Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1512/2022 ~ М-960/2022 от 12.07.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2022 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Двинских К.В.

с участием прокурора Колчиной Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-1512/2022 /2022 по административному исковому заявлению Бутрова Александра Николаевича о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

У с т а н о в и л :

Бутров А.Н. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать несоответствующими пункту 14 Постановления Правительства Самарской области от 25.07.2016 года № 402 и недействующими в части включения в Перечни объекта недвижимости с кадастровым номером , принадлежащего административному истцу: Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233.

Требования обоснованы тем, что в Перечни включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером , которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку до 2022 года указанное здание не использовалось, а с 01.01.2022 года часть его сдается под аренду в целях розничной торговли, однако, сдаваемая в аренду часть здания менее 20 % от общей площади здания. Включение нежилого здания в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, что подтверждается почтовыми идентификаторами.

По телефону административный истец и его представитель сообщили, что не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие.

Представителем административного истца Беловой О.В. представлены письменные пояснения, из которых следует, что по результатам проведения экспертизы, проведенной экспертом Наумовым А.Н., здание имеет переустройство ( перепланировку), и технический паспорт не соответствует фактическим характеристикам здания; только часть здания ( 56 кв.м) фактически используется под торговый объект, что составляет менее 20%, основная площадь не используется из-за строительных работ по расширению автодороги.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрация г.о. Кинель не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица финансовый управляющий должника Бутрова А.Н.- Космачев Д.С. просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что объект недвижимости с кадастровым номером имеет наименование « кафе-магазин», что позволяет его отнести к объектам, предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов.

Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 18 октября 2017 года № 1647, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.

Приказом от 29 октября 2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.

Приказом от 7 октября 2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.

Здание с кадастровым номером 63:03:0212038:734 включено в Перечень на 2018 год под пунктом 6060, в Перечень на 2019 год - под пунктом 5919, в Перечень на 2020 год – под пунктом 6326, в Перечень на 2021 год - под пунктом 5624, в Перечень на 2022 год - под пунктом 5542.

Приказ министерства от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

Приказ министерства № 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.

Приказ министерства от 7 октября 2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019 года.

Приказ министерства от 19 октября 2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

Приказ № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Бутрову А.Н. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером площадью 1127,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет наименование –кафе-магазин, сведения о назначении здания в выписке отсутствуют.

По сведениям технического паспорта, выполненного по состоянию на 27.09.2006 года, в здании на площади 1127,5 кв. м располагаются кафе

(площадью 43,2 кв. м), подсобные, склады, душ, туалет, коридоры, кухня, кабинеты, торговые залы ( площадью 22,6 кв. м. и 277,9 кв. м), гараж, котельная, комната отдыха, баня.

Торговые залы относятся к торговым объектам, кафе относится к объекту общественного питания, площадь торговых залов в совокупности составляет 300,5 кв. м., что от общей площади здания составляет 26,65 %, а с площадью кафе - 30,48 % от общей площади нежилого здания.

Документы технического учета по состоянию на даты утверждения Перечней отсутствуют, в связи с этим суд исходит из имеющихся сведений, в которых площадь торговых залов, кафе составляет более 20 % от общей площади здания.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования: под магазин.

Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания на даты утверждения Перечней на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы административным ответчиком не проводились.

Из пояснений административного истца следует, что до 2022 года нежилое здание фактически не использовалось.

С 1 января 2021 года используется часть здания площадью торгового зада 56 кв. м –индивидуальным предпринимателем Трохиным С.С. под торговлю ( договор аренды нежилого помещения № 1 от 1 января 2022 года).

В соответствии с требованиями действующего законодательства одним из оснований для включения объекта недвижимого имущества в Перечни является его назначение или наименование в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривающее размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При этом для включения объекта в Перечни достаточно, чтобы объект отвечал хотя бы одному из условий, перечисленных в статье 378.2 НК РФ, совокупность предусмотренных данной статьей условий не требуется.

Принимая во внимание сведения технического учета, из которых следует, что в нежилом здании более 20% помещений предназначены для размещения торговых объектов, объекта общественного питания, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, суд приходит к выводу о том, что у Министерства имущественных отношений Самарской области имелись основания для включения нежилого здания в Перечни на 2018-2022 годы.

Ссылка административного истца на заключение эксперта № 164-31-01-256 от 21.09.2022 года Ассоциации судебных экспертов о том, что нежилое здание имеет внутреннее переустройство ( перепланировку), что технический паспорт не соответствует фактическим характеристикам, и здание невозможно фактически использовать для целей предпринимательской деятельности, не служат основанием для признания нормативных правовых актов недействующими, поскольку таких условий, как назначение здания по сведениям технического учета, вид разрешенного использования земельного участка, достаточно для включения объекта недвижимости в Перечни.

Доводы административного истца о том, что только часть здания (56 кв. м, что менее 20 % от общей площади здания) фактически используется под торговый объект, не могут быть приняты судом во внимание ввиду вышеперечисленных обстоятельств.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты не противоречат закону, имеющему большую юридическую силу, в силу этого не нарушают права и законные интересы административного истца, поэтому в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении требований Бутрова Александра Николаевича о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером отказать.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2022 года.

3а-1512/2022 ~ М-960/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Самарской области
Бутров А.Н.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация г.о.Кинель
Космачев Д.С.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
12.07.2022Регистрация административного искового заявления
13.07.2022Передача материалов судье
14.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2022Подготовка дела (собеседование)
26.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Судебное заседание
31.10.2022Судебное заседание
10.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Судебное заседание
28.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее