УИД 59RS0001-01-2023-001044-13
судья Мухина Е.В.
дело № 71-193/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 05 апреля 2023 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Шавриной Я.А., действующей в интересах Ординян А.Э., на постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 20.03.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ординян Ани Эмиловны,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 20.03.2023 гражданка *** Ординян А.Э. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Шаврина Я.А. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что поскольку Ординян А.Э. является членом семьи иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, и находится на его иждивении, в соответствии с пунктом 10 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок ее временного пребывания в Российской Федерации продлевается.
Изучив доводы жалобы, заслушав Ординян А.Э., защитника Шаврину Я.А., поддержавших доводы жалобы, допросив свидетелей, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные документы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 названного Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 20.03.2023 в 10 часов 00 минут в результате проверки документов была выявлена гражданка *** Ординян А.Э., допустившая нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.
Ординян А.Э. въехала на территорию Российской Федерации 12.10.2021 в порядке, не требующем получения визы, на миграционном учете Ординян А.Э. состояла по адресу: ****, сроком с 12.10.2021 по 25.09.2022. Срок законного пребывания был продлен до 25.09.2022 на основании пункта 9 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ. С заявлением о продлении срока временного пребывания, получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство, приобретения гражданства Российской Федерации Ординян А.Э. не обращалась.
Совершенное Ординян А.Э. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Ординян А.Э. указанного административного правонарушения и ее виновность подтверждается совокупностью имеющихся доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 20.03.2023 (л.д.6); сведениями АС ЦБДУИГ (л.д.10-11); копией национального паспорта (л.д.9), которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, Ординян А.Э. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи районного суда о наличии в действиях Ординян А.Э. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы жалобы защитника об отсутствии в действиях Ординян А.Э. состава правонарушения, в связи наличием оснований для продления срока пребывания как члену семьи иностранного гражданина, имеющего вид на жительство в РФ, являются несостоятельными.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами. Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Приказом МВД России от 22.11.2021 № 926 утвержден Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее по тексту - Порядок).
Основаниями для продления срока временного пребывания являются обстоятельства, предусмотренные пунктами 2, 3, 5, 7, 8 - 12 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 6.1 Порядка, в случаях, в том числе предусмотренных пунктом 10 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № № 115-ФЗ, иностранным гражданином или принимающей его стороной в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина подается заявление.
В данном случае доказательств того, что Ординян А.Э. обращалась в установленный законом срок с заявлением в уполномоченный орган о продлении срока временного пребывания на территории Российской Федерации не представлено.
Доводы, которые могли бы повлиять на законность привлечения Ординян А.Э. к административной ответственности, не приводятся, такие обстоятельства не установлены, равно как и обстоятельства, исключающие административную ответственность в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, следует указать что выводы судьи о том, что Ординян А.Э. находилась на территории РФ незаконно 13.10.2022 ошибочны.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.06.2022 № 1465-р с Республикой Арменией возобновлено транспортное сообщение. Течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, приостановленное на основании Указа Президента РФ от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», возобновлено по истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством.
Таким образом, гражданам Республики Армения, у которых заканчивался срок пребывания в Российской Федерации, и отсутствовали основания для его продления, необходимо было выехать из Российской Федерации до окончания срока пребывания - до 03.09.2022.
Согласно имеющихся в материалах дела сведений законный срок временного пребывания Ординян А.Э. на территории Российской Федерации заканчивался 25.09.2022. Следовательно, обязанность по выезду Ординян А.Э. должна была исполнить до 25.09.2022, т.е. период ее незаконного нахождения и уклонения от выезда с 26.09.2022 по 13.12.2022.
Однако, учитывая, что должностным лицом административного органа в нарушение Ординян А.Э. вменялся иной срок, менее указанного выше срока, и положение лица, привлекаемого к ответственности, по его жалобе не может быть ухудшено, то оснований для внесения изменений в постановление в данной части не имеется.
Постановление о назначении Ординян А.Э. административного наказания вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Ординян А.Э. допущено не было.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.
Санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусмотрено наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В ходе производства по делу, а также в настоящей жалобе Ординян А.Э. и ее защитник последовательно заявляли о том, что на территории Российской Федерации Ординян А.Э. проживает с 2012 года совместное с семьей, отцом О., имеющего вид на жительство; матерью, А., работающей по трудовому договору; несовершеннолетними братьями, которые обучаются на территории РФ в учебных заведениях; сама Ордиян А.Э. также обучается в учебном заведении на территории Российской Федерации. На территории Республики Армения близких родственников Ордиян А.Э. не имеет.
В соответствии с пунктом 10 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ членами семьи гражданина Российской Федерации или иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, имеющего место жительства в Российской Федерации, признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), родители (усыновители), дедушки, бабушки, внуки.
Изложенным доводам судьей районного суда оценка не дана.
Между тем, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации, которые складываются на протяжении длительного периода времени.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Ординян А.Э. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27.05.2008 № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14.02.2013 № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 № 3-П, от 13.03.2008 № 5-П, от 27.05.2008 № 8-П, от 13.07.2010 № 15-П, от 17.01.2013 № 1-П, от 17.02.2016 № 5-П и др.).
С учетом данных о личности гражданки Республики Армения Ординян А.Э., характеризуется положительно, к административной, уголовной ответственности не привлекалась, ранее нарушений миграционного законодательства не допускала; с 2012 года постоянное проживает на территории Российской Федерации, на территории РФ получила образование и продолжает учиться, а также исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, в частности наличия у нее нереализованного своевременно права на продление срока временного проживания; характера совершенного административного правонарушения, назначение Ординян А.Э. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания.
Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 20.03.2023 подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Ординян А.Э. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 20.03.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ординян Ани Эмиловны изменить: исключить из него указание на назначение Ординян Ани Эмиловне наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части названное постановление оставить без изменения.
Судья - подпись