Дело № 12-514/2022
УИД: 18RS0002-01-2021-009451-79
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
28 апреля 2022 года г. Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска УР Плеханов А.Н.,
рассмотрев жалобу Черемисина А.С. на постановление по делу об административном правонарушении <номер> от 12.10.2021 г., вынесенное Административной комиссией г. Ижевска, по делу об административном правонарушении по ст. 11.10 Закона УР № 57-РЗ от 13.10.2011 г. «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» в отношении Черемисина А.С., <дата> года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Черемисин А.С. обратился в суд с вышеуказанной жалобой, которую мотивирует тем, что постановление вынесено незаконно и необоснованно, указывает на отсутствие в его действиях состава вмененного правонарушения, в связи с чем просит обжалуемое постановление отменить, производству по делу об административном правонарушении прекратить.
Дело рассмотрено в отсутствие Черемисина А.С., извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В адрес суда представителем Административной комиссии г. Ижевска направлен отзыв на жалобу Черемисина А.С., который приобщен к материалам дела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и отзыва на жалобу, будучи не связанным доводами жалобы и проверяя дело в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 8.1.1 Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных решением Городской думы города Ижевска от 28 июня 2012 года № 308, в целях обеспечения чистоты и порядка на территории города Ижевска физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности запрещается размещение транспортного средства, в том числе брошенного, разукомплектованного, бесхозяйного, и механизмов вне зависимости от времени года на территориях, занятых растительностью, и (или) территориях, определенных Правилами землепользования и застройки города Ижевска и документацией по планировке территорий в качестве зон зеленых насаждений и озеленения, пешеходных дорожках (не являющихся элементами дороги), детских игровых и спортивных площадках, колодцах и камерах систем инженерно-технического обеспечения города.
Статья 11.10 Закона УР № 57-РЗ от 13.10.2011 г. «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» предусматривает административную ответственность за нарушение требований правил благоустройства территорий муниципальных образований в части запрета размещения механических транспортных средств на отдельных территориях, выразившееся в размещении механического транспортного средства на озелененных территориях, пешеходных дорожках (не являющихся элементами дороги), детских игровых и спортивных площадках, колодцах и камерахсистем инженерно-технического обеспечения, расположенных вне дорог, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, за исключением случаев использования транспортных средств в целях выполнения аварийных, строительных, ремонтных работ, а также транспортных средств с установленными специальными световыми и звуковыми сигналами и нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, если эти действия повлекли нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований и влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) механического транспортного средства в размере двух тысяч рублей.
Факт размещения 21.09.2021 в 13.03 часов по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова, 14 на территории занятой (предназначенной) для выращивания растительности, транспортного средства <данные изъяты> г.р.з <данные изъяты>, зафиксирован с применением работающего в автоматическом режиме размещенного в автотранспортном средстве ВАЗ-2123 и движущимся по утвержденному маршруту, специального технического средства «Дозор-МЗ», имеющего функции фото- и киносъемки, видеозаписи, без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, осуществляющего фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений. Собственником (владельцем) транспортного средства является Черемисин А.С., которому и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Проверив доводы Черемисина А.С. об отсутствии события и состава административного правонарушения, руководствуясь нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позицией, выраженной в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, прихожу к выводу о том, что не имеется оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса.
Вместе с тем, частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив в интересах законности в соответствии с положениями указанной нормы дело об административном правонарушении в полном объеме и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 30 Закона УР № 57-РЗ от 13.10.2011 г. «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах полномочий, в том числе административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами Удмуртской Республики.
В силу части 4 ст. 32 Закона УР № 57-РЗ от 13.10.2011 г. «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4 - 7.4, 11.1 - 13.1, 18, 21, 23, 26 настоящего Закона.
В соответствии с частями 5 и 5.1 статьи 29.10 КоАП РФ – постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Единые правила организации работы административных комиссий в муниципальном образовании "Город Ижевск" (далее - Административная комиссия) при производстве по делам об административных правонарушениях и наложении административных наказаний, а также порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях установлены Регламентом организации деятельности административных комиссий в муниципальном образовании "Город Ижевск" (далее - Регламент), утвержденным постановлением Администрации г. Ижевска от 31.10.2013 г. №1337.
В силу пункта 4.1 Регламента, Административная комиссия формируется в составе председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и иных членов комиссии (далее - члены Административной комиссии).
Количественный и персональный состав Административной комиссии утверждается Городской думой города Ижевска (пункт 4.4 Регламента).
Председатель Административной комиссии осуществляет полномочия, среди которых 1) осуществляет руководство деятельностью Административной комиссии и организует ее работу;
2) назначает заседания Административной комиссии;
3) председательствует на заседаниях Административной комиссии;
4) подписывает постановления, определения, представления, принятые на заседаниях Административной комиссии;
5) подписывает протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении;
6) утверждает повестку дня заседания Административной комиссии;
7) планирует работу Административной комиссии;
8) представляет интересы Административной комиссии в отношениях с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;
9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством (пункт 5.1 Регламента).
Заместитель председателя Административной комиссии осуществляет полномочия, предусмотренные пунктом 5.4 настоящего Регламента, а также исполняет обязанности председателя Административной комиссии в случае его отсутствия (пункт 5.2 Регламента).
Иные члены Административной комиссии:
1) участвуют в рассмотрении дела об административном правонарушении;
2) участвуют в голосовании при вынесении постановления или определения по делу об административном правонарушении, а также при принятии Административной комиссией иных решений по вопросам, относящимся к ее компетенции;
3) вносят предложения по рассматриваемому делу об административном правонарушении;
4) выполняют поручения председателя Административной комиссии;
5) осуществляют иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством (пункт 5.4 Регламента).
Формой работы Административной комиссии является заседание (пункт 6.1 Регламента).
Председатель Административной комиссии председательствует на заседании комиссии. В случае отсутствия на заседании Административной комиссии председателя полномочия председательствующего возлагаются на заместителя председателя, а в случае одновременного отсутствия председателя и его заместителя - на одного из ее членов, выбираемого простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании (пункт 6.4 Регламента).
По материалам об административных правонарушениях в области благоустройства территории, совершенных с использованием транспортного средства, либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении оформляется в форме электронного документа по месту нахождения Административной комиссии, в которую поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств. Копия постановления с приложением материалов изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.
В целях направления для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носителе, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме электронного документа, подписанного лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 10.8 Регламента).
Постановление по делу об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании Административной комиссии (пункт 12.6 Регламента).
Состав Административной комиссии г. Ижевска утвержден решением Городской думы города Ижевска от 24.06.2021 г. № 145. Председателем Административной комиссии города Ижевска является Мгои Ф.Б., заместителем председателя Административной комиссии города Ижевска – Сандалова М.В., Леонтьев Д.С. является членом Административной комиссии г. Ижевска.
Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении <номер> от 12.10.2021 г. вынесено Административной комиссией г. Ижевска под председательством члена комиссии Леонтьева Д.С. Им же подписана копия постановления. При этом заместитель председателя Административной комиссии города Ижевска Сандалова М.В. также участвовала в рассмотрении дела в качестве члена комиссии.
Таким образом, рассмотрение дела состоялось с нарушением порядка, под председательством лица, не уполномоченного председательствовать в заседании административной комиссии и подписывать постановление по делу об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении <номер> от 12.10.2021 г., вынесенное Административной комиссией г. Ижевска, нельзя признать принятым с соблюдением требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о разрешении дела в соответствии с законом. Данное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и влечет безусловную отмену вынесенного по настоящему делу постановления.
Как указано в пункте 2 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ, к предмету ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе установление перечня видов административных наказаний и правил их применения.
Системное толкование приведенных выше норм, а также положения части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, позволяют прийти к выводу о том, что срок давности привлечения к административной ответственности по Закону УР № 57-РЗ от 13.10.2011 г. составляет два месяца.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, установленной за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.10 Закона УР 57-РЗ, на момент рассмотрения жалобы истек, что исключает возможность направления дела на новое рассмотрение.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
В соответствии с указанной нормой и пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, когда по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении решение об отмене такого постановления по мотиву допущенных процессуальных нарушений принято за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса.
С учетом того, что на момент рассмотрения судьей районного суда жалобы Черемисина А.С. срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу в отношении Черемисина А.С. - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст.30.6,30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении <номер> от 12.10.2021 г., вынесенное Административной комиссией г. Ижевска по делу об административном правонарушении по ст. 11.10 Закона УР № 57-РЗ от 13.10.2011 г. «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», в отношении Черемисина Антона Сергеевича отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Жалобу Черемисина А.С. удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его вручения или получения через районный суд.
Судья А.Н. Плеханов