Дело №2-539/2023
УИД: 91RS0009-01-2023-000039-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2023 года г. Евпатория
Евпаторийский городской суд в составе:
председательствующего – судьи Слободюка Е.В.,
при секретаре – Полиш Д.Д.,
при участии:
представителя истца - Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. ФИО8,
ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> к ФИО2, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора: Администрации <адрес>, ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в РК" о взыскании излишне выплаченных сумм государственной социальной помощи, -
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> (далее – истец, Департамент) обратился в Евпаторийский городской суд с иском к ФИО2 (далее – ответчик) о взыскании излишне выплаченных сумм государственной социальной помощи в размере 202 873, 98 руб., судебных расходов в размере 346, 96 руб.
Исковые требования, мотивированы тем, что Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым является отраслевым органом администрации, созданным для реализации отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти Республики Крым в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан. ФИО2, состоит на учете в Департаменте по льготным категориям «Многодетная семья», «Малоимущая семья». Состав семьи ответчика составляет 5 человек. Совместно с ФИО2 зарегистрированы и проживают: муж, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дети: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО2 обратилась в Департамент с заявлениями, в том числе, в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» о назначении мер социальной поддержки: Государственной социальной помощи в виде социального пособия (ГСП) ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Однако, при подаче заявлений на назначение Государственной социальной помощи ответчик ФИО2 не указала, что имеет доходы в виде процентов по банковскому вкладу. При очередном обращении ответчика за назначением Государственной социальной помощи ДД.ММ.ГГГГ специалистом Департамента в порядке электронного межведомственного взаимодействия ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в Федеральную налоговую службу к сервису «Запрос о суммах выплаченных ФЛ процентов по вкладам». Согласно поступившему ответу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 начислена сумма процентов по вкладу в РНКБ Банк (ПАО) за 2021 год в размере 15 462,68 руб. Таким образом, на момент обращения ФИО2 с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ за назначением государственной социальной помощи в виде социального пособия ответчик имела доходы в виде процентов по банковскому вкладу, которые не были учтены при расчете ГСП. В связи с тем, что ответчик предоставила недостоверные сведения о доходах, Департаментом ДД.ММ.ГГГГ приняты решения о прекращении назначения и выплаты Государственной социальной помощи (ГСП) с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также о прекращении назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба с ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая изложенное, истец отмечает, что для назначения мер социальной поддержки ФИО2 законные основания отсутствовали согласно пункту 40 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно Справке-расчету ГКУ «Центр социальных выплат» от ДД.ММ.ГГГГ № Ответчик ФИО2 получила из бюджета Республики Крым денежные средства в виде государственной социальной помощи (ГСП) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 202 873,98 рублей. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направлено уведомление исх. № на возврат излишне полученных денежных средств в добровольном порядке, которое возвращено отправителю ФГУП «Почта России» в связи с истечением срока хранения. Департаментом на приеме ДД.ММ.ГГГГ уведомление ФИО2 было вручено нарочно, что подтверждается подписью ответчика в уведомлении. Однако, до настоящего времени сумму переплаты ответчик в добровольном порядке не погасила, что и стало основанием для обращения в суд с настоящим иском.
ДД.ММ.ГГГГ от ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в РК" в материалы дела поступили письменные пояснения, в которых Центр социальных выплат указывает на то, что выплата пособия в размере, установленном решением о назначении пособия, осуществляется Государственным казенным учреждением Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>». На основании Реестра ГКУ РК «Центр социальных выплат» произведен расчет излишне выплаченных сумм МСП «Государственная социальная помощь (ГСП) — ежемесячно» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 202 873,98 рублей, что подтверждает справка-расчет от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, излишне выплаченная ФИО2 мера социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила в размере 202 873,98 рублей, чем причинен значительный ущерб бюджету Республики Крым. На основании изложенного, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик относительно исковых требований возражал, указывая на то, что не оспаривает тот факт, что не отобразила в заявлении о предоставлении социальных выплат о наличии банковского вклада, однако сделала это не преднамеренно, а в силу отсутствия специальных познаний относительно правильности и полноты отображения всех сведений о доходах семьи.
ГКУ Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени, дате и месте рассмотрения настоящего дела извещено надлежащим образом, в письменных пояснениях представитель ГКУ просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.
Администрация <адрес> явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени, дате и месте рассмотрения настоящего дела извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся ответчиков и представителей третьего лица.
Выслушав сторон, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы гражданского дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, утвержденного Решением Евпаторийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N 2-15/11, Департамент является юридическим лицом, входит в структуру администрации и является отраслевым органом администрации, созданным для реализации органами местного самоуправления городского округа в установленном порядке отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти Республики Крым, и отдельных государственных полномочий Республики Крым в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан.
В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О некоторых вопросах деятельности Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в <адрес>» и Уставом, предметом деятельности ГКУ РК «Центр социальных выплат» является предоставление гражданам государственных услуг и участие в предоставлении государственных услуг в части перечисления социальных выплат гражданам. Указанные полномочия по перечислению социальных выплат ГКУ РК «Центр социальных выплат» осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам и малоимущим семьям в <адрес> устанавливает Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в <адрес>» (далее - Закон Республики Крым №-ЗРК/2014).
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Крым №-ЗРК/2014 с целью определения особенностей правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной поддержки малоимущим одиноко проживающим гражданам и малоимущим семьям, проживающим на территории Республики Крым, Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, который устанавливает правила назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия (далее - Порядок от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно статьям 1 и 2 Закона Республики Крым №-ЗРК/2014 и пункту 2 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № Государственная социальная помощь в виде социального пособия (далее - пособие) назначается и выплачивается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в <адрес>.
Статьей 6 Закона Республики Крым №-ЗРК/2014 и пунктом 5 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что пособие назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания в <адрес> малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Государственная социальная помощь назначается с первого числа месяца обращения за ней и назначается на период, не превышающий шести месяцев (статьи 4 и 6 Закона Республики Крым №-ЗРК/2014).
Согласно 6 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № пособие назначается на основании заявления гражданина, составленного по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан), или от имени своей семьи (для малоимущей семьи), или опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина, поданного в орган социальной защиты населения.
Пунктом 9 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы:
- копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым; документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период;
- документ медицинской организации, подтверждающий прохождение лечения продолжительностью более двух месяцев подряд.
Согласно п. 17 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявления и представленных документов органом социальной зашиты населения определяется среднедушевой доход малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления пособия.
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Крым №-ЗРК/2014 расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина определяется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Порядок определения величины прожиточного минимума получателей государственной социальной помощи устанавливается Советом министров Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым "О прожиточном минимуме в <адрес>" и с учетом величины прожиточного минимума, установленного для соответствующих социально-демографических групп населения в <адрес>.
В доход членов малоимущей семьи и доход малоимущего одиноко проживающего гражданина включаются виды доходов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" (п. 17 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно пп. ж п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе, проценты по банковским вкладам.
Как следует из материалов дела, ФИО2, состоит на учете в Департаменте по льготным категориям «Многодетная семья», «Малоимущая семья».
Состав семьи ответчика составляет 5 человек. Совместно с ФИО2 зарегистрированы и проживают: муж, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дети: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ФИО2 обратилась в Департамент с заявлениями, в том числе, в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» о назначении мер социальной поддержки: Государственной социальной помощи в виде социального пособия (ГСП) ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-23), ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-29), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-33).
Однако, при подаче заявлений на назначение Государственной социальной помощи Ответчик ФИО2 не указала, что имеет доходы в виде процентов по банковскому вкладу, что также не спаривается ответчиком.
Так, при заполнении заявлений о назначении ГСП ФИО2 предоставила справки о доходах за три месяца, предшествующих месяцу обращения, включающие заработную плату ответчика и ее мужа.
В заявлениях в основных источниках дохода ответчик указала заработную плату, пособие по временной нетрудоспособности, пособия и компенсации семьям, имеющих детей.
В пункте 1 заявления в строке 13 «Проценты по банковским вкладам» поставлен прочерк либо ничего не указано (л.д. 17 оборот, 30 оборот).
ФИО2 в заявлениях подтвердила, что других источников дохода у нее не имеется и гарантировала достоверность предоставленных сведений (пункт 1 заявления после таблицы доходов.)
Ответчик поставлена в известность истцом о том, что орган социальной защиты населения имеет право проверить достоверность предоставленных заявителем сведений о составе и доходах семьи (пункт 2 заявления).
В случае выявления недостоверных сведений полученную сумму государственной социальной помощи в виде социального пособия ФИО2 обязалась возместить в полном объеме (пункт 3 заявления), о чем в заявлениях стоит подпись ответчика.
На основании заявлений на ГСП от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом произведен расчет доходов семьи ФИО2 включающий заработную плату, ежемесячное пособие на ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, ЕДВ, компенсационные выплаты, денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий (л.д. 23, 28 оборот, 33 оборот приложения).
По результатам расчета доходов ФИО2 назначены меры социальной поддержки для малоимущих семей в виде Государственной социальной помощи (ГСП) (л.д 23 оборот, 29, 34 приложения):
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 378,03 рублей;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 956,74 рублей;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 477,56 рублей.
Выплата мер социальной поддержки ответчику производилась своевременно, задолженности перед получателем не было.
При очередном обращении ответчика за назначением Государственной социальной помощи ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35), специалистом Департамента в порядке электронного межведомственного взаимодействия ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в Федеральную налоговую службу к сервису «Запрос о суммах выплаченных ФЛ процентов по вкладам» (л.д. 36).
Согласно поступившему ответу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 начислена сумма процентов по вкладу в РНКБ Банк (ПАО) за 2021 год в размере 15 462,68 руб.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, а также не оспаривается ответчиком, что на момент обращения ФИО2 с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ за назначением государственной социальной помощи в виде социального пособия, ответчик имела доходы в виде процентов по банковскому вкладу, которые не были учтены при расчете ГСП.
В связи с тем, что ответчик предоставила недостоверные сведения о доходах, Департаментом приняты решения ДД.ММ.ГГГГ о прекращении назначения и выплаты Государственной социальной помощи (ГСП) с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также о прекращении назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-40).
Согласно ст. 10 Закона Республики Крым №-ЗРК/2014 и пункта 40 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных получателем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что для назначения мер социальной поддержки ФИО2, в указанном выше размере, законные основания отсутствовали согласно пункту 40 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку наличие иных доходов повлекло увеличение дохода семьи ответчика, ввиду чего размер социальной помощи был бы начислен в меньшем размере.
Согласно п. 7 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № заявители несут ответственность за достоверность и полноту информации, содержащейся в представляемых документах и сведениях, являющихся основанием для назначения пособий.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок взыскания и списания излишне выплаченных сумм социальных выплат (далее - Порядок №), который регулирует вопросы и предусматривает меры по возмещению излишне выплаченных сумм социальных выплат, мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также иных выплат, осуществляемых при исполнении переданных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения Республики Крым, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджета Республики Крым, назначаемых органами труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым (далее - ОТСЗН). выплата которых осуществлена ОТСЗН и (или) ГКУ РК «Центр социальных выплат».
В соответствии с п.3.2.2 Соглашения об обмене информацией по фактам образования излишне назначенных и выплаченных мер социальной поддержки, заключенным между ГКУ «Центр социальных выплат», Департамент имеет право проводить исковую работу по вопросам возмещения переплат в судебном порядке и привлекать ГКУ «Центр социальных выплат» в качестве третьих лиц (л.д. 46-51).
В соответствии с указанным Порядком, а также на основании Соглашения Департаментом в адрес ГКУ РК «Центр социальных выплат» ДД.ММ.ГГГГ направлен Реестр личных дел, по которым принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки (далее - Реестр).
Согласно указанного Реестра, назначение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения МСП «Государственная социальная помощь (ГСП) - ежемесячно» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 378,03 рублей ежемесячно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10956,74 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 477,56 рублей прекращено по причине «Сокрытие дохода, проценты по банковским вкладам».
Указанная выплата перечислялась ГКУ РК «Центр социальных выплат» на лицевой счет ФИО2, открытый в РНКБ Банк (ПАО).
На основании Реестра ГКУ РК «Центр социальных выплат» произведен расчет излишне выплаченных сумм МСП «Государственная социальная помощь (ГСП) - ежемесячно» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Справке-расчету ГКУ «Центр социальных выплат» от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик ФИО2 получила из бюджета Республики Крым денежные средства в виде государственной социальной помощи (ГСП) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 202 873,98 рублей (л.д. 40-41).
Из материалов дела следует, что ответчику также была выставлена переплата ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, однако в связи с тем, что предоставление недостоверных сведений о доходах (наличие процентов по банковскому вкладу) не повлияло на право получения ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, истцом принято решение о восстановлении данной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 243,62 руб. (л.д. 42).
Таким образом, в связи с тем, что ответчик при подаче заявлений на получение мер социальной поддержки предоставила недостоверные сведения, а именно факт того, что она имеет доходы в виде процентов по банковскому вкладу, истец полагает, что в данном случае произошла переплата денежных средств из бюджета Республики Крым на общую сумму 202 873,98 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в виде Государственной социальной помощи (ГСП).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направлено уведомление исх. № на возврат излишне полученных денежных средств в добровольном порядке, которое возвращено отправителю ФГУП «Почта России» в связи с истечением срока хранения.
Департаментом на приеме ДД.ММ.ГГГГ вручено уведомление ФИО2 на руки, что подтверждается подписью ответчика в уведомлении.
Однако, до настоящего времени сумму переплаты ответчик в добровольном порядке не погасила, что и стало основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Между тем, судом в судебном заседании установлено, что размер переплаты государственной социальной помощи рассчитан истцом с учетом наличия у ответчика дополнительных доходов, при котором право на получение государственной социальной помощи у ответчика отсутствовало.
В тоже время, перерасчет назначенного и выплаченного размера государственной социальной помощи с учетом выявленных доходов, истцом не произведен.
Судом установлено, и не оспаривалось истцом, что среднедушевой доход семьи ответчика с учетом процентов по банковскому вкладу не был существенно увеличен и также давал право семье ответчика на получение государственной социальной помощи только в меньшем размере.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, суд обязал истца представить перерасчет уже назначенного размера государственной социальной помощи с учетом выявленных доходов.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истцом представлен расчет государственной социальной помощи с учетом процентов по банковскому вкладу, а также расчет государственной социальной помощи без учета процентов по банковскому вкладу, по которому произведено назначение и выплата ГСП (л.д. 91-92)
Согласно представленного расчета, переплата назначенной и выплаченной ГСП за периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила - 179,16 рублей;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила - 700,32 рублей;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила - 1 827,48 рублей;
Итого, общая сумма переплаты ГСП составила – 2 706,96 рублей.
Согласно ст. 1102 ГК РФ. лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Толкование ст. 1102 ГК РФ позволяет прийти к выводу о том, что обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии одновременно трех условий:
1) имело место увеличение стоимости собственного имущества приобретателя;
2) приобретение произведено за счет средств другого лица;
3) отсутствие правовых оснований для указанных действий, то есть действия не основаны ни на законе, ни на сделке.
Из приведенного следует, что для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо отсутствие надлежащего правового основания для наступления вышеуказанных имущественных последствий в виде возрастания или сбережения имущества (неосновательное обогащение) на стороне приобретателя за счет потерпевшего, которое означает, что ни условия сделки, ни закон или правовые акты не позволяют обосновать правомерность обогащения.
В настоящем споре под неосновательностью обогащения следует понимать отсутствие правовых оснований для получения ответчиком государственной социальной помощи в обход положений Закона Республики Крым №-ЗРК/2014 и Порядок №.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Согласно п.41 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия от ДД.ММ.ГГГГг. № суммы государственного социального пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения меры социальной поддержки, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предъявляя требование о неосновательном обогащении, истец должен доказать как факт, так и размер неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует и было указанно выше, согласно расчета назначенного размера государственной социальной помощи с учетом выявленных доходов, общая сумма переплаты ГСП составила – 2 706,96 рублей
Доказательств возврата денежных средств ответчиком, в материалы дела не представлены.
Таким образом, истцом были доказаны факт необоснованного перечисления ответчику государственной социальной помощи в размере 2 706,96 рублей, а также отсутствие правовых оснований для такого перечисления, ввиду чего суд приходит к выводу о возникновении неосновательного обогащения ответчика за счет истца.
При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено не установлено намерения передать денежные средства в дар либо с благотворительной целью, а также отсутствие правовых оснований для получения государственной социальной помощи в указанном размере, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и взыскании с ответчика денежных средств в размере 2 706,96 рублей.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенного выше, суд полагает, что основания для взыскания оставшейся суммы исковых требований, в размере 200 167,02 рублей отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу положений статьи 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).
Частью 1 статьи 67 ГПК РФ определено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца и о наличии правовых оснований для их частичного удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Так, исходя из размера заявленных требований - 202 873,96 рублей (100%), размер удовлетворенных требований в размере 2 706,96 рублей будет являться эквивалентом 1,33% от общей суммы.
Таким образом, с учетом частичного удовлетворения исковых требований с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате почтовых отправлений в размере 4,61 руб.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с учетом частичного удовлетворения исковых требований, а также того, что ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 69,54 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> - удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, паспорт 39 14, №, выдан Федеральной миграционной службой ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 900-003, зарегистрированной по адресу: <адрес>), в доход бюджета Республики Крым излишне выплаченные суммы Государственной социальной помощи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 706 (две тысячи семьсот шесть) рублей 96 копеек, с перечислением денежных средств по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по <адрес> (ГКУ РК «Центр социальных выплат», л/с 04752D56700)
ИНН получателя 9102219045
КПП получателя 910201001
Банк получателя: Отделение Республики Крым Банка России/ УФК по <адрес>
БИК 013510002
Номер казначейского счета 03№
ЕКС 40№
КБК 80№
ОКТМО (для платежного поручения) 35000000
Назначение платежа: Возврат средств прошлых лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2.
Взыскать с ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, паспорт 39 14, №, выдан Федеральной миграционной службой ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 900-003, зарегистрированной по адресу: <адрес>) в пользу Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым (ИНН 9110087089, ОГРН 1149102177663, 297412, <адрес>) судебные расходы на почтовое отправление копий искового заявления с приложенными документами в размере 4 (четыре) рубля 61 копейка.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, паспорт 39 14, №, выдан Федеральной миграционной службой ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 900-003, зарегистрированной по адресу: <адрес>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 69 (шестьдесят девять) рублей 54 копейки.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Евпаторийский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Слободюк
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.В. Слободюк