Дело № 2-670/2023
УИД: 18RS0024-01-2023-000612-48
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 августа 2023 года <адрес>
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Старковой А.С.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, обязании заключить договор социального найма жилого помещения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГгш. Сарапульским сельскохозяйственным колледжем, где истец непродолжительное время осуществлял трудовую деятельность, и на основании ордера было предоставлено на праве проживания жилое помещение, состоящее из двух комнат № и №, расположенное в общежитии № по адресу: УР, <адрес>. В вышеуказанном жилом помещении истец проживает с мая 2002г. После вселения, истцом предпринимались меры направленные на регистрацию по месту жительства. Однако, регистрация была оформлена только временная, поскольку общежитие находилось в аварийном состоянии. В последующем здание общежития было отремонтировано, и в это же время произошла смена нумерации жилых помещений. Занимаемые истцом комнаты № и № были перенумерованы и в настоящее время значатся как <адрес>. После произведенного ремонта истец обращался для оформления регистрации по месту жительства, однако зарегистрирован не был по той причине, что не была закончена процедура передачи <адрес> УР на баланс Администрации МО «<адрес> УР». В марте 2023г. истец обратился в Администрацию МО «<адрес> ЦУР» с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: УР, <адрес> (в т.ч. <адрес>). Однако, в принятии документов истцу было отказано, поскольку представленная копия ордера от 06.05.2002г. содержит повреждения и не позволяет в полном объеме установить личность его обладателя. Копия ордера была предоставлена в ООО «Теплоцентр», где на имя истца открыт лицевой счет по оплате коммунальных платежей. Оригинал ордера был утерян истцом. В архиве БПОУ УР «Сарапульский политехнический колледж» и отделе архивного обеспечения делопроизводства Администрации МО «<адрес> УР» сведений о предоставлении истцу ордера на комнату по вышеуказанному адресу. В настоящее время истец продолжает проживать в спорном жилом помещении. Требований о выселении либо об оспаривании законности проживания в указанном жилом помещении к истцу не предъявляется. В настоящее время указанное жилое помещение относится к муниципальной собственности. Отсутствие договора социального найма в отношении жилого помещения расположенного по адресу: УР, <адрес> 9в т.ч. <адрес>) лишает истца возможности реализовать свои права.
Истец ФИО1 просит:
- признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: УР, <адрес> (в т.ч. <адрес>) на условиях договора социального найма;
- обязать Администрацию МО «<адрес> Удмуртской Республики» заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: УР, <адрес> (в т.ч. <адрес>).
Истец ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, представителя в суд не направил. В адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии.
В судебное заседание Администрация муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» явку своего представителя не обеспечили, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и письменный отзыв, сводящийся к тому, что возражений по иску Администрация не имеет.
Информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Сарапульского районного суда – www. sarapulskyrs.udm@sudrf.ru.
Суд, согласно ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что служебные жилые помещения, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус служебных в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Гражданину, фактически пользовавшемуся служебным жилым помещением и проживавшему в нем в силу статьи 7 указанного выше Вводного закона, не может быть отказано в заключении договора социального найма. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно части 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В силу положений части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Исходя из содержания приведенных правовых норм реализация уполномоченным органом права на исключение дома из специализированного жилищного фонда с отнесением его к жилищному фонду социального использования является основанием для применения к жилым помещениям правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
После снятия с жилого дома статуса служебного с проживающими в нем гражданами заключается договор социального найма на те жилые помещения, которые ранее находились у них в пользовании на основании договора служебного найма.
При этом отсутствие договора социального найма не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Исходя из содержания приведенных правовых норм реализация уполномоченным органом права на исключение квартиры из специализированного жилищного фонда является основанием для применения к жилому помещению правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Факт принятия уполномоченным органом решения об исключении из реестра служебных жилых помещений спорной квартиры предполагает изменение статуса спорного жилого помещения, к которому в силу закона подлежит применению правовой режим договора жилья, используемого на условиях социального найма.
В связи с этим с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу принятия соответствующего решения, должен быть заключен договор социального найма независимо от того, признаны эти граждане нуждающимися в жилых помещениях или нет.
Как следует из материалов дела, по адресу: УР, <адрес>, расположена комната № (в т.ч. №), с кадастровым номером 18:18:072012:374. Правообладателем является Муниципальное образование «<адрес> УР», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.08.2023г. №КУВИ-001/2023-175588558.
Из представленной истцом копии ордера следует, что ФИО1 предоставлена Сарапульским сельскохозяйственным колледжем комнаты № и № по адресу: УР, <адрес>.
Согласно ответа от 31.01.2023г. №-ф Отдела архивного обеспечения и делопроизводства Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» на запрос, в документах архивного фонда Коллекция ордеров на жилые помещения на территории <адрес> за 1965-2001 годы, в документах объединенного архивного фонда Сарапаульского колледжа-совхоза министерства сельского хозяйства и продовольствия за 2002 год сведений о предоставлении ФИО1 ордера на комнату по адресу: <адрес>, ком. 23, не имеется.
Согласно ответа от 03.04.2023г. № БПОУ УР «Сарапульский политехнический колледж» на запрос, документы о предоставлении жилья и копии ордеров на проживание по адресу: <адрес>, на комнаты № отсутствуют.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными выше нормами права, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 обладает правом пользования жилым помещением по вышеуказанному адресу. Исходя из того, что статус служебного жилого помещения спорным жилым помещением утрачен в связи с передачей его в 2022 году в муниципальную собственность. ФИО1 на законных основаниях приобрел право пользования спорным жилым помещением, пользуется жилым помещением в настоящее время, а право пользования истца жилым помещением не оспорено и не прекращено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение было включено в состав муниципального жилищного фонда. При этом заключение договора социального найма с истцом, по своей сути, не порождает новых гражданско-правовых отношений, а предполагает оформление фактически сложившихся правоотношений по пользованию спорным жилым помещением на условиях социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, обязании заключить договор социального найма жилого помещения подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (в т.ч. <адрес>) на условиях договора социального найма.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» заключить с ФИО1, договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (в т.ч. <адрес>).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Сарапульский районный суд.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Старкова А.С.