Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-68/2023 от 05.07.2023

№ 12-68/2023

УИД 44RS0028-01-2023-001055-88

РЕШЕНИЕ

г. Кострома                                                                                  21 августа 2023 года

Судья Костромского районного суда Костромской области Еськова А.В.,

с участием привлеченного к административной ответственности лица - Журавлева Н.А.,

главного государственного инспектора Костромского и Красносельского районов по пожарному надзору ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Журавлева Николая Александровича на постановление главного государственного инспектора Костромского и Красносельского районов по пожарному надзору ФИО2 от 17 мая 2023 года, которым

глава Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Журавлев Николай Александрович, ДДММГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: (адрес),

привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения,

с ходатайством о восстановлении процессуального срока для подачи жалобы,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора Костромского и Красносельского районов по пожарному надзору ФИО2 от 17 мая 2023 года глава Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Журавлев Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Согласно постановлению № 0043 от 17 мая 2023 г. глава Минского сельского поселения Журавлев Н.А. 7 апреля 2023 года в 00:01 часов не предоставил в территориальный орган надзорной деятельности и профилактической работы Костромского и Красносельского районов УНД и ПР Главного управления МЧС России по Костромской области, утвержденный паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров: м. Козловы горы Минского с/п Костромского муниципального района, что является нарушением п. 418 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 года.

Не согласившись с указанным постановлением, Журавлев Н.А. обратился с жалобой в суд, в которой просил восстановить срок для подачи жалобы, постановление отменить. В обоснование ходатайства о восстановлении срока указывает, что получил копию постановления 17 мая 2023 года, однако в связи с неправильным определением подсудности, административное исковое заявление о признании незаконным постановления было ошибочно направлено в Димитровский районный суд г. Костромы. В жалобе на постановление указал, что причины невозможности предоставления паспорта населенного пункта в ходе рассмотрения дела были указаны. Так, в силу п. 7.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 9.1 ст. 7 Устава муниципального образования Костромского муниципального района обязанность обеспечивать первичные меры пожарной безопасности за пределами населенных пунктов в границах муниципального района обязаны органы местного самоуправления района. Границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, являющейся составной частью правил землепользования и застройки. ПЗЗ минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области сведения о местоположении границ населенного пункта м. Козловы горы не содержат, равно как не содержит и орган регистрации. Решение уполномоченного органа об установлении границ указанного населенного пункта не принято. В связи с чем утверждение паспорта населенного пункта м. Козловы горы органом местного самоуправления поселения возможно лишь после принятия решения уполномоченным органом об установлении границ населенного пункта.

В судебном заседании Журавлев Н.А. доводы жалобы и ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока поддержал. Пояснил, что копия постановления была получена им в день вынесения. Ему был разъяснен только срок подачи жалобы. В каком порядке нужно было писать жалобу, ему не разъяснили. Жалобу составлял юрист. Первоначально она была направлена в Димитровский районный суд г. Костромы, который в своем определении указал, что жалоба подлежит рассмотрению Костромским районным судом. В связи с чем она была направлена в Костромской районный суд Костромской области с нарушением предусмотренного законом срока. С вынесенным постановлением он не согласен по той причине, что полномочия по обеспечению пожарной безопасности возлагаются на органы местного самоуправления в сельском поселении только в границах населенных пунктов. Между тем, из ответа администрации Костромского муниципального района и Росреестра следует, что границы м. Козловы горы не установлены. В связи с чем в данном случае полномочия в силу закона возложены на администрацию района.

Главный государственный инспектор Костромского и Красносельского районов по пожарному надзору Кузнецов А.О. полагал, что вынесенное им постановление законно и обоснованно, поскольку указанный населенный пункт относится к Минскому сельскому поселению. Оснований привлекать к административной ответственности иное лицо у него не имелось. Разрешение вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы оставил на усмотрение суда.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока на обжалование, и данный вопрос решается судьей в каждом случае с учетом обстоятельств дела.

Как следует из текста ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы, пояснений Журавлева Н.А., данных в ходе судебного разбирательства, уважительность причин пропуска срока на подачу жалобы объясняется тем, что первоначально постановление было обжаловано в порядке административного судопроизводства в Димитровский районный суд г. Костромы.

Разрешая вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы судья исходит из того, что привлеченным к административной ответственности лицом жалоба, поименованная, как административное исковое заявление, действительно была подана в Димитровский районный суд г. Костромы в установленный законом 10-дневный срок, что подтверждается представленной по запросу суда копией конверта.

Жалоба была подана в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, а не в порядке КоАП РФ. Судьей Димитровского районного суда указанная жалоба (административное исковое заявление) возвращена в связи с нарушением правил подсудности при подаче. При этом не разъяснено на необходимость обжалования постановления именно в порядке КоАП РФ. Между тем, из содержания жалобы (административного искового заявления) следует, что обжалуется именно само постановление, а не действия должностного лица, вынесшего это постановление.

После получения 14 июня 2023 года копии определения о возврате административного искового заявления, Журавлев Н.А. 19 июня 2023 года направил жалобу в Костромской районный суд Костромской области.

При изложенных обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что правом на обжалование постановления в установленный законом срок Журавлев Н.А. воспользовался. Подача жалобы в порядке административного судопроизводства в данном случае не может лишать его права на предусмотренную законом возможность восстановить пропущенный процессуальный срок. В самом обжалуемом постановлении порядок подачи жалобы подробно не расписан - указан только срок, в течение которого можно подать жалобу, а также то, что ее можно подать вышестоящему должностному лицу либо в суд по мессу регистрации, ссылок на нормы закона не имеется, что свидетельствует о том, что привлеченное к административной ответственности лицо могло заблуждаться относительно того, в каком порядке необходимо обжаловать постановление в случае несогласия с ним.

При изложенных обстоятельствах судья признает причины пропуска срока на обжалование уважительными и восстанавливает пропущенный на подачу жалобы срок.

В ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Объектом данного административного правонарушения выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий.

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» (далее по тексту - ФЗ № 69) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, т.е. состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В силу ч. 1 ст. 2 ФЗ № 69 законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральных территорий, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16 сентября 2020 года (далее по тексту - ППР), установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с п. 414 ППР паспорт населенного пункта и паспорт территории составляются к началу пожароопасного сезона на каждый населенный пункт, подверженный угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также на территорию организации отдыха детей и их оздоровления, территорию садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, по формам согласно приложениям N 8 и 9.

Согласно п. 418 ППР паспорт населенного пункта и паспорт территории оформляются в 3 экземплярах в течение 15 дней со дня принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечень территорий, подверженных угрозе лесных пожаров.

Орган местного самоуправления (орган государственной власти субъекта Российской Федерации), руководитель организации отдыха детей и их оздоровления, председатель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, утвердившие паспорт населенного пункта и паспорт территории, в течение 3 дней со дня утверждения паспорта населенного пункта и паспорта территории представляют по одному экземпляру паспорта населенного пункта и паспорта территории в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования (субъекта Российской Федерации), структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных пожаров на территории Костромской области утвержден Постановлением Администрации Костромской области от 20 марта 2023 года № 88-а «О перечнях населенных пунктов, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров», где в п. 143 указано м. Козловы горы Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.

В ст. 19 ФЗ № 69 предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 131) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в числе прочего, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131 Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

В силу ст. 38 ФЗ № 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, орган местного самоуправления поселения должен был в течение 15 дней со дня принятия Постановления Администрации Костромской области от 20 марта 2023 года № 88-а «О перечнях населенных пунктов, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров» оформить и в течение 3 дней после утверждения направить в территориальный отдел надзорной деятельности и профилактической работы Костромского и Красносельского районов паспорт населенного пункта м. Козловы горы Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.

Отсутствие в Правилах землепользования и застройки Минского сельского поселения Костромского района Костромской области описания границ данного населенного пункта в данном случае не является препятствием для привлечения виновного лица к административной ответственности, поскольку оснований сомневаться, что данный населенный пункт входит в границы Минского сельского поселения, не имеется.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что привлечение должностного лица - главы администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Журавлева Н.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требования пожарной безопасности основано на законе.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № 43 от 5 мая 2023 года, сообщением Комитета имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района Костромской области от 26 мая 2023 года.

Порядок и срок привлечения к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1 - 4.4 КоАП РФ, назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить главе Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Журавлеву Николаю Александровичу пропущенный процессуальный срок для подачи жалобы на постановление главного государственного инспектора Костромского и Красносельского районов по пожарному надзору ФИО2 от 17 мая 2023 года.

Постановление главного государственного инспектора Костромского и Красносельского районов по пожарному надзору Кузнецова А.О. № 0043 от 17 мая 2023 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ главы Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Журавлева Николая Александровича оставить без изменений, жалобу Журавлева Н.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи жалобы через Костромской районный суд Костромской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                                                            А.В.Еськова

12-68/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Журавлев Николай Александрович
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Еськова Анастасия Владленовна
Статьи

ст.20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
kostromskoy--kst.sudrf.ru
05.07.2023Материалы переданы в производство судье
04.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Судебное заседание
22.08.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
08.09.2023Вступило в законную силу
11.09.2023Дело оформлено
18.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее