УИД № 59RS0017-01-2023-000449-77
Дело № 2-547/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2023 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Ануфриевой С.В., при секретаре судебного заседания Амахановой Е.Ю., с участием прокурора Ильиной Д.А., представителя ответчика Маркеловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Губахи в защиту прав и законных интересов <ФИО>1 и членов ее семьи: <ФИО>2, <ФИО>3 к Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности по принятию объекта недвижимости – жилого помещения – в муниципальную собственность, признании права пользования <ФИО>1 и членов ее семьи: <ФИО>2, <ФИО>3 жилым помещением на условиях социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора г. Губаха обратился в суд в защиту прав и законных интересов <ФИО>1 и членов ее семьи: <ФИО>2, <ФИО>3 к Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края с требованием о возложении обязанности по принятию объекта недвижимости – жилого помещения – в муниципальную собственность, признании права пользования <ФИО>1 и членов ее семьи: <ФИО>2, <ФИО>3 жилым помещением на условиях социального найма, мотивируя заявленные требования тем, что прокуратурой города Губахи на основании обращения <ФИО>1 проведена проверка на предмет соблюдения требований жилищного законодательства. По результатам проверки установлено следующее. <ФИО>1 зарегистрирована и фактически проживает с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, иного жилья в собственности не имеет. Из письменных объяснений <ФИО>1 следует, что данный дом был построен в период осуществления деятельности Таборского леспромхоза и, в последующем, жилое помещение № в доме было предоставлено ей и ее семье, так как она работала в школе <адрес>. В декабре 2022 <ФИО>1 обратилась в администрацию Губахинского городского округа по вопросу заключения договора социального найма на спорное жилое помещение, однако в заключении договора было отказано. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Росреестра, а также справке ГУП «ЦТИ Пермского края» Губахинского филиала, жилой <адрес> и жилое помещение № в нем на техническом и кадастровом учете не состоит. Вместе с тем, установлено, что жилое помещение № в данном доме состоит на кадастровом учете и принадлежит на праве собственности <ФИО>5 Таким образом, фактически указанный дом существует и первоначальным собственником был Таборский леспромхоз. Решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ОАО «Таборский леспромхоз» ликвидирован 11.11.2003 г. Его учредителем являлся Пермский областной комитет по управлению имуществом. Также указано, что АООТ «Таборский леспромхоз» создано в процессе приватизации государственного предприятия «Таборский комплексный леспромхоз». Форма собственности до преобразования – федеральная. Указанное решение Арбитражного суда Пермского края принято на основании заявления Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Губаха» о признании права муниципальной собственности на жилые помещения, расположенные в <адрес>. Однако спорное жилое помещение в предмет иска не было включено. При этом также в решении указано, что основной правовой целью обращения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Губахинского городского округа Пермского края в суд с соответствующим иском является обеспечение условий для реализации гражданами своего права на жилище, в том числе путем заключения договоров социального найма. Поскольку <адрес> на кадастровом учете не состоит, право собственности не зарегистрировано, следовательно, ранее <ФИО>1 не имела фактической возможности по оформлению договора социального найма на данное жилое помещение или ордера. Таким образом, при фактически сложившихся правоотношениях по найму жилого помещения, <ФИО>1 лишена возможности по надлежащему оформлению договорных отношений и правоустанавливающих документов на занимаемое жилое помещение, что влечет невозможность приватизации жилого помещения, использования социальных гарантий. Полагает, что отказ администрации в заключении договора социального найма на спорное жилое помещение, нельзя признать законным. Отсутствие документа на спорное жилое помещение у <ФИО>1 не может свидетельствовать об отсутствии у нее и членов ее семьи возникшего права пользования спорным жилым помещением.
Истцы <ФИО>9 в судебное заседание не явились, извещены.
Прокурор <ФИО>6 в судебном заседании на иске настаивала.
Представитель ответчика Администрации Губахинского городского округа <ФИО>7 в судебном заседании с иском не согласилась по доводам письменных возражений, в которых указано, что в 2022 году <ФИО>1 обращалась в администрацию с заявлением о заключении договора социального найма на <адрес> по <адрес>, однако ордер либо договор найма или иное решение о предоставлении ей именно квартиры № ею не были представлены и жилищной комиссией принято решение об отказе в заключении договора социального найма. Имеется информация о том, что ОАО «Таборский леспромхоз» выдавало ордера на право пользования жилыми помещениями. Полагают, что факт вселения истца в спорную квартиру не доказан, а наличие регистрации по данному адресу не порождает права пользования жилым помещением и не может свидетельствовать о возникновении права пользования жилым помещением.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
В силу ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1).
Статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии со ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме.
Ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены обязанности нанимателя жилого помещения, в том числе по обеспечению сохранности жилого помещения; поддержанию его надлежащего состояния; по своевременной оплате коммунальных услуг.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признанного утратившим силу Указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. №370 в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Аналогичные положения установлены ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации».
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», принятого во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Приложение № 3 названного Постановления к объектам муниципальной собственности относит, в том числе, жилищный фонд.
Как разъяснено в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суджа Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23.12.1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой города Губахи на основании обращения <ФИО>1 проведена проверка в отношении администрации Губахинского муниципального округа Пермского края на предмет соблюдения требований жилищного законодательства в отношении проживающих в жилом помещении – <адрес>.
<ФИО>1 зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, иного жилья в собственности не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ <ФИО>1 обращалась с заявлением о заключении договора социального найма на квартиру по адресу: <адрес>, в чем ей было отказано, в связи с отсутствием ордера, договора найма или иного решения являющегося основанием для вселения в жилое помещение.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами: заявлением <ФИО>1 от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру г. Губаха; копией паспорта <ФИО>1 со сведениями о регистрации по месту жительства; копией удостоверения пенсионера <ФИО>1; копией ответа Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ; копией заявления <ФИО>1 в Администрацию Губахинского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ; ответом администрации от ДД.ММ.ГГГГ; объяснением <ФИО>1 от ДД.ММ.ГГГГ; справкой ТУ по решению вопросов пос. Углеуральский, Парма, Шестаки, Нагорнский Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ; информацией с официального сайта Росреестра; справкой ГУП «ЦТИ Пермского края» Губахинский филиал от ДД.ММ.ГГГГ №; выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2019-26285184; карточками о регистрации Формы «А» и Формы №; информацией ГУ МВД России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ; копией решения Арбитражного суда Пермского края № А50-3931/2020 от ДД.ММ.ГГГГ.
Положениями п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст. 1, 3 ЖК РФ).
При принятии решения суд также руководствуется положениями о том, что до ДД.ММ.ГГГГ основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер (ст. 47 ЖК РСФ). Согласно действующему законодательству с ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение предоставляется по договору социального найма (ст. 49 ЖК РФ). Согласно ст. 5 Федерального закона о введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Исследовав представленные доказательства, заслушав стороны, в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу действовавшего в 1991 году законодательства, жилое помещение по адресу: <адрес>, находилось в государственной собственности. Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что <адрес> на кадастровом учете не состоит, право собственности не зарегистрировано. Вместе с тем, указанное жилое помещение фактически существует и первоначальным собственником был Таборский леспромхоз. Истец <ФИО>1 и члены ее семьи вселены в спорное жилое помещение на законном основании, имеют регистрацию по указанному адресу, пользуются спорным жилым помещением как единственным постоянным местом жительства, до настоящего времени они исполняют все обязанности нанимателя жилого помещения и членов его семьи. Ответчиком указанные обстоятельства не оспорены.
Действующее законодательство не предусматривает возможность наличия в границах муниципального образования бесхозяйных жилых помещений, которые в любом случае подлежат принятию в муниципальную собственность. А, поскольку предусмотренная нормативным правовым актом обязанность по принятию в муниципальную собственность жилого помещения, находящегося в границах муниципального образования, органами местного самоуправления г. Губахи не выполнена, то имеются правовые основания для удовлетворения иска прокурора в указанной части, поскольку бесхозяйное жилое помещение, в котором проживает гражданин, в значительной степени находится вне сферы правового регулирования нормами жилищного и гражданского законодательства. Указанное обстоятельство нарушает права <ФИО>1 и членов ее семьи, проживающих в жилом помещении, права неопределённого круга лиц, а также затрагивает публичные интересы.
Вселение <ФИО>1 в жилое помещение и проживание в жилом помещении на протяжении длительного времени (с 1991 г.) свидетельствуют о фактическом заключении с истцом договора социального найма на занимаемое жилое помещение. Иные лица требований относительно данного жилого помещения не заявляли.
Таким образом, отсутствие у <ФИО>1 ордера на занятие жилого помещения, само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением, при фактическом вселении в предоставленную квартиру, проживании в ней и исполнении обязанностей нанимателя.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о признании <ФИО>1 и членов ее семьи: <ФИО>2, <ФИО>3 приобретшими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск заместителя прокурора г. Губахи в интересах <ФИО>1, <ФИО>2, <ФИО>3 удовлетворить.
Возложить на Администрацию Губахинского муниципального округа Пермского края обязанность по принятию объекта недвижимости: жилого помещения № в <адрес> в муниципальную собственность.
Признать право пользования <ФИО>1 и членов ее семьи: <ФИО>2, <ФИО>3 жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 14 июня 2023 г.
Судья: С.В.Ануфриева