Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-37/2021 от 19.02.2021

УИД № 63МS0110-01-2020-002908-16

производство №11-37/2021

Мировой судья судебного участка №110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области Чигирева И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 апреля 2021 г. Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе

председательствующего Головачевой О.В.,

при секретаре Зубовой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение мирового судьи судебного участка № 110Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 16.10.2020 г. по делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к Макаровой Т.Е. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО, которым постановлено:

Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к Макаровой Т.Е. о взыскании задолженности зав предоставленные услуги по обращению с ТКО удовлетворить.

Взыскать с Макаровой Т.Е. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 31.01.2020 г. в размере 24538 рублей 22 копейки, расходы по оплате госпошлины в размере 937 рублей»,

у с т а н о в и л:

истец ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось к мировому судье с иском к ответчику Макарова Т.Е. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым просит взыскать за период с января 2019 г. по февраль 2020 г. сумму в размере 24 538 руб. 22 коп.

Мировым судьей постановлено вышеназванное решение, с которым не согласен ответчик.

В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что судом не произведена должная правовая оценка понятия «отходы потребления», а так же не дана оценка возникновения и перехода права собственности на мусор к региональному оператору, в обоснование требований об оплате выполненной услуги.

Суд в решении ссылается на нормы права, вменяющие ответчику обязанность передавать весь вырабатываемый мусор ООО «ЭкоСтройРесурс», как единственному региональному оператору, с которым заключено соглашение по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.

Ответчик полагает, что мировым судьей дана не верная оценка обоснования факта заключения договора с региональным оператором.

На основании п. 1 ст. 433 Гражданского кодекса РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Согласно п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

В соответствии с п. 3 ст. 437 Гражданского кодекса РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Типовая форма договора, размещенная в сети Интернет не содержит индивидуальных существенных условий договора для Ответчика.

Пунктами 148 (1) и 148 (2) Правил №354 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Под конклюдентными действиями, предусмотренными п.2 ст. 158 ГК РФ, понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями, в отношении оказания услуги по обращению с отходами, могут быть такие действия потребителей, как фактическое пользование услугой (помещение отходов в мусоровозы, иные емкости для размещения отходов, оплата услуг регионального оператора, согласно выставленной квитанции).

В соответствии с п.1, ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Место для сбора и накопления ТКО в селе Федоровка до настоящего момента не организовано. Пакеты или другие емкости региональным оператором Макаровой Т.Е. не предоставлялись. Ответчик, принадлежащий ей мусор для оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами истцу не передавала.

Считает, что вывод суда о праве собственников жилых домов на получение услуги по обращению с ТКО, в том числе посредством использования любой контейнерной площадки, расположенной на территории Самарской области не соответствует действующим нормам.

Согласно п. 148.26 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.

Установление единой величины платы за оказание услуги по обращению с ТКО и разной периодичности вывоза твердых коммунальных отходов в разных муниципальных образованиях свидетельствует о нарушении конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, что гражданским законодательством не допускается (ст. 10 ГК РФ).

В судебном заседании ответчик и её представитель поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель истца в судебное заседание не явился. Неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению дела.

Суд, выслушав объяснения представителя ответчика. изучив представленные доказательства, пришел к следующему.

Согласно ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 327.1 ч. 2 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, Макарова Т.Е. с 2007 г. является собственником жилого дома, площадью 386,4 кв. м, расположенного по адресу: ...

Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе, в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В силу ст. 154 ч. 4 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с. ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

В силу части 1 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу статьи 10 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21). Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22). Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды».

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 г. принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г.

Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил № 1156, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ей обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые, такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора являются обязательными для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018 г.

Таким образом, следует, что договор на оказание услуги по сбору транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Договор носит характер публичной оферты, проект догвоора размещен на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора. Если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

В соответствии с п. 148 (30) «Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в МКД и жилых домов», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации» № 354 от 06.05.2011 г., размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений, принимается норматив накопления ТКО на одного проживающего в жилом помещении.

При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (п. 16 ст. 72 ЖК РФ и п. 148 (30) Правил № 354 от 06.05.2011г.).

В случае принятия такого решения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО.

В соответствии с приложением № 2 к Приказу Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 29.12.2018 г. № 1023 «Об утверждении и применении нормативов ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утверждены нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе г. Тольятти, на 1 кв. метр общей площади жилого помещения МКД и индивидуальных домов.

Согласно приложению № 1 к приказу 1023 нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв. м, общей площади жилого помещения составляют 0,091 м3 в год.

В соответствии с п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с 1 января 2019 года.

ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 г. осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области.

Территориальная схема обращения с отходами Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 № 228, электронная модель которой опубликована на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 г. № 471, утвержден порядок накопления ТКО на территории индивидуальной жилой застройки, территориях ведения гражданами садоводства ил г. огородничества для собственных нужд применяются способы накопление ТКО в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные Региональным оператором (далее - децентрализованным способом).

Расположение мест накопления ТКО при децентрализованном способе накопления определяется потребителями по согласованию с Региональным оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В

В ... ....) определен децентрализованный способ накопления ТКО, вывоз которого осуществляется в соответствии требованиями действующего законодательства, в том числе территориальной схемой Самарской области. Вывоз ТКО на территории ... .... осуществляет ООО ТП «Шмель» согласно графика, вывоз ТКО по адресу: ...., осуществляется 3 раза в неделю, а именно: среда, суббота, воскресенье в период времени с 8-00 час. до 14-00 час.

Таким образом, требования раздела 4.1 территориальной схемы Самарской области к децентрализованному сбору ТКО не нарушаются.

В силу п. 11 постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471, п. 10 постановления Правительства РФ № 1156 складирование ТКО, за исключением крупногабаритных ТКО, осуществляется потребителями в местах (на площадках) накопления ТКО следующими способами: согласно п.п. «в» в пакеты или другие емкости, предоставленные Региональным оператором.

Также согласно положениям Основ ценообразования, в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее - Основы) допускается приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, непосредственно региональными операторами.

Основами предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

П. 10 постановления Правительства РФ № 1156 о возможности сбора отходов в пакеты или другие емкости, предоставленные Региональным оператором, не означает обязанность последнего по обеспечению ими потребителей, поскольку из буквального толкования данного пункта следует возможность предоставления оператором имеющихся у него емкостей потребителям как один из возможных способов сбора ТКО.

Таким образом, Региональный оператор вправе приобрести контейнеры и (или) бункеры, в том числе пакеты и другие емкости, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы.

Однако, согласно отзыву, представленным Региональным оператором, в тарифе на услугу Регионального оператора на 2019 год, равно как и на 2020 год, не учтены расходы на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, в том числе предназначенных для раздельного накопления ТКО.

Согласно ответу Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, исх. №15/5008 от 12.07.2019 года: «Тариф на услугу регионального оператора установлен министерством. В указанный тариф на 2019 год не включены расходы на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и специально предназначенных емкостей»

Таким образом, обязанность предоставления потребителям контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, для накопления ТКО может быть возложена на Регионального оператора только в случае включения расходов на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, в единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.

Учитывая общедоступность к маршруту следования специализированной техники организации-перевозчика для сбора отходов и обязанность собственников ТКО накопления отходов одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, мировой судья приходит к выводу, что ответчик не лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО.

В соответствии с действующим законодательством на администрацию городского округа возложена обязанность создавать площадки накопления ТКО. В связи с этим любое лицо вправе обратиться в администрацию с заявлением для создания места накопления и при положительном решении, оно будет включено в реестр, который в последующем передается региональному оператору, который по собственной инициативе устанавливать контейнеры не может.

Согласно ст.24.6 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.

ООО «ЭкоСтройРесурс» в соответствии с Соглашением, заключенным с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018, осуществляет свою деятельность в качестве единственного Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области.

В тоже время операторы по обращению с ТКО вправе осуществлять деятельность только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО.

В соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с Региональным оператором по обращению с ТКО.

Следовательно, все договоры на обращение с ТКО, заключенные с иными лицами, считаются расторгнутыми и прекращают свое действие с 01.01.2019 в связи с началом осуществления ООО «ЭкоСтройРесурс» деятельности в качестве Регионального оператора по обращению с ТКО по Самарской области.

Таким образом, доводы ответчика в части того, что он самостоятельно утилизирует ТКО не состоятельны, поскольку осуществление деятельности по обращению с ТКО входит в компетенцию исключительно Регионального оператора, который осуществляет обращение с ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Из платежного документа следует, что ООО «ЭкоСтройРесурс» производит расчет из общей площади жилого дома, принадлежащего ответчику - 386,4 кв. м, ежемесячная оплата составляет 1752,73 руб., долг на 01.02. 2020 г. составил 24 538,22 руб.

Таким образом, начисление платы за услуги по обращению с ТКО правомерно произведен Региональным оператором исходя из обшей площади жилого помещения 386,4 кв. м, указанной в выписке ЕГРН, поскольку органом государственной власти Самарской области было принято решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории г. о. Тольятти исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, это в силу закона влечет начисление платежей по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, оплачивать которые должны собственники помещения.

При разрешении спора мировым судьей правильно применены нормы материального и процессуального права, правильно установлены юридически значимые обстоятельства и им дана соответствующая правовая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

решение мирового судьи судебного участка № 110Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 16.10.2020 г. по делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к Макаровой Т.Е. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без изменения, апелляционную жалобу Макаровой Т.Е. – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в шестой кассационный суд в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления через суд первой инстанции.

Судья О.В. Головачева.

11-37/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчики
Макарова Татьяна Евгеньевна
Другие
Гавришко Ольга Викторовна
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Головачева Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
19.02.2021Регистрация поступившей жалобы (представления)
20.02.2021Передача материалов дела судье
02.03.2021Вынесено определение о назначении судебного заседания
01.04.2021Судебное заседание
01.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2021Дело оформлено
16.04.2021Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее