Дело № 2-3894/2019
УИД 21RS0023-01-2019-004308-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Фоминой Н.Э.,
при секретаре судебного заседания Васильевой Т.Г.,
с участием помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Киркиной Н.В.,
представителя ответчика Тереева Д.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары Чурбановой Е.А. в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Сывлах" о возложении обязанности создания условий инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание,
установил:
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары Чурбанова Е.А. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сывлах» в интересах неопределённого круга лиц о возложении обязанности создания условий инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание.
В обоснование исковых требований указал, что Прокуратурой Калининского района г.Чебоксары проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Трехэтажное кирпичное здание (литера А») с металлической пристройкой (литера al), назначение: нежилое, 3-этажный, общая площадь 2 188,80 кв.м, инв. №7458, лит. А, al «БАНЯ №2», расположенное по адресу: г. Чебоксары, ул. 324-й Стрелковой дивизии, д.20 на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 30.04.2010, №21 АД 173530 принадлежит ОАО «Сывлах».
Установлено, что трехэтажное кирпичное здание с металлической пристройкой «БАНЯ №2» по адресу: г. Чебоксары, ул. 324-й Стрелковой дивизии, используется для оказания услуг в сфере коммунально-бытового обслуживания населения: банные услуги, парикмахерские услуги, услуги прачечных, услуги оздоровительного направления.
В нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ), Свода правил СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 №605 (далее - Свод правил СП 59.13330.2016), вход в здание «БАНИ №2», расположенной по адресу: г. Чебоксары, ул. 324-й Стрелковой дивизии, д.20 не оборудован для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
В соответствии с п. 4.1.14 Свода правил СП 59.13330.2016 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%). Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
Пунктом 5.2.15 Свода правил СП 59.13330.2016 установлено, что вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м. (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 до 0,33 м) и иметь не травмирующее завершение.
Однако вход в здание «БАНИ №2» не оборудован для доступности инвалидов и других маломобильных групп населения.
В силу характера оказываемых услуг населению здание «БАНИ №2» является объектом социальной инфраструктуры.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского г. Чебоксары Киркина Н.В. требования поддержала по изложенным в иске доводам, пояснив дополнительно, что до настоящего времени не созданы условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание «БАНИ №2», расположенной по адресу: г. Чебоксары, ул. 324-й Стрелковой дивизии, д.20
В судебном заседании ответчик ООО «Сывлах» Тереев Д.В. исковые требования признал, при этом пояснил, что нарушение устранят.
Третье лицо Калининская районная организация Чувашской республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, не явилось, явку представителя не обеспечил.
Суд, выслушав пояснения стороны истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции РФ провозглашено, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов государства - участники, в число которых входит и РФ, принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В статье 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" закреплено понятие "социальная защита инвалидов", под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со статьей 15 указанного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В соответствии с положениями данной статьи Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Из положений Федерального закона следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым, в том числе, относится и помещение «Офис продаж микрорайона «Кувшинка», расположенного на 1 этаже дома 27 по ул. Ленинского Комсомола г.Чебоксары, вытекающая из вышеприведенных норм публичная обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, указанные в части 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ, правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Согласно п. 76 Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р, в указанный перечень включены СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Свод правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001. В соответствии с п. 4.1.14 Свода правил СП 59.13330.2016 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%). Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами. Пунктом 5.2.15 Свода правил СП 59.13330.2016 установлено, что вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 до 0,33 м) и иметь не травмирующее завершение. Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 689-О-О, от 24 октября 2013 года N 1632-О предусматривается, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. В соответствии с п. 1.1 - 1.3 Свода правил 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» (принят Постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 № 73), требования настоящего Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части (в дальнейшем - здания), а также на участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики. Положения Свода правил распространяются также на здания иного назначения, не подпадающие под действие СНиП 2.08.02-89*, но выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для маломобильных групп населения. Положения настоящего документа распространяются на проектирование зданий для учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм. Пунктом 4.2 Свода правил предусмотрено, что основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания). При этом препятствие может иметь не только физическую или пространственную форму, но и информационную или психологическую, что связано с недопустимой потерей времени. Как следует из материалов дела, прокуратурой Калининского района г. Чебоксары совместно с КРО ЧР ОР Всероссийского общества инвалидов проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки было установлено, что трехэтажное кирпичное здание с металлической пристройкой «БАНЯ №2» по адресу: г. Чебоксары, ул. 324-й Стрелковой дивизии д.20 принадлежит ООО «Сывлах» и используется для оказания услуг в сфере коммунально-бытового обслуживания населения: банные услуги, парикмахерские услуги, услуги прачечных, услуги оздоровительного направления. В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению магазин, расположенный по указанному выше адресу, является объектом социальной инфраструктуры, на что указано выше. Однако в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27.11.2011 № 605 (далее - Свод правил СП 59.13330.2016), собственником помещения не созданы условия для беспрепятственного посещения магазина маломобильными группами населения, беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения не оборудован. Факт нарушения названных требований ответчиком не оспаривается. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов и других маломобильных групп населения, подлежат удовлетворению. При вынесении решения в пользу истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей - согласно ст. 103 ГПК РФ и подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд РЕШИЛ :Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сывлах» создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание «БАНЯ №2» по адресу: г. Чебоксары, ул. 324-й Стрелковой дивизии д.20, в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сывлах» в доход бюджета г.Чебоксары государственную пошлину в размере 300 руб. На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий судья Н.Э. Фомина
Мотивированное решение изготовлено:дата