Дело № 2- 2460/2023
УИД: 91RS0022-01-2023-002559-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2022 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Тимохиной Е.В., при секретаре Джеляловой Э.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города ФИО7 Республики ФИО7 об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО7, Феодосийской городское управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО7,
установил:
ФИО1, через своего представителя ФИО12, обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации города ФИО7 Республики ФИО7, в котором просит установить факт принятия ею наследства после смерти отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и признать за ней право собственности на <адрес> г. ФИО7 Республики ФИО7 в порядке наследования по завещанию после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец– ФИО3, которому при жизни, на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности, принадлежала вышеуказанная квартира. После смерти отца открылось наследство, в состав которого в том числе вошла вышеуказанная квартира. После смерти отца, истец приезжала из Армении для вступления в наследство, ДД.ММ.ГГГГ на имя своей тети она выдала нотариально удостоверенную доверенность, для того чтобы от ее имени она совершила нотариальные действия, необходимые для вступления в наследство.ДД.ММ.ГГГГ истец погасила задолженности по газоснабжению, числящиеся по спорной квартире в размере 5500 рублей. В связи с тем, что в квартире ее отца они не смогли найти правоустанавливающие документы на квартиру, а также в связи с тем, что истцу необходимо было вернуться в Армению, забрав несколько картин из квартиры, книги в память об отце, а также некоторые личные вещи отца раздав родственникам, проживающим в г. ФИО7, выехала на в Армению. Однако, ее тетя – ФИО12, в силу юридической неграмотности, обратилась к нотариусу за оформлением наследства, по истечении 6 месяцев. Нотариусом рекомендовано обратиться в суд. Кроме того, в правоустанавливающих документах отчество наследодателя было указано как «ФИО10» вместо «ФИО9», в последствии, при получении паспорта гражданина РФ, отчество было указано в соответствии со свидетельством о его рождении «ФИО9», факт принадлежности наследственного имущества наследодателю подтверждается предоставленными в дело доказательствами. Истец фактически приняла наследство после смерти отца, поскольку вступила во владение и управление наследственным имуществом, и приняла меры по сохранению наследственного имущества, что подтверждается представленными им доказательствами, иных наследников, принявших наследство после смерти ФИО2, не имеется.
Ссылаясь на то, что в настоящее время она лишен возможности оформить свои наследственные права на указанную квартиру, просила исковые требования удовлетворить.
Истец и ее представитель ФИО12, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебное заседание не явились, предоставили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик – Администрация города ФИО7 Республики ФИО7, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, его представителем ФИО13., действующей на основании доверенности, подано ходатайство, в котором она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрация города ФИО7 Республики ФИО7 и принять решение на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что на договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности, принадлежала квартира, которая находится по адресу: г. ФИО7, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, что подтверждается свидетельством о смерти I-АЯ №, от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец по делу ФИО1 – дочь умершего ФИО2, что подтверждается свидетельством об установлении от отцовства I-СЛ №, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, усыновил ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как следует из паспортных данных, истец является гражданкой Республики Армения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдала на имя ФИО12 нотариально удостоверенную доверенность на предмет вступления в наследство и регистрации права собственности на <адрес> г. ФИО7.
Согласно разъяснениям нотариуса ФИО14, выданным на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ ею, через доверенное лицо, было подано заявление о принятии наследства после ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после истечении 6 месяцев со дня открытия наследства. Рекомендовано обратиться в суд за установлением факта принятия наследства.
По информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО7 № КУВИ-001/2023-№ от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости – <адрес> г. ФИО7.
Согласно сведениям БТИ г. ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ – право собственности на объект имущества, расположенный по адресу: г. ФИО7, <адрес> зарегистрировано за ФИО6 на основании Договора Мены, удостоверенного Феодосийской госнотконторой ДД.ММ.ГГГГ, реестр 5493.
Согласно копии паспорта гражданина Украины ЕС 667301, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г. ФИО7, <адрес>.
Согласно свидетельству о рождении АЗ №, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно финансово-лицевому счету №, и справке ООО «Управляющая компания «Альтернатива», ФИО3 был зарегистрирован и являлся собственником <адрес> г. ФИО7.
Как пояснила истец в исковом заявлении, при Украине, отчество наследодателя во всех правоустанавливающих документах, значилось как «ФИО10», при вхождении Республики ФИО7 в состав РФ, отчество наследодателя в правоустанавливающих документах было внесено на основании свидетельства о рождении – «ФИО9».
Обозрев предоставленные в материалы дела документы, дав надлежащую оценку предоставленным доказательствам, суд приходит к выводу, что ФИО3, умерший ДД.ММ.ГГГГ, при жизни являлся собственником <адрес> г. ФИО7, следовательно, спорная квартира вошла в наследственную массу.
Согласно Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования гарантируется (части 1, 2 и 4 статьи 35).
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом (статья 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьями 1112, 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности; наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии с положениями статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункты 1 и 4).
В силу статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил, что право наследования, гарантированное частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определяемом гражданским законодательством; получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (пункт 7 указанного Постановления).
Согласно пункту 34 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Таким образом, закон связывает момент возникновения у наследника права собственности на наследственное имущество с моментом открытия наследства в случае, если наследство было принято в порядке и способами, установленными законом.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 36 постановления № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из доказательств, предоставленных в материалы дела, истец ФИО1, в течение шести месяцев со дня открытия наследства в порядке и способами, установленными законом, приняла наследство после смерти своего отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, поскольку фактически вступила в управление и владение наследственным имуществом, принимала меры по его сохранению, осуществляла оплату коммунальных услуг.
В обоснование указанных доводов представителем ФИО1, в материалы дела представлены доказательства оплат по содержанию данного имущества, а именно, квитанции об оплате коммунальных услуг истцом, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводились платежи за коммунальные услуги по спорной квартире.
Согласно сообщению нотариуса Феодосийского городского нотариального округа ФИО14 исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, было открыто наследственное дело, наследнику ФИО1 дано разъяснение о необходимости обращения в суд, в связи с пропуском срока для принятия наследства и отсутствием регистрации вместе с наследодателем на момент смерти последнего.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, собранные в ходе рассмотрения дела, суд установил, что истец в течение шести месяцев после смерти отца совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, так как она фактически вступила в управление и владение наследственным имуществом, принимала меры по его сохранению, производила за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, осуществляла оплату коммунальных услуг.
Проанализировав вышеприведенное, суд приходит к выводу, что ФИО2, умерший ДД.ММ.ГГГГ, являлся собственником спорной квартиры, ФИО1 фактически приняла наследство после смерти отца, в том числе и принадлежащую наследодателю на праве собственности <адрес> в г. ФИО7, и, как следствие, о наличии правовых оснований для признания за ФИО1 права собственности на указанную квартиру в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Установить факт принятия ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наследства после смерти отца – ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на <адрес> г. ФИО7 Республики ФИО7, в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО7 через Феодосийский городской суд Республики ФИО7 в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.В. Тимохина