УИД № 63МS0110-01-2020-002908-16
производство №11-37/2021
Мировой судья судебного участка №110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области Чигирева И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 апреля 2021 г. Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе
председательствующего Головачевой О.В.,
при секретаре Зубовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение мирового судьи судебного участка № 110Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 16.10.2020 г. по делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к Макаровой Т.Е. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО, которым постановлено:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к Макаровой Т.Е. о взыскании задолженности зав предоставленные услуги по обращению с ТКО удовлетворить.
Взыскать с Макаровой Т.Е. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 31.01.2020 г. в размере 24538 рублей 22 копейки, расходы по оплате госпошлины в размере 937 рублей»,
у с т а н о в и л:
истец ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось к мировому судье с иском к ответчику Макарова Т.Е. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым просит взыскать за период с января 2019 г. по февраль 2020 г. сумму в размере 24 538 руб. 22 коп.
Мировым судьей постановлено вышеназванное решение, с которым не согласен ответчик.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что судом не произведена должная правовая оценка понятия «отходы потребления», а так же не дана оценка возникновения и перехода права собственности на мусор к региональному оператору, в обоснование требований об оплате выполненной услуги.
Суд в решении ссылается на нормы права, вменяющие ответчику обязанность передавать весь вырабатываемый мусор ООО «ЭкоСтройРесурс», как единственному региональному оператору, с которым заключено соглашение по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
Ответчик полагает, что мировым судьей дана не верная оценка обоснования факта заключения договора с региональным оператором.
На основании п. 1 ст. 433 Гражданского кодекса РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с п. 3 ст. 437 Гражданского кодекса РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Типовая форма договора, размещенная в сети Интернет не содержит индивидуальных существенных условий договора для Ответчика.
Пунктами 148 (1) и 148 (2) Правил №354 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Под конклюдентными действиями, предусмотренными п.2 ст. 158 ГК РФ, понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями, в отношении оказания услуги по обращению с отходами, могут быть такие действия потребителей, как фактическое пользование услугой (помещение отходов в мусоровозы, иные емкости для размещения отходов, оплата услуг регионального оператора, согласно выставленной квитанции).
В соответствии с п.1, ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Место для сбора и накопления ТКО в селе Федоровка до настоящего момента не организовано. Пакеты или другие емкости региональным оператором Макаровой Т.Е. не предоставлялись. Ответчик, принадлежащий ей мусор для оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами истцу не передавала.
Считает, что вывод суда о праве собственников жилых домов на получение услуги по обращению с ТКО, в том числе посредством использования любой контейнерной площадки, расположенной на территории Самарской области не соответствует действующим нормам.
Согласно п. 148.26 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Установление единой величины платы за оказание услуги по обращению с ТКО и разной периодичности вывоза твердых коммунальных отходов в разных муниципальных образованиях свидетельствует о нарушении конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, что гражданским законодательством не допускается (ст. 10 ГК РФ).
В судебном заседании ответчик и её представитель поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебное заседание не явился. Неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению дела.
Суд, выслушав объяснения представителя ответчика. изучив представленные доказательства, пришел к следующему.
Согласно ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 327.1 ч. 2 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, Макарова Т.Е. с 2007 г. является собственником жилого дома, площадью 386,4 кв. м, расположенного по адресу: ...
Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе, в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу ст. 154 ч. 4 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с. ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
В силу части 1 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу статьи 10 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21). Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22). Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды».
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 г. принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.
Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г.
Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил № 1156, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ей обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые, такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора являются обязательными для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018 г.
Таким образом, следует, что договор на оказание услуги по сбору транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Договор носит характер публичной оферты, проект догвоора размещен на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора. Если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
В соответствии с п. 148 (30) «Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в МКД и жилых домов», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации» № 354 от 06.05.2011 г., размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений, принимается норматив накопления ТКО на одного проживающего в жилом помещении.
При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (п. 16 ст. 72 ЖК РФ и п. 148 (30) Правил № 354 от 06.05.2011г.).
В случае принятия такого решения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО.
В соответствии с приложением № 2 к Приказу Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 29.12.2018 г. № 1023 «Об утверждении и применении нормативов ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утверждены нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе г. Тольятти, на 1 кв. метр общей площади жилого помещения МКД и индивидуальных домов.
Согласно приложению № 1 к приказу 1023 нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв. м, общей площади жилого помещения составляют 0,091 м3 в год.
В соответствии с п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с 1 января 2019 года.
ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 г. осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области.
Территориальная схема обращения с отходами Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 № 228, электронная модель которой опубликована на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 г. № 471, утвержден порядок накопления ТКО на территории индивидуальной жилой застройки, территориях ведения гражданами садоводства ил г. огородничества для собственных нужд применяются способы накопление ТКО в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные Региональным оператором (далее - децентрализованным способом).
Расположение мест накопления ТКО при децентрализованном способе накопления определяется потребителями по согласованию с Региональным оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В
В ... ....) определен децентрализованный способ накопления ТКО, вывоз которого осуществляется в соответствии требованиями действующего законодательства, в том числе территориальной схемой Самарской области. Вывоз ТКО на территории ... .... осуществляет ООО ТП «Шмель» согласно графика, вывоз ТКО по адресу: ...., осуществляется 3 раза в неделю, а именно: среда, суббота, воскресенье в период времени с 8-00 час. до 14-00 час.
Таким образом, требования раздела 4.1 территориальной схемы Самарской области к децентрализованному сбору ТКО не нарушаются.
В силу п. 11 постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471, п. 10 постановления Правительства РФ № 1156 складирование ТКО, за исключением крупногабаритных ТКО, осуществляется потребителями в местах (на площадках) накопления ТКО следующими способами: согласно п.п. «в» в пакеты или другие емкости, предоставленные Региональным оператором.
Также согласно положениям Основ ценообразования, в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее - Основы) допускается приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, непосредственно региональными операторами.
Основами предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
П. 10 постановления Правительства РФ № 1156 о возможности сбора отходов в пакеты или другие емкости, предоставленные Региональным оператором, не означает обязанность последнего по обеспечению ими потребителей, поскольку из буквального толкования данного пункта следует возможность предоставления оператором имеющихся у него емкостей потребителям как один из возможных способов сбора ТКО.
Таким образом, Региональный оператор вправе приобрести контейнеры и (или) бункеры, в том числе пакеты и другие емкости, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы.
Однако, согласно отзыву, представленным Региональным оператором, в тарифе на услугу Регионального оператора на 2019 год, равно как и на 2020 год, не учтены расходы на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, в том числе предназначенных для раздельного накопления ТКО.
Согласно ответу Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, исх. №15/5008 от 12.07.2019 года: «Тариф на услугу регионального оператора установлен министерством. В указанный тариф на 2019 год не включены расходы на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и специально предназначенных емкостей»
Таким образом, обязанность предоставления потребителям контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, для накопления ТКО может быть возложена на Регионального оператора только в случае включения расходов на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, в единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
Учитывая общедоступность к маршруту следования специализированной техники организации-перевозчика для сбора отходов и обязанность собственников ТКО накопления отходов одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, мировой судья приходит к выводу, что ответчик не лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО.
В соответствии с действующим законодательством на администрацию городского округа возложена обязанность создавать площадки накопления ТКО. В связи с этим любое лицо вправе обратиться в администрацию с заявлением для создания места накопления и при положительном решении, оно будет включено в реестр, который в последующем передается региональному оператору, который по собственной инициативе устанавливать контейнеры не может.
Согласно ст.24.6 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
ООО «ЭкоСтройРесурс» в соответствии с Соглашением, заключенным с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018, осуществляет свою деятельность в качестве единственного Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области.
В тоже время операторы по обращению с ТКО вправе осуществлять деятельность только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с Региональным оператором по обращению с ТКО.
Следовательно, все договоры на обращение с ТКО, заключенные с иными лицами, считаются расторгнутыми и прекращают свое действие с 01.01.2019 в связи с началом осуществления ООО «ЭкоСтройРесурс» деятельности в качестве Регионального оператора по обращению с ТКО по Самарской области.
Таким образом, доводы ответчика в части того, что он самостоятельно утилизирует ТКО не состоятельны, поскольку осуществление деятельности по обращению с ТКО входит в компетенцию исключительно Регионального оператора, который осуществляет обращение с ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Из платежного документа следует, что ООО «ЭкоСтройРесурс» производит расчет из общей площади жилого дома, принадлежащего ответчику - 386,4 кв. м, ежемесячная оплата составляет 1752,73 руб., долг на 01.02. 2020 г. составил 24 538,22 руб.
Таким образом, начисление платы за услуги по обращению с ТКО правомерно произведен Региональным оператором исходя из обшей площади жилого помещения 386,4 кв. м, указанной в выписке ЕГРН, поскольку органом государственной власти Самарской области было принято решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории г. о. Тольятти исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, это в силу закона влечет начисление платежей по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, оплачивать которые должны собственники помещения.
При разрешении спора мировым судьей правильно применены нормы материального и процессуального права, правильно установлены юридически значимые обстоятельства и им дана соответствующая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
решение мирового судьи судебного участка № 110Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 16.10.2020 г. по делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к Макаровой Т.Е. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без изменения, апелляционную жалобу Макаровой Т.Е. – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в шестой кассационный суд в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления через суд первой инстанции.
Судья О.В. Головачева.