РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2021 года <адрес> ЯНАО
Тазовский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Евдокимовой О.А.,
при секретаре Салиндер Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску <адрес> природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Администрации села Антипаюта Администрации <адрес>, третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «Инновационные технологии» об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор (далее – Прокурор) в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском в суд, ссылаясь на то, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой установлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, а также земельного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации <адрес>.
В границах территории <адрес> на земельных участках зафиксировано наличие несанкционированных свалок отходов (бытовой мусор) на общей площади 19 600 кв.м.
Отходы размещены непосредственно на почвенном покрове, принадлежность отходов какому-либо лицу не установлена.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Не допускается вывозить и сбрасывать отходы в места, не предназначенные для указанных целей, накопления, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания.
ДД.ММ.ГГГГ Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор внес представление Главе муниципального образования <адрес> об устранении нарушений закона, однако должные меры по устранению нарушений закона не приняты.
Просит обязать Администрацию муниципального округа <адрес> ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельных участках, расположенных в границах села Антипаюта Тазовский в точках с географическими координатами: с.ш. 69°05"47,28" в.<адрес>°51"59,70" на общей площади 16 000 м.кв.; с.ш. 69°05"18,10" в.<адрес>°54"14,80" на общей площади 300 м.кв.; с.ш. 69°05"42,09" в.<адрес>°53"53,42", с.ш. 69°05"42,73" в.<адрес>°53"32,14" на общей площади 3 300 м.кв." в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Тазовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена Администрация села Антипаюта Администрации <адрес> (далее – Администрация <адрес>), ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица – Общество с ограниченной ответственностью «Инновационные технологии» (далее – Общество).
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Поленов Д.И. поддержал исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в отношении Администрации муниципального округа <адрес> по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель Администрации Берладина А.С., действующая по доверенности, не согласилась с требованиями Прокурора, иск не признала, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что Администрация не является надлежащим ответчиком, правопреемником Администрации муниципального образования <адрес> является Администрация села Антипаюта Администрации <адрес>, несанкционированные свалки находятся в границах села Антипаюта и их ликвидацией должна заниматься Администрация села Антипаюта Администрации <адрес>.
Администрация села Антипаюта Администрации <адрес>, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, не сообщила суду об уважительных причинах неявки, не просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрация села Антипаюта, согласно части 4 статьи 167 ГПК РФ. В представленном отзыве и.о. главы администрации Першин О.А. не согласился с требованиями, просил в иске отказать, пояснив, что Администрация <адрес> принимает все необходимые меры по ликвидации несанкционированных свалок, не бездействует.
Общество, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, не сообщило суду об уважительных причинах неявки, не просило рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества, согласно части 3 статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа гражданина.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно статье 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Часть 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание территорий поселений должно отвечать санитарным правилам.
Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов власти, включая органы местного самоуправления, и ответственность этих органов за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», являются одними из основных принципов охраны окружающей среды.
Согласно статье 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», органы местного самоуправления при осуществлении деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду в населенных пунктах.
СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», установлены требования к содержанию территорий городских и сельских поселений.
На территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами надлежит обустраивать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногаборитных отходов. Запрещен вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами (пункты 3,17 Правил).
В соответствии с пунктами 5 и 7 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов и на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Частью 1 статьи 2 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ № ЗАО «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в <адрес>» дополнительно к вопросам местного значения сельского поселения, установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, за сельскими поселениями в <адрес> закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 18,20 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, то есть участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов и осуществление муниципального земельного контроля на территории сельского поселения.
Согласно статье 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», органы власти при осуществлении деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающею среду в городских и сельских поселениях.
Из пояснений участников процесса, материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проведена проверка обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства в отношении администрации <адрес>, исполнения требований земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления, полнота реализации полномочий органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды и при осуществлении муниципального земельного контроля.
Согласно акту осмотра водоохранной зоны от 04-ДД.ММ.ГГГГ, проведено натурное обследование участка в <адрес> с участием заведующего сектором коммунального хозяйства, чрезвычайным ситуация, пожарной безопасности и профилактики терроризма и экстремизма ФИО7 и ведущего инженера ООО «ЭкоНефтеГазКонсалтинг» ФИО8, в ходе которого установлено, что на земельных участках, расположенных в границах села Антипаюта в точках с географическими координатами: с.ш. 69°05"47,28" в.<адрес>°51"59,70" на общей площади 16 000 м.кв.; с.ш. 69°05"18,10" в.<адрес>°54"14,80" на общей площади 300 м.кв.; с.ш. 69°05"42,09" в.<адрес>°53"53,42", с.ш. 69°05"42,73" в.<адрес>°53"32,14" на общей площади 3 300 м.кв." размещены несанкционированные свалки различных видов отходов.
Нахождение различных видов отходов подтверждается и таблицей к акту, подписанной заведующим сектором коммунального хозяйства, чрезвычайным ситуация, пожарной безопасности и профилактики терроризма и экстремизма ФИО7 и ведущим инженером ООО «ЭкоНефтеГазКонсалтинг» ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор внес Главе муниципального образования <адрес> представление об устранении нарушений закона, однако должные меры по устранению нарушений закона не приняты.
Несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории села <адрес>, а неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, при этом указанное является обязанностью, которая может быть возложена на органы местного самоуправления в судебном порядке.
Согласно статье 1 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования <адрес>, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ <адрес>», муниципальное образование <адрес> преобразовано путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, преобразовано во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ <адрес>.
В силу статьи 7 указанного закона органы местного самоуправления муниципального округа <адрес> в соответствии со своей компетенцией являются преемниками органов местного самоуправления, которые на день создания муниципального округа <адрес> осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти <адрес>, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Решением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах правопреемства» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти <адрес>, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами правопреемником Администрации муниципального образования <адрес> выступает Администрация села Антипаюта Администрации <адрес>.
Ответчик Администрация муниципального округа <адрес> на момент вынесения решения не является правопреемником Администрации муниципального образования <адрес>.
Следовательно, вышеуказанную обязанность в данном конкретном случае необходимо возложить именно на правопреемника.
Доводы Администрации <адрес> об отсутствии финансирования суд считает не обоснованными.
Из пояснений участников процесса следует, что факт захламления мусором указанных земельных участков на территории села <адрес> не отрицается, свалки являются несанкционированными, расположены на неразграниченных землях, собственники размещенных на них отходов не установлены.
Согласно статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Подпунктом 8.1.3 подпункта 8.1 № от ДД.ММ.ГГГГ Правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что на территории муниципального образования запрещается складировать и хранить строительные материалы, оборудование, грунт, тару вне территорий организаций, строек, магазинов, павильонов, киосков и иных функционально предназначенных для этого мест.
На территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления, в том числе снег, в несанкционированных местах.
Организации, работники которых допустили эти нарушения, обязаны провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости рекультивацию земельного участка.
Физические и юридические лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет произвести уборку данной территории.
В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы и снег на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территорий свалок производится лицами, осуществляющими содержание соответствующей территории.
Согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с примечанием к пункту 7.8. ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, участие в организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов на территории села Антипаюта, на которой расположены несанкционированные свалки отходов, мусора, относится к компетенции Администрации <адрес>.
На основании статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления влечет за собой, в том числе, гражданско-правовую ответственность.
При таких обстоятельствах суд считает, что Администрация <адрес> не выполняет должным образом требования действующего законодательства об отходах производства и потребления, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
Наличие несанкционированных свалок свидетельствует о том, что Администрация <адрес>, не принимает достаточные меры, необходимые для должного санитарного содержания территории села Антипаюта.
В нарушение статьи 42 Земельного кодекса РФ на указанных земельных участках в границах села Антипаюта не обеспечено осуществление мероприятий по охране земель, допущено загрязнение, истощение, деградация, порча земель и почв, влекущие негативное воздействие на земли, не обеспечено соблюдение экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Положения Администрации <адрес>, Администрация <адрес> не в полной мере организовала сбор и вывоз твердых коммунальных отходов производства и потребления, мусор, не организовала мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления и их загрязнения, в результате чего на указанных Ямало-Ненецким природоохранным прокурором земельных участках образовались несанкционированные свалки.
Кроме этого, исходя из того, что задача органов местного самоуправления в области обращения с отходами состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории от бытовых и промышленных отходов (п. 4.1 постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П), Администрация <адрес> не лишена возможности ликвидировать несанкционированные свалки путем транспортировки отходов на полигоны, соответствующие требованиям СанПиН, путем заключения соответствующих договоров с заинтересованными лицами (транспортными организациями, организациями, занимающимися утилизацией отходов и т.д.).
При таких обстоятельствах суд считает, что Администрация <адрес> принимает меры по выполнению требований законодательства по управлению и организации на территории села Антипаюта сбора и вывоза бытовых отходов, мусора и отходов производства, но не в полной мере, о чем свидетельствует наличие указанных несанкционированных свалок.
Иных доказательств суду не представлено.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Объяснение стороны по делу является актом ее волеизъявления, и поэтому его содержание отражает, как правило, ту субъективную позицию стороны, которая ей предпочтительна для обоснования своих требований. Доводы, приведенные представителем Администрации <адрес> в отзыве, ничем не подтверждены, и опровергаются изученными по делу доказательствами.
Таким образом, не исполнение в полной мере Администрацией <адрес> своих обязанностей по участию в организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора и отходов может привести к более обширному захламлению территории села Антипаюта, что в свою очередь нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в связи с чем, требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание, что для организации, ликвидации несанкционированных свалок необходимо время, финансирование, необходимость соблюдения ряда условий, не зависящих от Администрации села <адрес>, суд считает возможным установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. 69°05"47,28" ░.<░░░░░>°51"59,70" ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 16 000 ░.░░.; ░.░. 69°05"18,10" ░.<░░░░░>°54"14,80" ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 300 ░.░░.; ░.░. 69°05"42,09" ░.<░░░░░>°53"53,42", ░.░. 69°05"42,73" ░.<░░░░░>°53"32,14" ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 3 300 ░.░░." ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░