Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-11/2022 от 18.02.2022

Дело № 12-11/2022 (5-12/2022)

УИД № 59MS0094-01-2021-004218-57

Р Е Ш Е Н И Е

                  

пос. Ильинский Пермского края                                                     30 марта 2022 года

Судья Ильинского районного суда Пермского края Троцко Д.Н.,

при секретаре судебного заседания Рудик Е.А., с участием прокурора Чижовой Т.А., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Кутелия М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Ильинского района на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ильинского судебного района Пермского края от 20.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка Ильинского судебного района Пермского края от 20.01.2022 Кутелия М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1. КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб.

В протесте заместитель прокурора Ильинского района поставил вопрос об отмене постановления с прекращением производства по делу мотивируя тем, что распоряжение главы городского округа - главы администрации Ильинского городского округа Красноборова А.И. № 158-276-1.0-01-06 от 11.10.2021 «О проведении плановой документарной/выездной проверки соблюдения земельного законодательства» является незаконным по тем основаниям, что с момента вступления в силу с 01.07.2021 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» плановые проверки в отношении граждан органами муниципального земельного контроля проводиться не могли, в связи с чем проверка в отношении Кутелия М.Н. проведена с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В судебном заседании прокурор Чижова Т.А. по доводам протеста настаивала.

Должностное лицо органа муниципального контроля в судебное заседание не явилось.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Кутелия М.Н. в судебном заседании по доводам протеста согласен, а также пояснил, что с учетом возраста и ранее перенесенного заболевания находился на самоизоляции и уклонился от непосредственного взаимодействия с должностными лицами органа муниципального контроля из опасений заражения инфекционным заболеванием.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Из материалов дела следует и установлено мировым судьей.

Согласно постановлению Администрации Ильинского городского округа № 554-276-1.0-01-04 от 09.10.2020 гражданин Кутелия М.Н. включен в план проведения плановых проверок физических лиц на 2021 год в целях проверки соблюдения земельного законодательства, со сроком проведения ноябрь 2021 года. Распоряжением главы городского округа - главы администрации Ильинского городского округа № 158-276-1.0-01-06 от 11.10.2021 назначена плановая, документарная/выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Кутелия М.Н., срок проведения проверки составляет 10 дней, с 15 по 26 ноября 2021 года. В адрес Кутелия М.Н. 12.10.2021 направлено уведомление о проведении проверки, в соответствии с которым выездная проверка состоится 25.11.2021 с 10:00 час. в присутствии Кутелия М.Н., которому при проведении проверки предписано предоставить документы, перечень которых указан в уведомлении. Уведомление получено Кутелия М.Н. 26.10.2021, что подтверждено почтовым уведомлением о вручении. Кутелия М.Н. являясь владельцем земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, воспрепятствовал законной деятельности должностного лица органа муниципального контроля администрации Ильинского городского округа, будучи уведомленным о проведении 25.11.2021 в 10:00 час. плановой документарной/выездной проверки соблюдения земельного законодательства, на момент проведения проверки отсутствовал, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок не предоставил.

В связи с изложенными обстоятельствами главным специалистом отдела муниципального контроля управления делами администрации Ильинского городского округа ФИО5 в отношении Кутелия М.Н. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи Кутелия М.Н. признан виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено административное наказание.

В обоснование вывода о виновности Кутелия М.Н. мировой судья сослался на письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, судья районного суда приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 210-ФЗ)

В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года № 4-П и от 16 июля 2015 года № 22-П; определения от 21 апреля 2005 года № 122-О, от 19 ноября 2015 года № 2557-О и др.).

Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года № 2735-О).

С учетом изложенного изменение правового регулирования с изменением круга лиц, на которых распространено новое правовое регулирование, а также предоставлены дополнительные гарантии защиты своих прав, является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).

С 01 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который в своих нормах статей 1, 2, 31, к числу контролируемых лиц отнес, в том числе граждан (физических лиц).

Между тем, в силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указанный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что со вступлением в законную силу Федерального закона РФ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», граждане (физические лица) впервые были отнесены к числу контролируемых лиц в сфере государственного и муниципального контроля.

При этом, указанным законом гражданам были предоставлены дополнительные гарантии и защита прав контролируемых лиц, к числу которых отнесена в том числе и предусмотренная ст. 91 указанного закона возможность отмены решения, принятого по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению муниципального контроля, предусмотренным частью 2 статьи 91 Закона, к числу которых отнесено и отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным. (п.п. 2 п. 2 ст. 91 Закона № 248)

В соответствие с п. 1 ст. 61 Федерального закона РФ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон, устанавливающий иной, усложненный порядок проведения контрольных мероприятий. Приведенная норма закона (п. 1 ст. 61 ФЗ), по своему содержанию является дополнительной гарантий прав граждан (физических лиц), как контролируемых лиц при осуществлении муниципального контроля, введена указанным выше законом.

Поэтому по смыслу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ Федеральный закон РФ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», (п. 1 ст. 61) является законом иным образом улучшающим положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу в части дополнительных гарантий при осуществлении муниципального контроля, то есть распространяется на должностных лиц органа муниципального контроля при осуществлении контрольного мероприятия в отношении Кутелия М.Н. Между тем, установленное законом требование о согласовании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной год с территориальным органом прокуратуры, органом муниципального контроля не соблюдено.

Следовательно, при определении виновности Кутелия М.Н. в воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа муниципального контроля по проведению проверки, мировому судье следовало дать надлежащую правовую оценку законности действий должностного лица органа муниципального контроля, с учетом установленного вновь правового регулирования.

Между тем, указанные положения действующего законодательства мировым судьей во внимание не приняты и при разрешении дела не применены.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В ходе производства по делу в отношении Кутелия М.Н., мировым судьей не были приняты во внимание и должным образом не оценены указанные обстоятельства, а также в нарушение требований ст. ст. 1.5., 2.4., 24.1., 26.1., 26.11. КоАП РФ не приняты меры к выяснению всех юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья вправе вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах законные основания для привлечения Кутелия М.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ отсутствовали.

С учетом изложенного, протест заместителя прокурора Ильинского района Пермского края подлежит удовлетворению, в связи с чем оспариваемое постановление следует отменить, а производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Протест заместителя прокурора Ильинского района удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ильинского судебного района Пермского края от 20.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении Кутелия Мурмана Николаевича отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья:

12-11/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Прокурор Ильинского района
Ответчики
Кутелия Мурман Николаевич
Суд
Ильинский районный суд Пермского края
Судья
Троцко Дмитрий Николаевич
Статьи

ст.19.4.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
ilinsk--perm.sudrf.ru
18.02.2022Материалы переданы в производство судье
21.02.2022Истребованы материалы
25.02.2022Поступили истребованные материалы
30.03.2022Судебное заседание
30.03.2022Вступило в законную силу
31.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее