именем Российской Федерации
27 марта 2023 года <адрес>
Приволжский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Саморенкова Р.С.,
при секретаре ФИО1,
с участием:
помощника прокурора <адрес> ФИО3
представителя ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №, по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Заволжье муниципального района <адрес> об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Заволжье муниципального района <адрес> об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения Администрацией сельского поселения Заволжье требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В ходе проверки установлено, что общая протяженность водопроводной сети, обеспечивающей водоснабжение домов в сельском поселении Заволжье, составляет 6500 м, в том числе нуждающейся в замене 5200 м. износ водопроводной сети, находящейся в муниципальной собственности сельского поселения Заволжье составляет 80 %.
По выявленным нарушениям прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении.
Согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ № в целях устранения нарушений закона администрацией сельского поселения Заволжье составлена ведомость работ (дефектная ведомость) со схемой водопровода, рассчитан локальный сметный расчет, подготовлен проект «Чистый глоток» для участия в Государственной программе «Поддержка инициатив населения муниципальных образований <адрес>». Следовательно, вышеуказанные нарушения закона до настоящего времени администрацией сельского поселения фактически не устранены.
Таким образом, ответчиком не приняты необходимые меры, направленные на организацию и проведение капитального ремонта водопровода, аварийное состояние которого создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также угрозу причинения вреда имуществу неопределенного круга лиц.
Просит обязать администрацию сельского поселения Заволжье муниципального района <адрес> выполнить капитальный ремонт путем замены ветхой водопроводной сети от <адрес> до <адрес> муниципального района <адрес>, протяженностью 255 метров в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 требования поддержала по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика - администрации сельского поселения Заволжье муниципального района <адрес> –ФИО2, наличие выявленных нарушений признал.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ) урегулированы отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пунктов 1, 4, 10 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений.
Согласно части 1.1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктом 4 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>» за сельскими поселениями закреплены вопросы организации на территориях сельских поселений водоснабжения населения, водоотведения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
Таким образом, в силу приведенных норм закона органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Исходя из содержания пункта 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О разграничении муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального района <адрес>», принятым Самарской Губернской Думой ДД.ММ.ГГГГ, утверждены перечни имущества, подлежащего передаче в собственность сельских поселений, входящих в состав муниципального района <адрес>, из собственности муниципального района <адрес> (далее – Закон от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД).
В соответствии со статьей 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает с момента подписания передаточного акта органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Согласно приложению № к Закону от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД в перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность сельского поселения Заволжье из собственности муниципального района <адрес>, включены объекты водоснабжения и водоотведения.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотренозакономили договором.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «г» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ).
Из содержания части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, а также Устава сельского поселения, следует, что Администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе: по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом; по организации в границах сельского поселения водоснабжения; по защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Суд установил, что в ходе прокурорской проверки, установлена общая протяженность водопроводной сети, обеспечивающей водоснабжение домов в сельском поселении Заволжье, составляет 6500 м, в том числе нуждающейся в замене 5200 м. износ водопроводной сети, находящейся в муниципальной собственности сельского поселения Заволжье составляет 80 %.
По выявленным нарушениям прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении.
Согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ № в целях устранения нарушений закона администрацией сельского поселения Заволжье составлена ведомость работ (дефектная ведомость) со схемой водопровода, рассчитан локальный сметный расчет, подготовлен проект «Чистый глоток» для участия в Государственной программе «Поддержка инициатив населения муниципальных образований <адрес>». Следовательно, вышеуказанные нарушения закона до настоящего времени администрацией сельского поселения фактически не устранены.
Таким образом, ответчиком нарушены требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которые до настоящего времени ответчиком не устранены, что не оспаривается представителем ответчика.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Исходя из анализа указанных норм, учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, оценивая представленные сторонами доказательства в силу требований ст. 67 ГПК РФ, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, установив срок в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который, по мнению суда, является разумным.
Руководствуясь ст.ст.39, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Заволжье муниципального района <адрес> об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении - удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Заволжье муниципального района <адрес> выполнить капитальный ремонт путем замены ветхой водопроводной сети от <адрес> до <адрес> муниципального района <адрес>, протяженностью 255 метров в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Приволжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Р.С. Саморенков