Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2024/2023 ~ М-1266/2023 от 21.04.2023

Дело № 2-2024/2023

УИД 21RS0023-01-2023-001850-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2023 года                                         г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Волковой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Краснове Д.В.,

с участием прокурора Садртдиновой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Чебоксары Чувашской Республики и муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад ----- Созвездие» города Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений законодательства,

    установил:

заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее – администрация г. Чебоксары) и муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад ----- «Созвездие» города Чебоксары Чувашской Республики (далее – МАДОУ «Детский сад ----- «Созвездие» г. Чебоксары) с требованиями о возложении обязанностей:

- на администрацию г. Чебоксары в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование МАДОУ «Детский сад ----- «Созвездие» г. Чебоксары с целью обеспечения автоматической разблокировки и (или) открывания ворот, установленного на проездах и подъездах, автоматического открывания магнитных замков по сигналу системы противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудников, осуществляющим круглосуточную охрану;

- на МАДОУ «Детский сад ----- «Созвездие» г. Чебоксары в течение шести месяцев после осуществления администрацией г. Чебоксары финансирования обеспечить автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, автоматическое открывание магнитных замков по сигналу системы противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником, осуществляющим круглосуточную охрану.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Московского района г. Чебоксары проведена проверка соблюдения антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности объектов образовательных учреждений, в ходе которой в МАДОУ «Детский сад ----- «Созвездие» г. Чебоксары, осуществляющем образовательную деятельность на адресу: адрес выявлены нарушения законодательства об образовании, о пожарной безопасности. По результатам проверки в адрес заведующего МАДОУ «Детский сад ----- «Созвездие» адрес дата внесено представление об устранении нарушений требований антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности объекта образования. В установленный в представлении срок в полном объеме нарушения не устранены, а именно, остались не устраненными нарушений: 1) система противопожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленного на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; 2) не обеспечено автоматическое открывание магнитных замков по сигналу системы противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником, осуществляющим круглосуточную охрану. В ответе на представление содержится, что указанная часть нарушений не устранена в связи с отсутствием финансового обеспечения и для устранения нарушений в управление образования г. Чебоксары направлена служебная записка о выделении денежных средств. Учредителем МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие» г. Чебоксары является муниципальное образование «город Чебоксары – столица Чувашской Республики». Неисполнение обозначенных требований законодательства препятствует обеспечению необходимой степени антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности указанного объекта, а также обеспечению безопасности обучающихся, работников и иных лиц, находящихся в нем. Устранение нарушений законодательства затрагивает права неопределенного круга лиц. Ссылаясь на положения ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, Закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, прокурором заявлены вышеуказанные требования.

Прокурор ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Ответчики администрация г. Чебоксары и МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие» г. Чебоксары, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участие своих представителей не обеспечили, заявлений и ходатайств в адрес суда не направили.

В судебном заседании дата законный представитель ответчика МАДОУ «Детский сад ----- «Созвездие» г. Чебоксары Спиридонова Н.В., занимающая должность заведующей и имеющая право действовать без доверенности от имени юридического лица, изложенные в иске обстоятельства подтвердила. Пояснила, что исполнить требования представления не удалось ввиду отсутствия у образовательного учреждения собственных денежных средств на эти цели. Представила служебные записки в структурные подразделения и учреждения, на которые возложена обязанность осуществлять финансирование образовательного учреждения. В случае выделения денежных средств работы по приведению объекта образования в соответствии с требованиями законодательства будут выполнены в кратчайшее время.

Третьи лица управление образования администрации г. Чебоксары, финансовое управление администрации г. Чебоксары, МБУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных бюджетных образовательных учреждений города Чебоксары», МБУ «Служба инженерно-хозяйственного сопровождения муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений» г. Чебоксары, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике-Чувашии (далее – ГУ МЧС по Чувашской Республике – Чувашии), Управление Росгвардии по Чувашской Республике участие своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. ГУ МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии представлено заявление о рассмотрении дела без участия его представителя.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав прокурора, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ст. 34 Закона о пожарной безопасности).

В силу ст. 37 Закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Закона о пожарной безопасности).

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Положения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (п. 1 ч. 2 ст. 1).

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила № 1479), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно абзацу второму п. 26 Правил № 1479 для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану.

В абзаце четвертом п. 71 Правил № 1479 предусмотрена, что система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

Как следует из материалов дела, МАДОУ «Детский сад -----» адрес (ОГРН -----, ИНН -----) осуществляет деятельность по дошкольному образованию (код 85.11 по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)).

адрес проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение противопожарной безопасности МАДОУ «Детский сад ----- «Созвездие» адрес, и установлено, что на момент проверки дата в корпусе 1 дошкольного образовательного учреждения по адресу: адрес, допущены нарушения требований противопожарной безопасности: (1) система противопожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленного на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники (абзац 4 п. 71 ППР в РФ); (2) магнитные замки эвакуационных выходов не открываются автоматически по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану (абзац 2 п. 26 ППР в РФ); (3) не организовано проведение проверок внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) (абзац 2 п. 48 ППР в РФ), что создает угрозу жизни и здоровью детей дошкольного образовательного учреждения. Выявленные нарушения изложены в справке, составленной дата ст. помощником прокурора Московского района г. Чебоксары Еремеевой Г.З.

По результатам проведенной проверки исполнения федерального законодательства прокуратурой Московского района г. Чебоксары в МАДОУ «Детский сад ----- «Созвездие» адрес дата внесено представление об устранении нарушений требований противопожарной безопасности объекта, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, на объекте защиты. Указано на выявленные нарушения, а именно в случае пожара на объекте, расположенном по адресу осуществления образовательной деятельности: адрес не обеспечивается автоматическая разблокировка и (или) открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники (абз. 4 п. 71 Правил); магнитные замки эвакуационных выходов не открываются автоматически по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану (абз. 2 п. 26 ППР в РФ), не организовано проведение проверок внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) (абз. 2 п. 48 ППР в РФ). Прокурором потребовано принять исчерпывающие меры по устранению нарушений, причин и условий, им способствующих.

По результатам рассмотрения представления прокурора заведующей МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие» г. Чебоксары направлен ответ, в котором указано, что с целью устранения нарушений требований противопожарной безопасности организовано проведение проверок внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения в части водоотдачи 2 раза в год (весной и осенью). В том же ответе сообщено, что установка системы автоматической разблокировки/открывания ворот, установленных при въезде на территорию детского сада, которая обеспечит беспрепятственный проезд пожарной техники, и системы разблокировки магнитных замков на эвакуационных выходвх по сигналу системы противопожарной защиты будет осуществляться по мере поступления денежных средств.

дата заведующей МАДОУ «Детский сад ----- «Созвездие» г. Чебоксары в адрес МБУ «Служба инженерно-хозяйственного сопровождения муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений» адрес на основании представления прокуратуры и постановления Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Чувашской Республике – Чувашии от дата -----, предостережения Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Чувашской Республике – Чувашии от дата ----- направлена служебная записка об оказании содействия в финансировании для установки системы противопожарной защиты в случае пожара, обеспечивающей автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленного на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники и автоматических и установки системы автоматических магнитных замков по сигналу противопожарной защиты здания.

МБУ «Служба инженерно-хозяйственного сопровождения муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений» г. Чебоксары письмом от дата заведующей МАДОУ «Детский сад ----- «Созвездие» г. Чебоксары сообщено, что на дату ответа бюджет г. Чебоксары на 2022 год сформирован, выделение средств на оснащение дошкольного учреждения системой автоматической разблокировки и (или) открывания ворот будет рассмотрено при планировании бюджета г. Чебоксары по отрасли «Образование» на 2023-2025 годы.

Доказательств устранения нарушений законодательства путем обеспечения автоматической разблокировки и (или) открывания ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники (абз. 4 п. 71 Правил), автоматического открывания магнитных замков эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану (абз. 2 п. 26 ППР в РФ), ответчиками не представлено. Факт указанных прокурором нарушений требований пожарной безопасности, не устраненных по результатам рассмотрения представления, ответчиками администрацией г. Чебоксары и МАДОУ «Детский сад № 7 Созвездие» г. Чебоксары не оспорен.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании).

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статьей 28 Закона об образовании предусмотрено, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пункты 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ устанавливают, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно п. 3 ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. То есть собственник, передавая часть своего имущества другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение, сохраняет за собой право собственности на это имущество.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаться этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Пунктом 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию деятельности муниципальных учреждений.

В соответствии с п.п. 1, 7.1, 8, 10, 13, 28 п. 1 ст. 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (принят решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30 ноября 2005 года № 40) (далее – Устав г. Чебоксары) к вопросам местного значение муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета города Чебоксары, утверждение и исполнение бюджета города Чебоксары, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета города Чебоксары; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Чебоксары; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Чебоксары; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Чебоксары; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях города Чебоксары (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях города Чебоксары (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Чувашской Республики), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях города Чебоксары; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения на территории города Чебоксары от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Администрация г. Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики и составляет бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики; управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с порядком, установленным Чебоксарским городским Собранием депутатов; управляет муниципальными учреждениями образования, культуры, социального обеспечения, физкультуры и спорта; осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции в соответствии с действующим законодательством; вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Чувашской Республики (ст. 41, 50 Устава г. Чебоксары).

Согласно ст. 62 Устава г. Чебоксары муниципальное образование город Чебоксары может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления города Чебоксары, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений и не реже 1 раза в год заслушивают отчеты об их деятельности. Органы местного самоуправления города Чебоксары от имени муниципального образования города Чебоксары субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных предприятий и казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном действующим законодательством.

Пунктами 1.5, 5.1 Устава МАДОУ «Детский сад ----- «Созвездие» г. Чебоксары, утвержденного приказом управления образования администрации г. Чебоксары от дата -----, установлено, что его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование адрес – столица Чувашской Республики. Место нахождения и фактический адрес МАДОУ «Детский сад ----- Созвездие» адрес: 428023, Чувашская Республика, адрес Функции и полномочия учредителя по вопросам назначения на должность и освобождения от должности руководителя муниципального учреждения осуществляет администрация адрес; по вопросам управления и распоряжения имуществом – Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, по иным вопросам – управление образования администрации адрес (п.п. 1.5.1, 1.5.2, 1.5.3). Учреждение использует закрепленное за ним имущество и имущество, приобретенное на средства, выделенные ему учредителем, исключительно для осуществления целей и видов деятельности, закрепленных в настоящем уставе (п. 5.7).

В соответствии с Положением об управлении образования администрации города Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 ноября 2013 года № 1203, (далее – Положение об управлении образования) управление образования администрации г. Чебоксары является отраслевым органом администрации города Чебоксары, входит в общую структуру администрации г. Чебоксары и в своей деятельности подотчетно главе администрации г. Чебоксары, осуществляет исполнение функций в целях обеспечения реализации полномочий администрации г. Чебоксары по решению вопросов местного значения в сфере образования. Управление образования администрации г. Чебоксары наделено правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, имеет лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Чувашской Республике, печать с изображением Государственного герба Чувашской Республики и наименованием управления образования, другие необходимые для осуществления своей деятельности штампы и бланки.

В соответствии со п.п. 1.10, 1.11 Положения об управлении образования администрации финансовое обеспечение управления образования администрации г. Чебоксары осуществляется за счет средств бюджета г. Чебоксары, все движимое и недвижимое имущество управления образования находится на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью; на управление образования возложены полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств.

Обозначенным Положением управление образования администрации г. Чебоксары в соответствии с возложенными на него задачами в целях обеспечения реализации полномочий администрации города Чебоксары по решению вопросов местного значения осуществляет функции: составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета (п. 3.1.1); обеспечивает соблюдение образовательными организациями законодательства Российской Федерации, Чувашской Республики и муниципальных правовых актов города Чебоксары в сфере образования, исполнение образовательными организациями государственных образовательных стандартов, в необходимых случаях с выездом в образовательные организации (п. 3.1.2); организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п. 3.1.7); обеспечивает содержание зданий и сооружений образовательных организаций, подведомственных управлению образования, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 3.1.11); создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в образовательных организациях (п. 3.1.12); формирует и утверждает муниципальные задания для муниципальных бюджетных учреждений, находящихся в ведении управления образования, на оказание муниципальных услуг в соответствии с предусмотренными в их уставах основными видами деятельности (п. 3.1.28); осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными учреждения, находящимися в ведении управления образования и контроль за его выполнением; осуществляет в установленном порядке распределения средств, поступающих из бюджета города Чебоксары на финансовое обеспечение образовательной деятельности образовательных организаций, находящихся в ведении управления образования (п. 3.1.32); разрабатывает проекты решений Чебоксарского городского Собрания депутатов, проекты постановлений и распоряжений администрации города Чебоксары в сфере образования (п. 3.1.44); планирует мероприятия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей в образовательных организациях (совместно с учреждениями здравоохранения, Роспотребнадзора, управлением пожарного надзора и др.), и осуществляет контроль за их выполнением (п. 3.1.47); а также принимает участие в профилактике терроризма, в том числе, выполнении требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в пользовании управления образования и учреждений, находящихся в ведении управления образования (п/п. 5 п. 3.1.68).

В ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) дано понятие бюджетных полномочий, под которыми понимаются установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса

В силу ст. 15 БК РФ в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно ч. 3 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

При таком положении на администрацию г. Чебоксары, в структуру которого входит управление образования, возлагаются обязанности по финансированию мероприятий по пожарной безопасности, а на образовательное учреждение – обязанности по проведению работ, связанных с соблюдением норм пожарной безопасности. Следовательно, работы по приведению автоматической установки пожарной сигнализации в соответствии с требованиями законодательства, отвечает целям безопасности учащихся и преподавательского персонала, является одной из мер, направленных на обеспечение безопасности и защиты от пожара и антитеррористической защищенности, и является обязательной в силу закона.

Представленные в дело доказательства подтверждают несоответствие объекта защиты – здания и территории МАДОУ «Детский сад ----- «Созвездие» адрес, расположенного по адресуадрес положениям Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, а именно отсутствуют автоматическая разблокировка и (или) открывание ворот (ограждений), установленных на проездах и подъездах на объект и не обеспечено автоматическое открывание магнитных замков по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану. Установленные нарушения допущены ввиду отсутствия достаточного финансирования МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие» г. Чебоксары на эти цели из средств местного бюджета г. Чебоксары.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

Таким образом, заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, при этом обязанность по приведению объекта защиты в соответствие с требованиями законодательства не означает его буквальное исполнение путем направления сотрудников (работников) МАДОУ «Детский сад ----- Созвездие» адрес на проведение работ.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Невыполнение вышеуказанных противопожарных мероприятий создает угрозу жизни и здоровья малолетних воспитанников (обучающихся), работников образовательного учреждения и иных лиц, влечет нарушение их прав. Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь гибель людей.

Определяя срок для исполнения решения, принимая во внимание значимость необходимости соблюдения требований антитеррористической и пожарной безопасности, суд считает невозможным увеличить срок исполнения обязанности по обеспечению финансирования и проведения работ, находя указанный в исковом заявлении срок исполнения разумным, обоснованным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределённого круга лиц к администрации адрес Республики (ОГРН -----, ИНН -----) и муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад ----- «Созвездие» адрес Республики (ОГРН -----, ИНН -----) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства удовлетворить.

Обязать администрацию города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН -----, ИНН -----) в течение восьми месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад ----- «Созвездие» города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН -----, ИНН -----) финансирование мероприятий по обеспечению системы противопожарной защиты автоматической разблокировкой и (или) открыванием ворот (ограждений), установленных на проездах и подъездах, и автоматическим открыванием магнитных замков по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану.

Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад -----» города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН -----, ИНН -----) в течение шести месяцев с даты финансирования произвести работы по обеспечению системы противопожарной защиты автоматической разблокировкой и (или) открыванием ворот (ограждений), установленных на проездах и подъездах, а также обеспечить объект защиты автоматическим открыванием магнитных замков по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                          Е.Н. Волкова

Мотивированное решение составлено дата.

2-2024/2023 ~ М-1266/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация города Чебоксары
Управление образования г. Чебоксары
МБДОУ "Детский сад №7" г. Чебоксары
Другие
МБУ "Централизованная бухгалтерия муниципальных бюджетных образовательных учреждений города Чебоксары"
Финансовое управление Администрации г. Чебоксары
Главное управление МЧС России по Чувашской Республике
МБУ "Служба Инженерно-Хозяйственного Сопровождения МБ и АОУ Г. Чебоксары"
Управление Росгвардии по Чувашской Республике
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Волкова Елена Николаевна
Дело на странице суда
leninsky--chv.sudrf.ru
21.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2023Передача материалов судье
25.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
28.07.2023Судебное заседание
28.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2023Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
09.11.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
20.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее