Дело № 2-524/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2019 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего Стрельцова С.Н.,
при секретаре Мисриевой А.В.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора г. Ельца Бунеева С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ельца в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа г. Елец о возложении обязанности привести автомобильные дороги в соответствие с требованиями государственного стандарта РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Ельца обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа г. Елец, указывая, что 27.02.2019 инспекторами ОГИБДД ОМВД России по г. Ельцу проведено обследование улично-дорожной сети г. Ельца на предмет обеспечения безопасности дорожного движения. При проведении проверки выявлены следующие недостатки:
- по улице Ани Гайтеровой в районе дома №1 имеются дефекты дорожного покрытия, а именно выбоины размером: 1,7 м. по длине, 1,8 м. по ширине и 0,09 м. по глубине; 0,8 м. по длине, 0,6 м. по ширине и 0,06 м. по глубине; 0,8 м. по длине, 0,6 м. по ширине и 0,06 м. по глубине; на пешеходном переходе отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1;
- по улице 9-го Декабря в районе дома №30 имеется дефект дорожного покрытия, а именно выбоина размером: 1,6 м. по длине, 1,1 м. по ширине и 0,14 м. по глубине; на пешеходных переходах отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1;
- по улице Коммунаров в районе дома №125 имеется дефект дорожного покрытия, а именно выбоина размером: 2,4 м. по длине, 0,9 м. по ширине и 0,10 м. по глубине.
Указанное не соответствует требования ГОСТ Р 50597-2017. В связи с изложенным прокурор г. Ельца просил обязать ответчика в срок до 01.07.2019 привести указанные автомобильные дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
В судебном заседании помощник прокурора г. Ельца Бунеев С.П. поддержал исковые требования в полном объеме, ссылаясь на те же доводы.
Представители администрации городского округа г. Елец, третьего лица комитета по коммунальному хозяйству администрации городского округа г. Елец, в судебное заседание не явились. Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, не сообщили о причинах неявки своих представителей в судебное заседание, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, каких-либо возражений против иска не заявили.
Суд с учетом мнения представителя истца счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица по представленным доказательствам.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности и в совокупности, суд находит иск прокурора г. Ельца подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В пунктах 5, 6, 8, 10-12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано: элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения; капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу ч.ч. 1, 2, 4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями) к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного- движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 9 и пунктом 14 части 1 статьи 33 Устава городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации предусмотрено, что к вопросам местного значения города Ельца, а именно к компетенции администрации города относятся: - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из анализа вышеприведенных норм следует, что дорожная деятельность по содержанию, ремонту дорог городского округа город Елец относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа город Елец.
Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных норм выявлены следующие недостатки:
- по улице Ани Гайтеровой в районе дома №1 имеются дефекты дорожного покрытия, а именно выбоины размером: 1,7 метров по длине, 1,8 метров по ширине и 0,09 метров по глубине; 0,8 метров по длине, 0,6 метров по ширине и 0,06 метров по глубине; 0,8 метров по длине, 0,6 метров по ширине и 0,06 метров по глубине; на пешеходном переходе отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1;
- по улице 9-го Декабря в районе дома №30 имеется дефект дорожного покрытия, а именно выбоина размером: 1,6 метров по длине, 1,1 метров по ширине и 0,14 метров по глубине; на пешеходных переходах отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1;
- по улице Коммунаров в районе дома №125 имеется дефект дорожного покрытия, а именно выбоина размером: 2,4 метров по длине, 0,9 метров по ширине и 0,10 метров по глубине.
Указанные обстоятельства никем не оспаривались, подтверждаются объяснениями представителя истца, актом обследования.
Таким образом, суд находит установленным и подтвержденным доказательствами то, что участки дорог, указанные в иске, на момент рассмотрения дела не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Содержание дорог города Ельца Липецкой области относится к компетенции ответчика – администрации городского округа г. Елец Липецкой области. Автомобильные дороги местного значения в границах города, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог находятся в муниципальной собственности города Ельца. Эти обстоятельства подтверждаются постановлением администрации г. Ельца от 26.11.2012 № 2800 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ельца» и приложенным перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ельца к нему, Уставом городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации.
На основании изложенного суд находит законным и обоснованным довод прокурора о том, что администрация городского округа г. Елец, являясь собственником автомобильных дорог в г. Ельце, обязана привести их в соответствии с требованиями ГОСТ.
На основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора города Ельца Липецкой области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении конкретного срока для приведения автомобильных дорог в соответствии с требованиями ГОСТ суд исходит из объема работ (количества подлежащих устранению нарушений), погодных и климатических условий для проведения работ, времени вступления решения суда в законную силу. В связи с этим суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 01 июля 2019 года.
Прокурор при подаче иска согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Оснований для взыскания судебных расходов с ответчика нет, поскольку государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлин.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора города Ельца Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец о возложении обязанности привести автомобильные дороги в соответствии с требованиями государственного стандарта Российской Федерации – удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа город Елец в срок до 01 июля 2019 года привести участки дорог в городе Ельце в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно:
- по улице Ани Гайтеровой в районе дома №1 устранить дефекты дорожного покрытия, выбоины размером: 1,7 метров по длине, 1,8 метров по ширине и 0,09 метров по глубине; 0,8 метров по длине, 0,6 метров по ширине и 0,06 метров по глубине; 0,8 метров по длине, 0,6 метров по ширине и 0,06 метров по глубине; на пешеходном переходе нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1;
- по улице 9-го Декабря в районе дома №30 устранить дефект дорожного покрытия, выбоину размером: 1,6 метров по длине, 1,1 метров по ширине и 0,14 метров по глубине; на пешеходных переходах нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1;
- по улице Коммунаров в районе дома №125 устранить дефект дорожного покрытия, а именно выбоину размером: 2,4 метров по длине, 0,9 метров по ширине и 0,10 метров по глубине.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.Н. Стрельцов
В окончательной форме решение изготовлено 01 апреля 2019 года.