(УИД) 76RS0024-01-2023-003619-53
Дело № 2-3453/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 ноября 2023 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Пестеревой Е.М., при секретаре Кожуховой К.М.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Фрунзенского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению культуры Ярославской области «Областная юношеская библиотека имени А.А. Суркова» о возложении обязанностей по проведению специальной оценки условий труда работников учреждения,
установил:
Заместитель прокурора Фрунзенского района г. Ярославля обратился в суд с иском к Государственному учреждению культуры Ярославской области «Областная юношеская библиотека имени А.А. Суркова», в котором просит обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда работников учреждения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Фрунзенского района г. Ярославля проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда, в ходе которой установлено, что ответчик осуществляет деятельность на территории Фрунзенского района г. Ярославля по адресу: г. Ярославль, Московский проспект, д. 147. Согласно реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, размещенного на сайте Роструда, срок действия декларации истек 25.02.2021 и 21.09.2023, специальная оценка условий труда рабочих мест (кроме помощника директора, библиотекаря (библиотекаря без категории) не произведена. Выявленные нарушения законодательства о труде напрямую влияют на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников, подрывают основы охраны труда, являются недопустимыми и требуют незамедлительного устранения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Зосиева М.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ГКУ ЯО «Областная юношеская библиотека им. А.А. Суркова» по доверенности Сокол М.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, поддержала письменные возражения на исковое заявление.
Представитель третьего лица Министерства культуры Ярославской области по доверенности Арутюнян Г.Ю. в судебном заседании считала, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (п. 1). По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (п. 2). Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом (п.3).
В соответствии со ст. 20 ТК РФ работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм, обязанность по проведению специальной оценки условий труда может возникнуть у ответчика только в случае вступления в трудовые отношения с конкретными физическими лицами, не относящимися к категории надомников и дистанционных работников.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.02.2018 № 41-КГ17-38, ответ на вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 г. от 23.06.2004, 30.06.2004).
Те лица, которые не вступили в трудовые отношения с работодателем, не могут быть отнесены к числу работников, и, следовательно, до поступления на работу их права не нарушены, реальная угроза нарушения их прав также отсутствует. Круг лиц, то есть работников, состоящих на должностях, условия труда на рабочих местах по которым подлежат специальной оценке, может быть определен индивидуально – это работники, занимающие должности у ответчика.
В связи с изложенным, неисполнение ответчиком указанной обязанности затрагивает права определенного круга лиц, а именно работников.
Прокурор в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту трудовых прав гражданина на основании обращения к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений.
Материалы дела не содержат доказательств обращения работников ГУК ЯО «Областная юношеская библиотека имени А.А. Суркова» к прокурору о защите их трудовых прав. В судебном заседании прокурором не оспаривалось, что таких обращений не имелось.
Поскольку круг лиц, в защиту трудовых прав которых обратился прокурор, в рассматриваемом случае определен, а соответствующих обращений работников к прокурору о защите их трудовых прав не имелось, суд приходит к выводу об отсутствии у прокурора полномочий на обращение в суд с данным иском, в связи с чем исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения на основании абз.4 ст.222 ГПК РФ.
При данных обстоятельствах суд находит исковое заявление подлежащим оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 222, 223 ГПК РФ, суд
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░