Судья Каримов С.Р. УИД 16RS0046-01-2023-0011068-59
Дело № 12-3807/2023
Дело № 77-26/2024 (77 – 1492/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
10 января 2024 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Фатхутдинов Р.Р., при секретаре судебного заседания Ашрафзянове Б.Р., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – начальника юридического отдела акционерного общества «ТГК-16» Галимова И.В. (далее по тексту – Галимов И.В., заявитель) на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 октября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении заявителя.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Билалова Д.И., возражавшего против удовлетворения жалобы, судья
У С Т А Н О В И Л :
постановлением № .... заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан ФИО1 от 15 августа 2023 года, оставленным без изменения решением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан ФИО2 от 11 сентября 2023 года, должностное лицо - начальник юридического отдела акционерного общества «ТГК-16» Галимов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанными актами, Галимов И.В. обратился с жалобой в районный суд. Решением судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 октября 2023 года указанные постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан № .... от 15 августа 2023 года и решение руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 11 сентября 2023 года были оставлены без изменения, жалоба заявителя – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, Галимов И.В. просит вынесенное решение судьи районного суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Билалов Д.И., участвующий в судебном заседании, возражал против удовлетворения рассматриваемой жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, ходатайство об отложении судебного заседания не представили.
При таком положении, с учетом правовой позиции, выраженной в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденной Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, дело рассмотрено без их участия.
Изучение материалов дела и проверка доводов жалобы позволило прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Галимова И.В. к административной ответственности) предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 1 статьи 3 вышеназванного Федерального закона N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года установлено, что при закупке товаров работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации; необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учётом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленные сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения должностным лицом антимонопольного органа обжалуемого постановления явилось принятие Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована вышеуказанным Федеральным законом N 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года, решения по делу № .... от 21 октября 2022 года, в соответствии с которым жалоба ООО «ПАСФ «ЦЕНТРСПАС» на действия АО «ТГК-16» при проведении закупки № .... на предмет: «Поддержание в постоянной готовности сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации, обусловленные разливами нефтепродуктов и химических веществ технологического процесса; осуществление аварийно-спасательных работ по локализации чрезвычайных ситуаций в филиале АО «ТГК-16» - «Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)» признана обоснованной, а заказчик - нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Установлено, что извещение о проведении указанной закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации http://www.zakupki.gov.ru 31 августа 2022 года. Начальная (максимальная) цена контракта – 2400000,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона № .... от 23 сентября 2022 года на участие в аукционе были поданы и допущены заявки трех участников: ООО «ОДС РТ», ООО «ПАСФ ЦЕНТРСПАС», ООО «РЕГИОНСПАС».
Победителем аукциона был признан участник ООО «ОДС РТ» с ценовым предложением 1788000,00 руб.
В рамках объекта закупки пунктом 1.4 технического задания были определены следующие виды работ:
1.4.1. Поддержание в постоянной готовности привлекаемых сил и средств к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации, обусловленные разливами нефти и нефтепродуктов, серной кислоты, щелочи, водного раствора аммиака, гидразин-гидрата, соляной кислоты.
1.4.2. Контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по локализации и ликвидации ЧС.
1.4.3. Осуществление аварийно-спасательных работ по локализации и для и ликвидации ЧС, требующих применения специального оборудования на опасных производственных объектах Заказчика филиала АО «ТГК-16» - «Нк ТЭЦ (ПТК-1)».|
1.4.4. Проведение профилактического обслуживания (информирование, в том числе с помощью инструктажей) в области защиты персонала Заказчика филиала АО «ТГК-16» - «Нк ТЭЦ (ПТК-1)» от ЧС.
1.4.5. Проведение обучения личного состава НАСФ согласно утвержденным программам курсового обучения. Отработка совместных действий в ходе проведения тактико-специальных учений.
1.4.6. Обеспечение НАСФ Нк ТЭЦ (ПТК-1) наглядными учебными пособиями и методическими материалами по тематике проводимых занятий.
1.4.7. Согласование планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее ПМЛА) на Нк ТЭЦ (ПТК-1), плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на Нк ТЭЦ (ПТК-1).
1.4.8. Согласование Перечня газоопасных работ на мазутном хозяйстве ТЦ Нижнекамской ТЭЦ (ПТК-1).
1.4.9. Согласование нарядов-допусков на проведение газоопасных работ.
1.4.10. Обеспечение присутствия представителя Исполнителя при проведение неотложных газоопасных работ в темное время суток (ночную рабочую смену).
1.4.11. Регистрация нарядов-допусков на проведение газоопасных работ в журнале регистрации нарядов-допусков на проведение газоопасных работ с присвоением очередного номера.
1.4.12. Обеспечение постоянного присутствия представителя Исполнителя на месте производства газоопасных работ или периодичности осуществления им контроля за ходом проведения газоопасных работ, в случае если это предусмотрено нарядом-допуском на проведение газоопасных работ.
Пунктом 5 требований к содержанию заявок на участие извещения проведении аукциона Заказчиком было установлено требование о предоставлении во второй части заявки копии свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ в части: газоспасательные работы в чрезвычайных ситуациях, работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации (на сухопутной территории - свыше 5000 тонн) выданного отраслевой аттестационной комиссией Минэнерго Российской Федерации.
Вместе с тем, в ходе анализа представленных документов комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан установлено, что участником ООО «ОДС РТ» на этапе участия в аукционе в составе заявки были представлены одни из следующих документов:
- свидетельство № .... от 10 декабря 2021 года об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с максимальным объемом разлива нефти и нефтепродуктов 100 тонн;
- свидетельство № .... от 24 августа 2021 года об аттестации ООО «Спасатель» на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с максимальным объемом разлива нефти и нефтепродуктов тонн свыше 5000 тонн;
- соглашение о сотрудничестве в решении вопросов по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территориях Ульяновской области и Республики Татарстан между ООО «ОДС РТ» и ООО «Спасатель» от 1 июля 2019 года;
- письмо-разъяснение № 05-4694 Министерства энергетики Российской Федерации от 8 августа 2022 года, указывающее на то, что на основании пункта 2 статьи 5 ФЗ N 151 и Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № .... от 31 декабря 2020 года, работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, отнесены к видам аварийно-спасательных работ без конкретизации количественных характеристик о максимальном объеме разлива нефти и нефтепродуктов.
Между тем, ООО «ОДС РТ», признанное победителем закупки и имеющее аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с максимальным объемом разлива нефти и нефтепродуктов 100 тонн, не соответствует требованиям извещения и аукционной документации.
В целях проверки правомерности осуществления аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с максимальным объемом разлива нефти и нефтепродуктов свыше 5000 тонн при предоставлении свидетельства на осуществление указанных видов работ с объемом разлива нефти и нефтепродуктов 100 тонн, Комиссией был объявлен перерыв заседания Комиссии для направления соответствующего запроса информации в Министерство энергетики Российской Федерации.
Из письма № .... Министерства энергетики Российской Федерации от 19 октября 2022 года следует, что на момент проверки соответствия ПАСФ ООО «ОДС РТ» рабочей групп ОАК ТЭК № .... было установлено, что ПАСФ организации оснащено в соответствии с Требованиями к оснащению необходимым и достаточным количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов материалов для проведения ЛРН с максимальным объемом разлива нефти нефтепродуктов 100 тонн.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» от 31 декабря 2023 года определено, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» установлено, что работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, относятся к видам аварийно-спасательных работ.
При этом количественные характеристики о максимальном объеме разлива нефти и нефтепродуктов, к ликвидации которого допускаются аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования (далее - АСС (Ф)), определяются, исходя из соответствия оснащенности таких АСС (Ф) минимальным нормам оснащения АСС (Ф) специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, установленным требованиями к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 года № 2124.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона N 151 все АСС (Ф) подлежат аттестации, порядок проведения которой определен Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 109.
Согласно Положению АСС (Ф) на основании соответствующего заявления и представленных документов, предусмотренных Положением, проходят аттестацию на право ведения АСР, в рамках проведения которой определяется соответствие АСС (Ф) обязательным требованиям, установленным Положением, и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на них в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 9 и подпункта «а» пункта 10 Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России от 20 февраля 2013 года № 102, аттестационные комиссии силами создаваемых ими рабочих групп обязаны проводить проверки соответствия аттестуемых АСС (Ф) обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации, установленным пунктами 12 и 22 Положения, и определять их готовность к выполнению задач, возложенных на АСС (Ф) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - проверка соответствия). В частности, в рамках аттестации АСС (Ф) на право ведения ЛРН проводится проверка соответствия АСС (Ф) Требованиям к оснащению.
В подтверждение изложенного, Министерством был представлен акт проверки соответствия от 8 декабря 2021 года, в соответствии с которым ПАСФ ООО «ОДС РТ» ОАК ТЭК .... было принято решение аттестовать ПАСФ организации в том числе на право ведения ЛРН с максимальным объемом разлива нефти и нефтепродуктов по 100 тонн соответственно на суше и на поверхности водных объектов, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, в следовало из выписки из протокола заседания ОАК ТЭК № 16/2-1 № .... от 10 декабря 2021 года.
Таким образом, ведомством был подтвержден факт возможности выполнения ООО «ОДС РТ» газоспасательных работ, аварийно-спасательных работ ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с максимальным объемом разлива нефти и нефтепродуктов 100 тонн, что не соответствовало условиям технического задания.
Привлекая Галимова И.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа пришло к выводу, что из положений вышеуказанных пунктов извещения и аукционной документации следовало требование о наличии у потенциальных участников разрешительных документов на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с максимальным объемом разлива нефти и нефти и нефтепродукта, локализацию и ликвидацию которых может осуществлять пожарно-спасательные формирования на сухопутной территории свыше 5000 тонн.
Как следует из представленных материалов дела, вышеназванные обстоятельства полностью подтверждаются собранными по делу доказательствами в совокупности, а именно: протоколом об административном правонарушении № .... от 1 августа 2023 года, составленным в отношении Галимова И.В. по части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ; постановлением № .... должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан об административном правонарушении от 15 августа 2023 года, вынесенного в отношении Галимова И.В. по части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ; решением № .... вышестоящего должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 11 сентября 2023 года, вынесенного в отношении Галимова И.В. по части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ; телефонограммами; жалобой Галимова И.В. на вышеуказанное постановление должностного лица от 1 сентября 2023 года в адрес вышестоящего должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан; отчетами об отслеживании почтовых отправлений; уведомлениями о составлении протокола об административном правонарушении; определением о возвращении протокола об административном правонарушении от 7 июня 2023 года; копией адресной справки в отношении Галимова И.В.; протоколом об административном правонарушении № .... от 29 мая 2023 года, составленным в отношении Галимова И.В. по части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ; письменными объяснениями генерального директора АО «ТГК-16» от 13 декабря 2023 года; копиями приказом АО «ТГК-16»; должностной инструкцией заместителя Генерального директора – технического директора АО «ТГК-16»; решением по делу № .... Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 октября 2022 года; и другими материалами дела, достоверность и допустимость которых как доказательств, сомнений не вызывает.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Галимова И.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так в силу требований статьи 26.1 указанного Кодекса установлены наличие события административного правонарушения, должностное лицо учреждения, допустившее нарушение условий, о соблюдении требований закона N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Действия Галимова И.В. правильно квалифицированы по части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства о закупках товаров.
Галимову И.В. назначено административное наказание, предусмотренное санкцией части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Доводы заявителя о невиновности и незаконном привлечении его к административной ответственности по части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ в связи с тем, что в его действиях отсутствует состав указанного административного правонарушения, так как им противоправные действия не совершены, материалами дела вина в совершении данного правонарушения не доказана, в ходе производства по делу об административном правонарушении должностными лицами административного органа нарушены требования действующих нормативно-правовых актов, доказательства получены с нарушением требований закона, при рассмотрении дела судьей районного суда не приняты во внимание все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка имеющимся доказательствам и представленным доводам, являются необоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и неверной трактовке фактических обстоятельств произошедшего события.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Анализ представленных материалов дела в совокупности позволяет сделать вывод о том, что Галимов И.В., будучи должностным лицом, не принял все зависящие от него меры для соблюдения требований федерального законодательства в области соблюдении требований законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, поэтому его противоправные действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Как видно из материалов дела, при производстве по делу об административном правонарушении все процессуальные действия должностными лицами административного органа совершались с соблюдением требований действующих нормативных актов и в рамках полномочий, установленных законом.
Доводы, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки в суде первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судьей районного суда оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов судьи, и направлены на иную оценку представленных в материалы дела доказательств.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и не может служить основанием для отмены вынесенных по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 октября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника юридического отдела акционерного общества «ТГК-16» Галимова И.В. оставить без изменения, жалобу должностного лица – начальника юридического отдела акционерного общества «ТГК-16» Галимова И.В. – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 КоАП РФ.
Судья Р.Р. Фатхутдинов