, представленными МОБУ Сапроновская СОШ, пояснениями представителя третьего лица.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении прав несовершеннолетних, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку нарушение санитарных правил в указанной части может представлять угрозу для жизни и здоровья обучающихся и иных лиц, пребывающих в образовательной организации.
При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении на МОБУ Сапроновская СОШ обязанности устранить нарушения п.п. 2.5.2, 2.5.3 СП 2.4.3648-20 в здании, расположенном по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Сапроново, пер. Школьный, д. 14, путем проведения косметического ремонта здания в течение 18 месяцев с момента выделения финансирования; о возложении на администрацию Мазановского района Амурской области обязанности произвести финансирование мероприятий по данному косметическому ремонту в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, суд находит подлежащими удовлетворению, а предложенные прокурором сроки их выполнения с учетом объема обязывающего действия, особенностей бюджетного финансирования и учебного процесса – разумными.
В части разрешения требований иска относительно проведения капитального ремонта здания МОБУ Сапроновская СОШ суд учитывает следующее.
Из пояснений сторон в судебном заседании, представленных материалов усматривается, что необходимость проведения указанного капитального ремонта ответчиками признается и планируется осуществить за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» определены Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (приложение № 31 государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642).
Согласно п. 2 указанных Правил субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусмотренных п. 1 настоящих Правил, в части мероприятий по капитальному ремонту и оснащению зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций, в которых непосредственно осуществляется образовательная деятельность по образовательным программам начального общего и (или) основного общего и (или) среднего общего образования, средствами обучения и воспитания, не требующими предварительной сборки, установки и закрепления на фундаментах или опорах (далее соответственно – региональные проекты, капитальный ремонт, объект капитального ремонта, средства обучения и воспитания). Перечень работ по капитальному ремонту зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций, подлежащих софинансированию из федерального бюджета, устанавливается в соответствии с перечнем работ по капитальному ремонту, указанному в приложении к настоящим Правилам.
Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на проведение капитального ремонта объектов в рамках этапов отборов, в том числе на 2022 – 2023 годы, на 2024 – 2025 годы и на 2026 год соответственно.
Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства просвещения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, предусмотренные п. 2 настоящих Правил (п. 3 Правил).
В целях проведения отбора Министерство просвещения Российской Федерации направляет запрос в субъекты Российской Федерации для определения потребности субъектов Российской Федерации в средствах федерального бюджета.
Субъекты Российской Федерации формируют и направляют в Министерство просвещения Российской Федерации заявки с перечнями предлагаемых к софинансированию из федерального бюджета объектов (с указанием их приоритетности) капитального ремонта, информация о которых включена в форму федерального статистического наблюдения № ОО-2, по форме и в сроки, установленные Министерством просвещения Российской Федерации.
На основании полученных заявок Министерство просвещения Российской Федерации осуществляет отбор и расчет размеров субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, установленном п.п. 16 и 17 настоящих Правил (п. 8 Правил).
Из материалов дела следует, что в целях участия в программных мероприятиях по модернизации школьных систем образования администрацией Мазановского района Амурской области в министерство образования и науки Амурской области направлено обращение о включении МОБУ Сапроновская СОШ в программу капитального ремонта школ при формировании заявки в Министерство просвещения Российской Федерации.
Из ответа министерства образования и науки Амурской области от 13 сентября 2023 года следует, что Правительством Амурской области сформирована и направлена 23 июня 2023 года бюджетная заявка на предоставление в 2024, 2025 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных проектов, направленных на проведение капитального ремонта и оснащение зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». В перечень объектов данной заявки включен, в том числе объект МОБУ Сапроновская СОШ со сметной стоимостью капитального ремонта 62 871 200 рублей, периодом реализации – 2025 год.
Сведений об одобрении названной заявки и о предоставлении в 2025 году из федерального бюджета бюджету Амурской области субсидии на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», в частности на ремонт здания МОБУ Сапроновская СОШ, суду не представлено.
Доказательств включения расходов на капитальный ремонт здания МОБУ Сапроновская СОШ в число бюджетных обязательств Мазановского района на плановый период 2025 года материалы дела также не содержат и ответчики на такое обстоятельство не ссылались.
Указанные обстоятельства с учетом технического состояния здания МОБУ Сапроновская СОШ не дают суду оснований согласиться с позицией ответчиков о нецесообразности и преждевременности возложения на них обязанности по проведению капитального ремонта данного здания и финансирования расходов на его проведение.
Несение расходов по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий является прямой обязанностью органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в силу вышеприведенных норм и не может быть поставлена в зависимость от наличия/отсутствия финансирования таких мероприятий из федерального или областного бюджета в рамках государственной программы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требования прокурора о возложении на ответчиков обязанностей, направленных на проведение капитального ремонта здания МОБУ Сапроновская СОШ. При этом, вопреки доводам представителей администрации Мазановского района, управления образования администрации Мазановского района, суд не определяет источником финансирования указанных мероприятий исключительно средства местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней, что не препятствует органу местного самоуправления произвести капитальный ремонт здания образовательной организации, в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом технического состояния здания МОБУ Сапроновская СОШ, не признанного аварийным, объемов требуемого капитального ремонта и финансовых вложений, планов осуществления капитального ремонта органом местного самоуправления, особенностей бюджетного процесса, необходимости принятия мер по обеспечению прав несовершеннолетних на получение образования в период капитального ремонта здания образовательной организации суд полагает предлагаемый прокурором 12-месячный срок выполнения искового требования об обязании администрации Мазановского района Амурской области профинансировать проведение капитального ремонта здания образовательной организации явно недостаточными, в связи с чем считает необходимым его увеличить до 24 месяцев.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.
Согласно пп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, освобождается: прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Из разъяснений, данных в абз. 3 п. 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», следует, что необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Учитывая сходный характер отношений, возникающих при исполнении обязанности по уплате государственной пошлины государственными, муниципальными учреждениями в арбитражном и гражданском процессе, приведенные разъяснения судебной практики подлежат применению в настоящем деле.
С учетом изложенного государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче настоящего иска, не подлежит взысканию с административных ответчиков администрации Мазановского района Амурской области и МОБУ Сапроновская СОШ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокурора Мазановского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МОБУ Сапроновская СОШ, администрации Мазановского района Амурской области о возложении обязанности по проведению капитального и косметического ремонта удовлетворить частично.
Возложить на муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Сапроновская средняя общеобразовательная школа (ИНН 2819003209, ОГРН 1022801006909) произвести капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Сапроново, пер. Школьный, д. 14, в течение 18 (восемнадцати) месяцев с момента выделения финансирования на эти цели.
Возложить на муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Сапроновская средняя общеобразовательная школа (ИНН 2819003209, ОГРН 1022801006909) обязанность устранить нарушения пунктов 2.5.2, 2.5.3 СП 2.4.3648-20 в здании, расположенном по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Сапроново, пер. Школьный, д. 14, путем проведения косметического ремонта в течение 18 (восемнадцати) месяцев с момента выделения финансирования на эти цели.
Возложить на администрацию Мазановского района Амурской области (ИНН 2819000470, ОГРН 1022801005490) обязанность произвести финансирование мероприятий по косметическому ремонту здания, расположенного по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Сапроново, пер. Школьный, д. 14, в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию Мазановского района Амурской области (ИНН 2819000470, ОГРН 1022801005490) обязанность произвести финансирование мероприятий по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Сапроново, пер. Школьный, д. 14, в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требования в части установления администрации Мазановского района Амурской области более короткого срока исполнения обязанности по финансированию капитального ремонта здания МОБУ Сапроновская СОШ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Мазановский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.А. Скрябина
Решение в окончательной форме принято 25 сентября 2023 года.