Дело №12-154/2019
РЕШЕНИЕ
05 декабря 2019 года г. Волхов
Судья Волховского городского суда Ленинградской области Десятниченко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Гавриловой В.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, заместителя главного государственного санитарного врача Черный М.А. от 24 апреля 2019 года о признании должностного лица директора ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» Гавриловой В.Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 (шестьсот) рублей,
с участием защитника Гавриловой В.Н. - Генералова В.В., действующего на основании доверенности, которому разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ,
врио начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Волховском, Лодейнопольском и Подпорожском районах Логиновой И.С., действующей на основании доверенности № ****** от 11 января 2019 года,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области Чернозема А.В., действующего на основании доверенности № ****** от 15 января 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Ленинградской области Черный М.А. от 24 апреля 2019 года, должностное лицо директор ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» Гаврилова В.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 (шестьсот) рублей.
Основанием для привлечения Гавриловой В.Н. к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ, согласно постановлению должностного лица явилось нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, поскольку:
на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области - главного государственного врача по Ленинградской области Историк О.А. № ****** от 09 января 2019 года в ходе плановой выездной проверки в отношении ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» по адресу: ******, 30 января 2019 года в 11 часов 10 минут установлено, что ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» не проводится производственный лабораторный контроль за физическими и химическими факторами в соответствии с разработанной программой производственного контроля на предприятии, утвержденной директором ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика», протоколы лабораторно-инструментальных исследований не представлены (п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологического (мероприятий)». Программа производственного контроля за выполнением санитарных правил и санитарно-профилактическими мероприятиями составлена с нарушениями требований к оформлению программы (плану) производственного контроля «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий раздел 3»; 30 января 2019 года в 11 часов 25 минут установлено, что ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» не организовано своевременное прохождение периодических медицинских осмотров (ПМО) работников занятых на работах с вредными условиями труда (п. 2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»); 30 января 2019 года в 12 часов 15 минут установлено, что медицинская аптечка для оказания первой доврачебной помощи укомплектована медикаментами с истекшим сроком годности (цитрамон- срок годности до 2015 года, йод срок годности до 2012 года) (п. 2.14 СП «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»); 30 января 2019 года в 12 часов 30 минут установлено, что ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» не разработан проект обоснования размеров санитарно- защитной зоны предприятия, не получено санитарно- эпидемиологическое заключение на проект по обоснованию размеров СЗЗ для промплощадки ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» (п. 3.3 СанПиН 2.2.1/1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 2.1 СП 5182-90 «Санитарные правила для швейного производства»).
В жалобе Гаврилова В.Н. просит постановление отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что программа организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий была утверждена директором ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» 1 февраля 2019 года. Из постановления № ****** от 24 апреля 2019 года непонятно, на основании чего Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области пришло к выводу о том, что предприятие не проводит производственный лабораторный контроль за физическими и химическими факторами в соответствии с данной программой. В соответствии с актом проверки № ****** от 22 февраля 2019 года уровень искусственной освещенности при комбинированной системе освещения на рабочих местах экономиста, менеджера, директора, пользователей персональными компьютерами соответствует установленным требованиям; уровень искусственной освещенности от общей системы освещения на рабочем месте раскройщика соответствует установленным требованиям; уровень напряженности электрического поля и уровень плотности магнитного потока на рабочих местах пользователей персональными компьютерами соответствуют установленным требованиям; уровень звука на рабочем месте пошивщика и на рабочем месте раскройщика соответствует установленным требованиям; уровень содержания углерода оксида, формальдегида на границе санитарно- защитной зоны соответствует установленным требованиям; питьевая вода из разводящей сети централизованной системы холодного водоснабжения по микробиологическим показателям соответствует установленным требованиям. Соответствие этих показателей установленным требованиям свидетельствует о том, что ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» проводит производственный лабораторный контроль за физическими и химическими факторами. В разделе 3 Санитарных правил СП 1.1.1058-01, указано, что программа производственного контроля составляется предприятием в произвольной форме. В постановлении № ****** от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении не указано, с какими именно нарушениями составлена данная программа. Также в постановлении № ****** от 24 апреля 2019 года не указано, какие именно работники ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» по мнению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области заняты на работах с вредными условиями труда, что также не отражено в акте проверки № ****** от 22 февраля 2019 года. В акте проверки № ****** от 22 февраля 2019 года указано, что основными профессиями в ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» являются пошивщик кожгалантерейных изделий, контролер, клейщик, комплектовщик, кладовщик. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № ******н от 12 апреля 2011 года утвержден перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников. Работа пошивщика кожгалантерейных изделий, работа контролера, работа клейщика, работа комплектовщика, работа кладовщика в указанный перечень не входят. В пункте 2.14 Гигиенических требований к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту указано, что в производственных помещениях следует иметь аптечки, укомплектованные медикаментами, для оказания первой доврачебной помощи. Состав медицинской аптечки для оказания первой доврачебной помощи, утвержден Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации №169н от 05 марта 2011 года, цитрамон и йод не включены в состав медицинской аптечки для оказания первой доврачебной помощи, следовательно, истечение срока годности цитрамона и йода, не является нарушением пункта 2.14 Гигиенических требований. Кроме того, ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика». Согласно данному проекту санитарно- защитная зона для ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» составляет 50 метров. Территориальный отдел Управления Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Волховском районе выдал в отношении вышеуказанного проекта ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» санитарно- эпидемиологическое заключение № ****** от 25 января 2011 года, в котором указано, что санитарно-защитная зона для ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» принимается размером 50 метров. Акт проверки был вручен директору ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» Гавриловой В.Н.. Согласно п.1 ст.16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», акт проверки должен быть подписан должностными лицами, проводившими проверку. Однако, вышеуказанный акт проверки начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Волховском, Лодейнопольском и Подпорожском района Логиновой И.С. подписан не был. Таким образом, постановление № ****** от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении не соответствует закону, нарушает ее права и законные интересы.
В судебном заседании защитник Гавриловой В.Н.- Генералов В.В. доводы жалобы поддержал, полагая необходимым отменить вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, заместителем главного государственного санитарного врача по Ленинградской области Черный М.А. постановление. При этом дал пояснения о том, что им представлена копия программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий в ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика», согласно которой измерения вредных факторов, исследования воздуха рабочей зоны, контроль за качеством питьевой воды централизованной системы питьевого водоснабжения, контроль за санитарным состоянием почвы должны быть проведены в декабре 2019 года. В постановлении не указано, с каким нарушениями составлена данная программа. В данной программе предусмотрено прохождение периодического медицинского осмотра водителем, главным бухгалтером, главным экономистом, заместителем главного бухгалтера с периодичностью 1 раз в 2 года. Главный бухгалтер, главный экономист, заместитель главного бухгалтера в июле 2019 года прошли медицинский осмотр. Водитель ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» прошел периодический медицинский осмотр в 2018 году. Цитрамон и йод, которые находились в медицинской аптечке с истекшим сроком годности, не включены в состав медицинской аптечки для оказания доврачебной помощи. ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» относится к 5 классу опасности, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением от 15 ноября 2016 года. Согласно проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух размер санитарно-защитной зоны принят 50 метров. Согласно протоколу лабораторных исследований, содержание вредных веществ в атмосферном воздухе санитарно-защитной зоны фабрики в несколько раз ниже предельно допустимой концентрации. Помимо этого, акт проверки № ****** от 22 февраля 2019 года начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Волховском, Лодейнопольском и Подпорожском района Логиновой И.С. подписан не был. Кроме того, протокол взятия проб и образцов, составленный 30 января 2019 года содержит разъяснение Гавриловой В.Н. прав лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, по мнению защитника, 30 января 2019 года территориальный отдел 30 января 2019 года в нарушение закона признал Гаврилову В.Н. нарушителем санитарно-эпидемиологических норм.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области Чернозем А.В. полагал, что постановление является законным. Оснований не доверять фактам выявленных нарушений, которые были зафиксированы им в акте проверки, не имеется. На момент проведения проверки директором ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» Гавриловой В.Н. ему была представлена программа организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, датированная 25 декабря 2018 года, которая была предметом санитарно-эпидемиологической экспертизы, и экспертами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области» сделан вывод о несоответствии представленной программы требованиям СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.2.2/2.2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы». Других документов, запрашиваемых в ходе проведения проверки, директором Гавриловой В.Н. представлено не было. Другие выявленные нарушения: отсутствие организации прохождения периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в число которых входят швеи, раскройщики и сборщики изделий, которые подвергаются воздействию шума и вибрации; укомплектование медицинской аптечки для оказания первой доврачебной помощи медикаментами с истекшим сроком годности и отсутствие проекта обоснования размеров санитарно-защитной зоны предприятия также были зафиксированы в ходе проверки в присутствии Гавриловой В.Н., которая не оспаривала наличие выявленных нарушений. Поскольку Гаврилова В.Н. присутствовала при отборе проб, ей были разъяснены положения статей КоАП РФ не в связи с ее привлечением к административной ответственности, а в целях разъяснения ей права выразить свое несогласие с процедурой изъятия.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области Логинова И.С. полагала, что отсутствие ее подписи в акте проверки, который был ею подписан после того, как копия акта была выдана директору ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» Гавриловой В.Н., не является существенным нарушением, ставящим под сомнение обнаружение выявленных в ходе проверки нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Генералова В.В., представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области Чернозем А.В., Логинову И.С., прихожу к следующему:
В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения по ст.6.3 КоАП РФ являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ)).
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, составляют, в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами (абз. 10 ст. 1 Закона №52-ФЗ).
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 39 Закона №52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона №52-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с пунктом 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пунктом 2.13 и 2.14 Санитарных правил «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» установлено, что рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации. В производственных помещениях следует иметь аптечки, укомплектованные медикаментами, для оказания первой доврачебной помощи.Нарушение вышеуказанных требований подтверждается: распоряжением № ****** о проведении плановой выездной проверки от 09 января 2019 года (л.д.32-39), актом проверки № ****** от 22 февраля 2019 года (л.д.40-49), фототаблицей (57-65), представленной должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области Черноземом А.В. копией программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, утвержденной Гавриловой В.Н., датированной 25 декабря 2018 года, экспертным заключением по результатам лабораторных исследований и иной документации № ****** от 08 февраля 2019 года, протоколом № ****** об административном правонарушении от 22 февраля 2019 года (л.д. 79-81).
Судья приходит к выводу, что существенных нарушений при проведении проверки, влекущих отмену постановления должностного лица, не допущено.
Как усматривается из распоряжения о проведении плановой выездной проверки юридического лица № ****** от 09 января 2019 года, о проведении проверки директор ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» уведомлена 18 января 2019 года. При осуществлении проверки 30 января 2019 года директор ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» Гаврилова В.Н. присутствовала.
По результатам плановой выездной проверки административным органом составлен акт проверки, в котором также содержатся сведения об ознакомлении Гавриловой В.Н. с распоряжением о проведении проверки 18 января 2019 года, а также содержатся сведения о выявленных нарушениях обязательных норм, копия акта вручена директору ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» Гавриловой В.Н., указанный акт отвечает требованиям ст.26.2 КоАП РФ.
Несмотря на то, что в судебном заседании, после обозрения копии акта проверки, составленного 22 февраля 2019 года, установлено, что акт содержит подписи главного специалиста-эксперта Чернозем А.В. и директора ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» и не был подписан врио начальника территориального отдела в Волховском, Лодейнопольском и Подпорожском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области Логиновой И.С., довод жалобы о том, что данный акт проверки, подписанный не всеми должностными лицами, является недопустимым доказательством, является несостоятельным, поскольку Федеральный закон от 26 декабря 208 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не содержит требования об обязательном подписании акта проверки всеми должностными лицами, уполномоченными на ее проведение.
В соответствии с актом проверки 30 января 2019 года ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» не проводится производственный лабораторный контроль за физическими и химическими факторами в соответствии с разработанной программой производственного контроля на предприятии, протоколы лабораторно-инструментальных исследований не представлены, что является нарушением п.1.5 СП.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; медицинская аптечка для оказания первой доврачебной помощи укомплектована медикаментами с истекшим сроком годности, поскольку выявлено нахождение в медицинской аптечке цитрамона и йода с истекшим сроком годности, что заключительные акты по результатам ПМО не представлены, что является нарушением 2.14 Санитарных правил «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту». Помимо этого, выявлено, что не организовано своевременное прохождение периодических медицинских осмотров работников занятых на работах с вредными условиями труда, заключительные акты по результатам периодических медицинских осмотров не представлены.
Помимо этого, экспертным заключением подтверждено, что программа производственного контроля ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика», утвержденная директором ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» 25 декабря 2018 года, представленная на экспертизу, составлена без учета требований к программе производственного контроля согласно разделу 3 СП.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», включающие в себя общую часть, перечень должностных лиц, на которых возложены функции про осуществлению производственного контроля; приложения № ******-№ ******, отражающие проведение лабораторного контроля вредных химических веществ, физических факторов на рабочих местах в производственных помещениях и на границе санитарно-защитной зоны предприятия; приложение № ****** с характеристикой предприятия, как источника промышленных выбросов; приложение № ******-контроль качества питьевой воды; приложение № ******-характеристика предприятия по обеспеченности санитарно-бытовыми помещениями; приложение № ******-перечень профессий, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам; приложение № ******-перечень работ и услуг, выпускаемой продукции, видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих гигиенической оценке, сертификации, лицензированию; приложения № ******-пересчень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства; приложение № ******-перечень учреждений, осуществляющих проведение лабораторных исследований; приложение № ******-перечень нерешенных вопросов санитарно-эпидемиологического характера. В данной программе отсутствует перечень документов, характеризующих деятельность учреждения, не представлены протоколы лабораторных исследований проб питьевой воды и измерений физических факторов в производственных цехах, не отражен и не осуществляется лабораторный контроль воздуха на рабочих местах пользователей ПЭВМ на содержание вредных химических веществ, на рабочих местах швейного производства; не учтена необходимость лабораторного контроля качества почвы санитарно-защитной зоны предприятия по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим и радиологическим показателям; не отражены вопросы обращения с отходами производства и потребления, а также реализация мер, направленных на устранение выявленных нарушений; не представлен договор на проведение лабораторных исследований на 2018, 2019 года; не заложены мероприятия по проведению мероприятий по дератизации на предприятии; в раздел организации и проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов, не включены швеи, раскройщики и сборщики изделий, подвергающихся воздействию шума и вибрации.
В пункте 1.5 СП 1.1.1058-01 определен порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В силу статьи 32 Федерального закона №52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль в числе прочего включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных данными санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
В соответствии с пунктом 2.6 СП 1.1.1058-01 программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 2.8 СП 1.1.1058-01).
Согласно пункту 4.1 данных санитарных правил на таких категориях объектов как промышленные предприятия (объекты) (в частности: производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны) производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний и включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды.
П. 2.13 Санитарных правил «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» установлено, что рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 ст. 213 ТК РФ предусмотрено, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приложением 1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 №302н в перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), включено воздействие шума и вибрации, в число которых входят швеи, раскройщики и сборщики изделий.
Представленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области документы, в том числе копия программы производственного контроля и экспертного заключения от 08 февраля 2019 года, содержат в себе фактические данные, позволяющие установить наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Довод защитника Генералова В.В. о том, что директором ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» Гавриловой В.Н. не могла быть представлена программа организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, датированная 25 декабря 2018 года, и была утверждена программа производственного контроля 01 февраля 2019 года, которая соответствует требованиям СП.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», устанавливающей сроки проведения измерений вредных факторов, исследований воздуха рабочей зоны, контроль за качеством питьевой воды централизованной системы питьевого водоснабжения, контроль за санитарным состоянием почвы в декабре 2019 года, опровергается наличием в материалах дела программы производственного контроля, датированной 25 декабря 2018 года; актом проверки, в соответствии с которым проверка была проведена 30 января 2019 года, и указанная программа производственного контроля от 01 февраля 2019 года не могла быть представлена представителям органа, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Вопреки доводам защитника Генералова В.В., как в акте проверки, так и в протоколе об административном правонарушении содержатся данные о том, что программа производственного контроля составлена с нарушением требований раздела 3 «Требования к программе (плану) производственного контроля» Санитарных правил 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологического (мероприятий)».
Оценив представленные доказательства, судья приходит к выводу, что Гаврилова В.Н. на законных основаниях 24 апреля 2019 года привлечена к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ.
Вина должностного лица-директора ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» Гавриловой В.Н. состоит в том, что при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих уставных задач и целей, она могла предпринять своевременные меры по устранению нарушений требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения, чего не было сделано на момент проведения проверки контролирующим органом. Доказательств того, что совершение административного правонарушения со стороны должностного лица было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми препятствиями, не имеется.
Постановление о привлечении должностного лица, директора ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» Гавриловой В.Н. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.
Одновременно, из содержания оспариваемого постановления следует, что Гавриловой В.Н., помимо изложенных нарушений, не разработан проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны предприятия, что является нарушением п.3.3 СанПиН 2.2.1/1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
Согласно п. 3.3 СанПиН 2.2.1/1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении. В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона - специальная территория с особым режимом использования устанавливается в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, ее размер обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
При этом в силу пункта 1.2 данных санитарных правил и нормативов (в редакции изменений и дополнений № ******, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09 сентября 2010 года №122) их требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика», расположенное по адресу: ******, является вновь строящимся либо реконструируемым объектом, материалы дела не содержат. Помимо этого, исходя из положений п. 3.1, 4.4 СанПиН 2.2.1/1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов IV, V классов опасности для действующих объектов не является обязательным.
При этом судья учитывает наличие представленного защитником Генераловым В.В. санитарно-эпидемиологического заключения № ****** от 15 ноября 2016 года, утвержденного главным государственным санитарным врачом, в котором имеются сведения со ссылкой на СанПиН 2.2.1/1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» о размере санитарно-защитной зоны для промплощадки ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика», составляющей 50 метров (п.7.1.7 класс V)
В силу частей 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом приведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела вывод административного органа о наличии предусмотренной СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны, а также о виновности Гавриловой В.Н. в непредставлении такого проекта подлежит исключению из постановления должностного лица, как не подтвержденный материалами дела.
Таким образом, в части установления факта нарушения п.3.3 СанПин СанПиН 2.2.1/1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Ленинградской области Черный М.А. № ****** от 24 апреля 2019 года следует признать незаконным и отменить. В остальной части постановление соответствует нормам материального и процессуального права, и оснований для его отмены нет.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Ленинградской области Черный М.А. № ****** от 24 апреля 2019 года, вынесенное в отношении должностного лица, директора ЗАО «Новоладожская кожгалантерейная фабрика» Гавриловой В.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ изменить, признав незаконным в части установления факта нарушения п.3.3 СанПин СанПиН 2.2.1/1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В остальной части постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Ленинградской области Черный М.А. № ****** от 24 апреля 2019 года оставить без изменения, жалобу Гавриловой В.Н. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии настоящего решения.
Судья: И.А. Десятниченко