84RS0001-01-2023-000024-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2023 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи А.А. Калмыкова,
при секретаре Галат В.Н.,
с участием прокурора Гребенюк А.И.,
представителя ответчика ТМК ОУ "Дудинская средняя школа № 5" Назаровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-140/2023 по иску заместителя прокурора Таймырского района Иванова В.А. к ТМК ОУ "Дудинская средняя школа № 5" о понуждении к организации площадки накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора района обратился в суд с иском к ТМК ОУ "Дудинская средняя школа № 5", мотивируя свои требования тем, что что по результатам проведенной прокуратурой проверки было установлено, что ответчику принадлежат контейнеры для накопления твердых бытовых отходов, расположенные возле многоквартирного дома № 3А по ул.Матросова г.Дудинка. В нарушение положений законодательства, контейнеры установлены не на площадке накопления ТКО, оборудованной твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Поэтому просит суд в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда обязать ответчика в шестимесячный срок организовать площадку накопления ТКО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
В судебном заседании прокурор Гребенюк А.И. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель третьего лица – управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, Негуторова Э.В., действующая по доверенности от 11.10.2022, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д. 18).
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица администрации г. Дудинка о времени и месте рассмотрения дела судом извещена надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направила.
Представитель ответчика - ТМК ОУ "Дудинская средняя школа № 5" Назарова М.В. с иском не согласилась, указывая на отсутствие финансирования учреждения на указанные цели, также пояснила, что в настоящий момент документы по вопросу согласования площадки размещения ТКО находятся на рассмотрении в администрации г.Дудинка.
Рассмотрев иск, заслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.13.4 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.22 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 28.01.2021 года, утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2019 № 1039, утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения из реестра (далее – Правила), данные Правила, в числе прочего, устанавливают, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых, коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п.4).
Пунктом 49 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Дудинка», утвержденных Решением Городского собрания г. Дудинка № 07-0373 от 14.07.2008 года, установлено, что для сбора бытовых отходов и мусора собственники, владельцы объектов благоустройства организуют места временного хранения отходов, осуществляют их уборку и техническое обслуживание.
Таким образом, действующим законодательством предусматривается обязанность хозяйствующих субъектов, в результате деятельности которых образуются ТКО, организовывать площадки накопления указанных отходов, соответствующие требованиям законодательства. Создание таких площадок должно быть ими согласовано с органами местного самоуправления.
Согласно пп.5-7 Правил, Уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления. В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос). По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса. В случае направления запроса срок рассмотрения заявки может быть увеличен по решению уполномоченного органа до 20 календарных дней, при этом заявителю не позднее 3 календарных дней со дня принятия такого решения уполномоченным органом направляется соответствующее уведомление. По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Из представленных суду доказательств следует, что прокуратурой была проведена проверка деятельности ответчика в части соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В ходе проверки было установлено, что ответчику принадлежат контейнеры для накопления ТКО, данные контейнеры установлены возле многоквартирного дома № 3А по ул.Матросова г.Дудинка.
При этом, в нарушение требований ст.13.4 Закона РФ № 89-ФЗ и п.3 СанПиН 2.1.3684-21, площадка накопления ТКО, соответствующая установленным требованиям (твердое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки), ответчиком не оборудована.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются и подтверждаются представленными в деле актом осмотра от 01.06.2022 года и фотографиями к нему, копией муниципального контракта № 08-000011613 от 20.12.2021 года на оказание услуг по обращению с ТКО, копией муниципального контракта № 08-000014712 от 19.01.2023 года на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных ответчиком с региональным оператором, письмом администрации г. Дудинки от 20.02.2023 № 820 о результатах рассмотрения заявки на согласование создания площадки накопления отходов (л.д.11-13, 37-39, 41-49).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора к ответчику о понуждении к организации площадки накопления ТКО, соответствующей требованиям п.3 СанПиН 2.1.3684-21, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Обсуждая вопрос об установлении ответчику срока, необходимого для устранения выявленных нарушений и обустройства площадки накопления ТКО, соответствующей установленным требованиям, суд отмечает, что проведение указанных работ, в том числе обустройство асфальтового либо бетонного покрытия, в зимних условиях является затруднительным, и с учетом природно-климатических особенностей нахождения г. Дудинка, полагает разумным установление срока исполнения решения суда до 01.10.2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Таймырского района Иванова В.А. удовлетворить.
Обязать ТМК ОУ "Дудинская средняя школа № 5" организовать площадку накопления твердых коммунальных отходов, оборудованную твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, высотой не менее одного метра в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 28.01.2021 года, в срок до 01.10.2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы, а прокурором – представления, через Дудинский районный суд.
Судья А.А. Калмыков
Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2023 года.