2-2386/23
21RS0025-01-2023-001069-04
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 апреля 2023 г. г.Чебоксары
Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мамуткиной О.Ф., при секретаре судебного заседания Румянцевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Чебоксары, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №54» о возложении обязанности произвести финансирование, обеспечение требований пожарной безопасности и антитеррористического законодательства
у с т а н о в и л:
Прокурор Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Чебоксары, МБОУ «СОШ №54» о возложении обязанности произвести финансирование, обеспечение требований пожарной безопасности и антитеррористического законодательства по тем мотивам, что при проверке зданий школы было установлено нарушение законодательства о противодействии терроризму и противопожарной безопасности. Просят обязать администрацию г.Чебоксары произвести финансирование школы с целью оборудования видеонаблюдения. Обязать школу оборудовать видеонаблюдение.
Старший помощник прокурора Московского района г.Чебоксары Васильева Е.А. иск поддержала и показала, что была проведена прокурорская проверка. В ходе проверки было установлено нарушение закона о противодействии терроризму и пожарной безопасности в школе. Просят удовлетворить все заявленные требования.
Представитель ответчика администрации г.Чебоксары, Григорьева К.А., действующая на основании доверенности, иск признала частично и показала, что из-за недостаточности финансирования администрация города не может обеспечить видеонаблюдение школы. Сами нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки, признают. Просит увеличить срок для исполнения решения суда.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ №54» Григорьева Н.А., действующая на основании Устава, иск признала полностью и показала, что в школе имеется видеонаблюдение, тревожная кнопка, но отсутствует отдельное помещение для видеонаблюдение. Нарушения, выявленные в ходе проверки, признает. Также просит увеличить срок для исполнения решения суда.
3- и лица на стороне ответчиков, Главного управления МЧС России по ЧР, Управление Росгвардии по ЧР, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ в Российской Федерации детство находится под защитой государства.
Согласно Уставу МБОУ «СОШ № 54» г.Чебоксары по типу реализуемых основных образовательных программ является средним общеобразовательным учреждением. Учредителем учреждения является муниципальное образование – город Чебоксары – столица Чувашской Республики.
Согласно п.2 ч.6, ч.7 ст.28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Согласно п.п.1, 4 ст.5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в том числе, разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее – Требования).
В соответствии с п.5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с п.6, подп.«а» п.8, подп.«е» п.11 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия): в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований.
Комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Согласно пунктам 8, 11 Требований для проведения категорирования объекта по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта, создается комиссия по обследованию и категорированию объекта, которая в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом категории объекта, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
В соответствии с пунктом 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б»).
Согласно ст.37 Закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу ст.38 Закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством МБОУ «СОШ № 54» г.Чебоксары и его учредитель в лице администрации г.Чебоксары обязаны были провести необходимые мероприятия по выполнению Требований к антитеррористической защищенности и Правил противопожарного режима.
Между тем, как следует из материалов дела, ДАТА заместителем прокурора Московского района г.Чебоксары в адрес директора МБОУ «СОШ № 54» г.Чебоксары внесено представление об устранении нарушений требований антитеррористической защищенности объекта. Из представления прокурора следует, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения: отсутствует оборудование на 1 этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Из ответа МБОУ «СОШ № 54» г.Чебоксары от ДАТА на представление заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары от ДАТА следует, что в Управление образования администрации г.Чебоксары направлено письмо о выделении дополнительного финансирования на установку: оборудования на 1 этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
При этом, как следует из материалов дела, ДАТА МБОУ «СОШ № 54» г.Чебоксары направило в адрес Управления образования администрации г.Чебоксары служебное письмо, в котором просило рассмотреть возможность дополнительного финансирования для исполнения представления прокурора.
Из ответа Управления образования администрации г.Чебоксары от ДАТА следует, что вопрос о выделении денежных средств на оборудование видеонаблюдения, будет рассмотрен при планировании бюджета города Чебоксары по отрасли «Образование» на 2023-2025 г.г.
Судом установлено, что на дату рассмотрения дела, выявленные в деятельности МБОУ «СОШ № 54» г.Чебоксары нарушения антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности не устранены в связи с отсутствием у МБОУ «СОШ № 54» г.Чебоксары финансирования.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «СОШ № 54» г.Чебоксары и к администрации г.Чебоксары и полагает необходимым их удовлетворить.
В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ по требованию прокурора суд устанавливает для каждого из ответчиков срок для совершения указанных действий – десять месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для администрации г.Чебоксары по требованию о выделении финансирования, и восемь месяцев после осуществления администрацией г.Чебоксары финансирования для МБОУ «СОШ № 54» г.Чебоксары надлежащего оборудования системы видеонаблюдения и охранной сигнализации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.196-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию города Чебоксары Чувашской Республики (ИНН 2126003194) обязанность в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №54» г. Чебоксары (ИНН 2129039079) с целью оборудования на 1 этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №54" г. Чебоксары (ИНН 2129039079) обязанность в течение 8 месяцев после осуществления администрацией г. Чебоксары финансирования обеспечить оборудования на 1 этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации)
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Мамуткина О.Ф.
Решение принято в окончательной форме ДАТАг.