Дело №2-387/2023
УИД 43RS0021-01-2023-000445-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2023 года г. Малмыж
Малмыжский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Бердниковой Я.В.,
при секретаре Заболотских Е.П.,
с участием помощника прокурора Малмыжского района Кировской области Миннебаева М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-387/2023 по исковому заявлению прокурора Малмыжского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению культуры Малмыжская централизованная библиотечная система Кировской области о возложении обязанности разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Малмыжского района Кировской области обратился в Малмыжский районный суд Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению культуры Малмыжская централизованная библиотечная система Кировской области о возложении обязанности разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В обоснование требований прокурором указано, что в ходе проведенной прокуратурой Малмыжского района проверки в муниципальном казенном учреждении культуры Малмыжская централизованная библиотечная система Кировской области (далее - МКУК Малмыжская ЦБС Кировской области) выявлены нарушения требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, установлено, что согласно сведениям Реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду в МКУК Малмыжская ЦБС Кировской области эксплуатируются объекты негативного воздействия на окружающую среду III категории на территории Малмыжского района с источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а именно:
- МКУК Малмыжская ЦБС (Пукшинерская СБФ) (<адрес>), объект 3 категории, код объекта: № на котором размещена котельная осуществляющая выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- МКУК Малмыжская ЦБС (Преображенская СБФ) (<адрес> объект 3 категории, код объекта: №, на котором размещена котельная осуществляющая выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- МКУК Малмыжская ЦБС (Новоирюкская СБФ) (<адрес>), объект 3 категории, код объекта № на котором размещена котельная осуществляющая выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- МКУК Малмыжская ЦБС (Константиновская СБФ) (<адрес>), объект 3 категории, код объекта: № на котором размещена котельная осуществляющая выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- МКУК Малмыжская ЦБС (Кинерская СБФ) (<адрес>), объект 3 категории, код объекта: № на котором размещена котельная осуществляющая выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- МКУК Малмыжская ЦБС (Каксинвайская СБФ) <адрес>), объект 3 категории, код объекта: № на котором размещена котельная осуществляющая выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- МКУК Малмыжская ЦБС (Исаевская СБФ) (<адрес>), объект 3 категории, код объекта: №, на котором размещена котельная осуществляющая выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- МКУК Малмыжская ЦБС (Арыкская СБФ) <адрес>), объект 3 категории, код объекта: № на котором размещена котельная осуществляющая выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- МКУК Малмыжская ЦБС (Большекитякская СБФ) (<адрес>), объект 3 категории, код объекта: №, на котором размещена котельная осуществляющая выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- МКУК Малмыжская ЦБС (Аджимская СБФ) (<адрес>), объект 3 категории, код объекта: №, на котором размещена котельная осуществляющая выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- МКУК Малмыжская ЦБС (Рожкинская СБФ) (<адрес> объект 3 категории, код объекта: № на котором размещена котельная осуществляющая выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- МКУК Малмыжская ЦБС (Центральная библиотека) (<адрес> объект 3 категории, код объекта: № на котором размещена котельная осуществляющая выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Категория объектов подтверждается выписками из Реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. При этом на момент проверки МКУК Малмыжская ЦБС Кировской области не разработаны и не согласованы с Министерством окружающей среды Кировской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий. В целях устранения выявленных нарушений прокурором Малмыжского района директору МКУК Малмыжская ЦБС Кировской области ДД.ММ.ГГГГ года внесено представление, которое рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения требований закона в полном объеме не устранены. Выявленные нарушения закона, допущенные МКУК Малмыжская ЦБС Кировской области могут повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную и безопасную окружающую среду, невозможность осуществления в полном объеме государственного контроля в сфере охраны окружающей среды.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор Малмыжского района просит обязать МКУК Малмыжская ЦБС Кировской области разработать и согласовать с Министерством окружающей среды Кировской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», приказом Минприроды России от 11.10.2018 года №509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».
В судебном заседании истец – помощник прокурора Миннебаев М.Р. исковые требования поддержал, полагает, что предложенный ответчиком срок исполнения обязанности по 2026 год является чрезмерно длительным, просил установить срок исполнения возлагаемой обязанности до 01 октября 2025 года.
Представитель ответчика - МКУК Малмыжская ЦБС Кировской области - директор ФИО6. в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела без её участия, в котором исковые требования прокурора признала, однако пояснила, что в бюджете организации в 2023 году не заложены денежные средства на проведение мероприятий по уменьшению выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в адрес администрации Малмыжского района было направлено письмо от 20.06.2023г. о выделении дополнительного финансирования на указанные цели в сумме 350 000 рублей с предложением поэтапного плана финансирования требуемых мероприятий на 2024-2026гг., уточнила, что Н-Ирюкская СБФ переехала с 10.01.2023г. в здании дома культуры, в котором в настоящее время электрическое отопление, в связи с чем просила предоставить отсрочку исполнения обязанности на 2024-2026гг.
Представитель третьего лица - Министерства охраны окружающей среды Кировской области в судебное заседание не явился, мнение по иску не выразил.
Суд, заслушав прокурора, исследовав представленные письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ, закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (пункт 1 статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха») загрязнением атмосферного воздуха является - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе для атмосферного воздуха.
В пункте 3 статьи 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» определено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 №811 утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Приказ Минприроды России от 28.11.2019 №811), в соответствии с пунктом 1 которых разработка, согласование и организация работ по реализации мероприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий предусмотрена на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В силу пунктам 4 и 5 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 №811 хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых неблагоприятных метеорологических условий, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 года №899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам». Разработка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условий осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды. Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 №830 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в которых предусмотрено ведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в целях государственного экологического контроля (надзора), в котором учитываются сведения, в том числе о фактическом месте нахождения и категории объекта.
Приказом Минприроды России от 11.10.2018 №509, указанным в исковом заявлении прокурора, утверждена форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок её заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, включающей необходимые сведения об отчетности, выполнении программы производственного экологического контроля.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ МКУК Малмыжская централизованная библиотечная система Кировской области зарегистрировано в качестве юридического лица 28.02.2006г. с адресом места нахождения: <адрес>, учредителем является администрация Малмыжского района, основными видами деятельности является – деятельность информационных агентств, деятельность библиотек и архивов, и др. (л.д.12-20).
Согласно Уставу, утвержденному постановлением администрации Малмыжского района от ДД.ММ.ГГГГ №, МКУК Малмыжская централизованная библиотечная система Кировской области представляет собой объединение библиотек, имеющих общий книжный фонд, централизованное комплектование и обработку документов, штат работников, единое финансирование и методическое обеспечение деятельности. МКУК Малмыжская централизованная библиотечная система Кировской области имеет в своем составе 34 структурных подразделения, в том числе:
Пукшинерская СБФ по адресу: <адрес>,
Преображенская СБФ по адресу: <адрес>,
Новоирюкская СБФ по адресу: д. <адрес>,
Константиновская СБФ по адресу: <адрес>,
Кинерская СБФ по адресу: <адрес>,
Каксинвайская СБФ по адресу: <адрес>,
Исаевская СБФ по адресу: <адрес>,
Арыкская СБФ по адресу: <адрес>,
Большекитякская СБФ по адресу: <адрес>,
Аджимская СБФ по адресу: <адрес>,
Рожкинская СБФ по адресу: <адрес>,
Центральная библиотека по адресу: <адрес>,
которые в соответствии с представленными суду выписками из регионального государственного реестра объектов, включены в указанный реестр под №№, т.к. оказывают негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов в атмосферу, всем перечисленным объектам негативного воздействия присвоена III категория (коды объектов: №П, №П, №Т) (л.д.10-11)..
Из материалов дела следует, что прокуратурой Малмыжского района проведена проверка деятельности МКУК Малмыжская ЦБС с целью оценки исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха (л.д. 21), по результатам которой установлено, что МКУК Малмыжская ЦБС эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду 3 категории с источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – котельные библиотек, однако мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических воздействий в атмосферу не разработаны и не согласованы с Министерством окружающей среды Кировской области, что может повлечь нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную и безопасную окружающую среду, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ прокурором Малмыжского района в адрес директора МКУК Малмыжская ЦБС вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об охране атмосферного воздуха с целью принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц (л.д.21-24).
В ответе на представление от ДД.ММ.ГГГГ. МКУК Малмыжская ЦБС сообщило, что нарушения допущены ввиду отсутствия денежных средств в бюджете учреждения на указанные в представлении цели. ДД.ММ.ГГГГ г. МКУК Малмыжская ЦБС направлено письмо в администрацию Малмыжского района о выделении денежных средств для соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха согласно плана реализации на 2024-2026 гг. на общую сумму 350 000 рублей, на которое получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ года, исходя из которого при формировании бюджетной сметы на 2024 г. будут предусмотрены расходы для разработки поэтапного плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий и программы производственного экологического контроля
2024 год – Центральная библиотека, Аджимская СБФ, Исаевская СБФ на сумму 86 196 рублей;
2025 год – Рожкинская СБФ, Каксинвайская СБФ, Большекитякская СБФ, Константиновская СБФ на сумму 114 928 рублей;
2026 год – Пукшинерская СБФ, Преображенская СБФ, Арыкская СБФ, Кинерская СБФ на сумму 114 928 рублей (л.д.25-26).
Поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, включая разработку хозяйствующим субъектом таких мероприятий, их согласование с уполномоченным государственным органом, получение информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий и выполнение согласованных мероприятий, в том числе представления отчета о выполнении таких мероприятий в госорган, суд, исследовав представленные документы полагает, что факты нарушения ответчиком требований федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха нашли свое подтверждение.
Выявленное прокурором бездействие ответчика по не разработке и не согласованию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий могут повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную и безопасную окружающую среду, невозможность осуществления в полном объеме государственного контроля в сфере охраны окружающей среды, поэтому суд в соответствии со ст.39, 173 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому принимает такое признание иска в качестве основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований и возложении на МКУК Малмыжская ЦБС Кировской области обязанности разработать и согласовать с Министерством охраны окружающей среды Кировской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», приказом Минприроды Российской Федерации от 28.11.2019 №811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Принимая во внимание отсутствие в настоящее время в распоряжении МКУК Малмыжская централизованная библиотечная система Кировской области необходимых для исполнения возлагаемой обязанности денежных средств, учитывая установленный законом порядок финансирования расходов учреждения и необходимость выделения дополнительных денежных средств из бюджета его учредителя - муниципального образования Малмыжского муниципального района Кировской области, размер требуемых на исполнение обязанности денежных средств в размере порядка 350 000 рублей, и объем работ, учитывая принципы разумности и своевременности защиты нарушенных прав, а также необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд, считает разумным срок исполнения обязанности, предложенный в судебном заседании прокурором – до 01.10.2025 года, полагает его достаточным, справедливым, соответствующим обстоятельствам дела.
Также суд полагает необходимым разъяснить ответчику что в случае изменения вида отопления котельной библиотек необходимо внести соответствующие изменения категории объекта негативного воздействия на окружающую среду в зависимости от источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2025 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 19 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 04.05.1999 №96-░░ «░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 11.10.2018 №509 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 28.11.2019 №811 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░