Мировой судья – Яковлева Е.А. Дело № 5-588/2022-12-794/2022
УИД 53RS0022-01-2022-003517-54
РЕШЕНИЕ
Великий Новгород 14 июля 2022 года
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Калмыкова Е.А. (по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 15),
с участием защитника ООО «Мехуборка» Родионова А.А.,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу защитника ООО «Мехуборка» Родионова А.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 29 Новгородского судебного района Новгородской области от 06 мая 2022 года, вынесенное в отношении юридического лица -
общества с ограниченной ответственностью «Мехуборка», находящегося по адресу: <данные изъяты>,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
установил:
04 апреля 2022 года государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по г. Великий Новгород старшим лейтенантом полиции Митрофановым Д.В. в отношении ООО «Мехуборка» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании <адрес>, совершенное 24 февраля 2022 года в 14 часов 30 минут и выразившееся в том, что на указанном участке автомобильной дороги в нарушение пункта 8.5 ГОСТ Р 50597-2017 допущено наличие снега и зимней скользкости в виде уплотненного снега на покрытии тротуара, в нарушение пункта 8.6 ГОСТ Р 50597-2017 допущено перемещение снега на бортовой камень при формировании снежного вала, в нарушение требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 допущено формирование снежного вала ближе 10 метров от пешеходного перехода, в результате чего возникли условия, угрожающие безопасности дорожного движения.
По делу состоялось указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в порядке пересмотра в Новгородский районный суд, защитник ООО «Мехуборка» Родионов А.А. ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу, приводя доводы о том, что Общество не является надлежащим субъектом вмененных правонарушений; имеющиеся в деле доказательства недостаточны для вывода о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, ввиду того, что проверка проведена тогда, когда нормативные сроки для ликвидации зимней скользкости и снежных валов еще не истекли. Кроме того, в случае установления оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности просит признать совершенное Обществом административное правонарушение малозначительным и объявить Обществу устное замечание.
Установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок на подачу жалобы соблюден.
Законный представитель ООО «Мехуборка», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 25.4, ст. 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.
Защитник ООО «Мехуборка» Родионов А.А. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней мотивам.
Проверив материалы дела об административном правонарушении с учетом положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ (в полном объеме), изучив доводы жалобы, выслушав защитника Родионова А.А., судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 названного выше Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ).
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года №-ст введен в действие Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее – ГОСТ Р 50597-2017), который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В разделе 8 ГОСТ Р 50597-2017 определены требования к эксплуатационному состоянию дорог и улиц в зимний период.
Пунктом 8.5 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что на покрытии тротуаров, служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, выполняемых в сроки по таблице 8.4.
В соответствии с п. 8.6 ГОСТ Р 50597-2017 снежные валы на улицах: формируют в лотковой части на расстоянии 0,5 м от бортового камня или барьерного ограждения для пропуска талых вод; перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны при формировании вала не допускается.
В соответствии с пунктом 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 формирование снежных валов на улицах не допускается: ближе 10 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных транспортных средств; на тротуарах.
Все требования названного выше Национального стандарта РФ являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (статья 31 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Из представленных материалов дела следует, что 24 февраля 2022 года в 14 часов 30 минут государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по г.Великий Новгород при осуществлении федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии <адрес>, угрожающие безопасности дорожного движения, а именно: наличие снега и зимней скользкости в виде уплотненного снега на покрытии тротуара, что является нарушением п. 8.5 ГОСТ Р 50597-2017, допущено перемещение снега на бортовой камень при формировании снежного вала, что является нарушением пункта 8.6 ГОСТ Р 50597-2017; допущено формирование снежного вала ближе 10 метров от пешеходного перехода, что является нарушением пункта 8.8 ГОСТ Р 50597-2017.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 04 апреля 2022 года, протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении ООО «Мехуборка» и привлечения данного юридического лица постановлением мирового судьи судебного участка № 29 Новгородского судебного района Новгородской области от 06 мая 2022 года к административной ответственности по указанной норме.
Факт нарушения правил содержания автомобильных дорог в зимний период в безопасном для дорожного движения состоянии подтверждается собранными доказательствами: протоколом № об административном правонарушении; актом проверки от 24 февраля 2022 года с приложенной к нему фототаблицей; копией муниципального контракта № 39ЭА.2021 на выполнение работ по уборке территории автомобильных дорог Великого Новгорода (Центральный и Северный районы города), заключенного между МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» (Заказчик) и ООО «Мехуборка» (Исполнитель), а также иными документами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Мехуборка», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ООО «Мехуборка» является ненадлежащим субъектом административной ответственности, подлежат отклонению как несостоятельные.
Объективную сторону административного правонарушения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
По условиям заключенного 20 сентября 2021 года между МКУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» (Заказчик) и ООО «Мехуборка» (исполнитель) муниципального контракта № на выполнение работ по уборке территории автомобильных дорог Великого Новгорода (<адрес>), сроком действия с 19 октября 2021 года по 31 августа 2023 года, последнее является ответственным лицом за содержание в безопасном для дорожного движения состоянии автомобильных дорог на территории <адрес>, на которое возложена обязанность: согласно п.п. 1.2, 1.3 выполнять работы по уборке территории автомобильных дорог Великого Новгорода (Центральный и <адрес>ы города) в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к контракту), а также расчетом стоимости работ (приложение № 2 к контракту), и в соответствии с требованиями нормативных документов, к числу которых отнесены требования ГОСТ Р 50597-2017 (п.п. 5, 9 Технического задания).
При этом, как следует из п. 10 Технического задания вышеуказанного муниципального контракта, технология производства работ исполнителем ООО «Мехуборка» в зимнее время в полной мере воспроизводит нормы раздела 8 ГОСТ Р 50597-2017.
Согласно классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402, в состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входит, в том числе, механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью.
Поскольку ООО «Мехуборка» действовало в рамках муниципального контракта, объектом которого являлось выполнение работ по уборке территории автомобильных дорог Великого Новгорода (<адрес>), что относится к содержанию автомобильных дорог, соблюдение требований ГОСТ Р 50597-2017, в частности, его пунктов 8.5, 8.6, 8.8 возлагалось на данное юридическое лицо.
С учетом изложенного, невыполнение данных обязанностей образует в действиях (бездействии) ООО «Мехуборка» состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Утверждение в жалобе о том, что ответственным за надлежащее содержание улиц и дорог Великого Новгорода является МБУ Великого Новгорода «Городское хозяйство, в чьем оперативном управлении находится указанное муниципальное имущество, не исключает виновности ООО «Мехуборка» во вмененном противоправном деянии (невыполнении требований пункта 13 Основных положений, пункта 8.5, 8.6, 8.8 ФИО5 50597-2017) и не могут служить основанием для освобождения названного Общества от административной ответственности по приведенным выше мотивам.
Материалами дела подтверждено, что исчерпывающий комплекс мер, направленный на своевременное выявление и устранение нарушений требований к эксплуатационному состоянию автомобильной дороги <адрес> в зимний период, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, ООО «Мехуборка» приняты не были.
Ссылка в жалобе на несоответствие обжалуемого судебного акта правовой позиции, изложенной в постановлениях Верховного Суда РФ, вынесенных по иным делам, является несостоятельной, поскольку изложенные в таких постановлениях выводы распространяются лишь на обстоятельства конкретных судебных дел и не являются разъяснениями по вопросам судебной практики.
Довод жалобы о том, что проверка проведена тогда, когда нормативные сроки для ликвидации зимней скользкости еще не истекли, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3.2.10 Руководства по борьбе с зимней скользкостью борьбу с зимней скользкостью дорожно-эксплуатационные организации обязаны проводить при каждом случае ее появления.
Для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости проводят следующие мероприятия: профилактическую обработку покрытий противогололедными материалами до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката; ликвидацию снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных противогололедных материалов; обработку снежно-ледяных отложений фрикционными материалами (пункт 4.4.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью).
В пункте 4.4.2 Руководства предусмотрено, что профилактическую обработку покрытий осуществляют при прогнозировании образования на покрытии стекловидного льда, а также при ожидании снегопада и метелей с возможным образованием на покрытии снежного наката.
В пункте 10 Технического задания вышеуказанного муниципального контракта (приложение № 1 к контракту) также детально регламентированы технологические операции по зимней уборке городских улиц, которые должны выполняться ООО «Мехуборка», в их числе, предусмотрены мероприятия по профилактической обработке покрытий противогололедными материалами до появления зимней скользкости или в начале снегопада, а также указано, что при длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки противогололедными средствами должны повторяться после каждых 5 см выпавшего снега, противогололедная обработка в данных случаях производится по окончании каждого цикла снегоочистки.
Таким образом, ООО «Мехуборка» было обязано обеспечить осуществление профилактической обработки покрытий соответствующими противогололедными материалами, чтобы предотвратить образование снежного наката; осуществить ликвидацию снежно-ледяных отложений с помощью противогололедных материалов. Факт обнаружения административным органом на обслуживаемой Обществом территории Великого Новгорода зимней скользкости свидетельствует о неисполнении юридическим лицом вышеперечисленных обязанностей.
Ссылка защитника в жалобе относительно проведения проверки до истечения нормативных сроков для ликвидации снежных валов не может быть признана обоснованной, поскольку ООО «Мехуборка» вменяются факты перемещения снега на бортовой камень и образование сформированных снежных валов ближе 10 м от пешеходного перехода, то есть в местах, где, исходя из требований пунктов 8.6, 8.8 ГОСТ Р 50597-2017, их наличие в целом не допускается.
Иные приведенные в жалобе доводы также не свидетельствует о наличии обстоятельств, исключающих возможность применения к ООО «Мехуборка» мер административной ответственности за неисполнение возложенных на него обязанностей по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Вопреки доводам жалобы, совершенное административное правонарушение не содержит признаков малозначительности, поскольку в данном случае допущенное нарушение посягает на безопасность дорожного движения, следовательно, на жизнь и здоровье его участников.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судьей не установлено.
С учетом изложенного, доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и не ставят под сомнение наличие в действиях (бездействии) ООО «Мехуборка» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО «Мехуборка» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание ООО «Мехуборка» назначено с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1, ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ, размер штрафа составил половину минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией ч. 1 ст. 12.34 данного Кодекса. Основания для дальнейшего снижения наказания законом не предусмотрены.
Обстоятельств, которые в силу части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием к отмене состоявшегося по делу постановления, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 29 Новгородского судебного района Новгородской области от 06 мая 2022 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Мехуборка» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Мехуборка» Родионова А.А. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Е.А. Калмыкова