Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-39/2022 от 19.05.2022

УИД № 66MS0101-01-2022-000233-36                      Дело № 11-39/2022

Мировой судья Филонова О.В.     Номер дела в суде первой инстанции 2-154//2022

Судебный участок № 3

Мотивированное определение составлено 24.06.2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июня 2022 года                                   город Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Юровой А.А., при секретаре Жернаковой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 к Кадочникову С. А. о взыскании суммы ежемесячного пособия на пользование услугами местной телефонной связи, за исключением беспроводной телефонной связи, излишне выплаченной по вине ответчика,

по апелляционной жалобе истца Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 на решение мирового судьи судебного участка № 3 Асбестовского судебного района Свердловской области Филоновой О.В. от 28.02.2022,

УСТАНОВИЛ:

Истец Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №10 (далее Управление социальной политики №10,) обратился с исковым заявлением к ответчику Кадочинкову С.А. о взыскании суммы ежемесячного пособия на пользование услугами местной телефонной связи, за исключением беспроводной телефонной связи, излишне выплаченной по вине ответчика.

В обоснование исковых требований истец указал, что
Кадочников С.А., как ветеран труда, являлась получателем ежемесячного пособия на пользование услугами местной телефонной связи за исключением беспроводной телефонной связи. В августе 2019 года истцу стало известно, что 15.06.2016 Кадочников С.А. отключил стационарный телефон. В результате несообщения ответчиком о факте отключения стационарного телефона, то есть несообщения сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты ежемесячного пособия, истцу был причинен материальный ущерб в виде переплаты ежемесячного пособия за период с 01.10.2016 по 31.08.2019 в размере 9 183 рубля.

В адрес ответчика было направлено досудебное предупреждение, однако, образовавшаяся переплата не возвращена. Указанную сумму истец просил взыскать с ответчика в свою пользу.

Решением мирового судьи судебного участка № 3 Асбестовского судебного района Свердловской области (далее – мировой судья) от 28.02.2022 исковые требования Управления социальной политики №10 оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным решением, истцом подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение мирового судьи от 28.02.2022, удовлетворив исковые требования истца в полном объеме.

Представитель истца – Управления социальной политики №10 Попова А.А. в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала, просила решение мирового судьи отменить, принять решение об удовлетворении исковых требований.

Ответчик Кадочников С.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление, в котором указал, что не согласен с апелляционной жалобой.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Асбестовского городского суда Свердловской области (www.аsbestovsky.svd.sudrf.ru).

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения сторон о времени и месте рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело при данной явке.

Суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителя истца, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив и исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-0З «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», для ветеранов труда и лиц, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигших возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, устанавливаются меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на пользование услугами местной телефонной связи, за исключением беспроводной телефонной связи, в размере 150 руб.

Как установлено в судебном заседании, Кадочников С.А. как ветеран труда являлся получателем ежемесячного пособия на пользование услугами местной телефонной связи, за исключением беспроводной телефонной связи.

15.09.2016 Кадочников С.А. отключил телефон, о чем истцу стало известно в августе 2019 года в связи с чем, выплата ежемесячного пособия была прекращена.

За период с 01.10.2016 по 31.08.2019 ответчику выплачено ежемесячное пособие на общую сумму 9 183 рубля. Указанную сумму истец считает причиненным ему материальным ущербом, заключающимся в переплате ежемесячного пособия в размере 9 183 рубля по причине недобросовестного поведения получателя пособия, не сообщившего о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплат.

В обоснование заявленных требований, истец ссылался на п. 18 Постановления Правительства Свердловской области от 28.12.2004 № 1178-ПП, указав, что полученный ответчиком общий размер ежемесячного пособия является неосновательным обогащением и подлежит взысканию с ответчика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом, добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.Таким образом, нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, в том числе по законодательству субъекта Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации.

В связи с чем, в пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определено, что поставщики социальных услуг обязаны предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг.

Одним из полномочий органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, является право запрашивать в установленном порядке сведения, материалы и другую информацию, необходимые для принятия решений, по вопросам, входящим в компетенцию территориального органа социальной защиты населения.

Предоставление территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения ветеранам ежемесячных пособий осуществляется в порядке, установленном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом Свердловской области (пункт 2).

В пункте 3 названной статьи возложена на территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения организация и осуществление выплаты ежемесячных пособий кредитными организациями с использованием Единой социальной карты или организациями почтовой связи по заявлению лиц, которым они назначены.

В соответствии с Порядком предоставления ежемесячного пособия на пользование услугами местной телефонной связи, за исключением беспроводной телефонной связи, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года № 1178-ПП, ежемесячное пособие назначается с первого числа месяца подачи заявления и документов, указанных в частях первой и второй пункта 3 настоящего порядка, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта (пункт 10).

Управление социальной политики организует в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, осуществление выплаты ежемесячного пособия через кредитные организации с использованием Единой социальной карты или организации почтовой связи по выбору заявителя (пункт 11).

Управление социальной политики принимает решение о прекращении выплаты ежемесячного пособия в следующих случаях утраты заявителем права на предоставление ежемесячного пособия (пункт 16).

В пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определено, что поставщики социальных услуг обязаны предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг.

Одним из полномочий органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, является право запрашивать в установленном порядке сведения, материалы и другую информацию, необходимые для принятия решений, по вопросам, входящим в компетенцию территориального органа социальной защиты населения.

Исходя из Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12 мая 2012 года № 485-ПП в сфере социальной защиты населения Министерство осуществляет на территории Свердловской области формирование и ведение в пределах компетенции областного регистра категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, проживающих на территории Свердловской области (пункт 8, подп 4,5); формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг в Свердловской области (пункт 9). В сфере государственного управления Министерство осуществляет следующие полномочия: организует и контролирует деятельность управлений социальной политики; главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателя и главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 11, подп.2,4); обеспечивает контроль за расходованием бюджетных средств, сохранностью денежных средств и товарно-материальных ценностей в управлениях социальной политики.

Таким образом, исходя из приведенных норм и Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области, именно на Министерство социальной политики Свердловской области и его структурные подразделения, то есть истца, возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием средств на предоставление льгот, выплату пособия гражданам, имеющим право на социальную поддержку.

При этом, с учетом вышеизложенных положений, именно на истца возложена обязанность по контролю за формированием такого регистра, правом запросить сведения, материалы и другую информацию, необходимые для принятия решений, по вопросам, входящим в компетенцию территориального органа социальной защиты населения, истец длительное время данным правом не воспользовался.

Вопреки доводам жалобы, доказательств недобросовестности ответчика при получении спорного ежемесячного пособия не представлено, в связи с чем, подлежат применению нормы статьи 1109 ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата денежных в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционные жалобы не содержат.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела не допущено.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что решение мирового судьи судебного участка № 3 Асбестовского судебного района Свердловской области Филоновой О.В. от 28.02.2022, надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики № 10 – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 329, 331, 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

    Решение мирового судьи судебного участка № 3 Асбестовского судебного района Свердловской области Филоновой О.В. от 28.02.2022 по гражданскому делу по исковому заявлению Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 к Кадочникову С. А. о взыскании суммы ежемесячного пособия на пользование услугами местной телефонной связи, за исключением беспроводной телефонной связи, излишне выплаченной по вине ответчика – оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья                                     А.А. Юрова

11-39/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управление социальной политики №10 по Свердловской области
Ответчики
Кадочников Сергей Александрович
Суд
Асбестовский городской суд Свердловской области
Судья
Юрова Анастасия Анатольевна
Дело на странице суда
asbestovsky--svd.sudrf.ru
19.05.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
19.05.2022Передача материалов дела судье
19.05.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
17.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2022Дело оформлено
08.07.2022Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее