Дело № 2-3713\2023
66RS0004-01-2023-002445-35
Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2023 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при помощнике судьи Ручкиной А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой Ю. И. к МКУ «Служба Г. К.» о демонтаже надмогильного сооружения,
У С Т А Н О В И Л:
Медведева Ю.И. обратилась в суд с иском к МКУ «Служба Г. К.» о понуждении ответчика установить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации границы земельного участка, используемого под захоронение Слободчиковой В.А., и произвести демонтаж надмогильного сооружения в течение 30-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленного иска указано, что на участке в секции № Лесного К. г.Екатеринбурга могильная плита умершей Слободчиковой В.А. (<//> – <//>) выступает за пределы земельного участка этого захоронения и мешает соседнему участке – месту захоронения бабушки истца Волковой В.В. (<//> – <//>). Надмогильное сооружение Слободчиковой В.А. нарушает размеры отведенного земельного участка, оно превышает установленные размеры 4 кв.м., а таже составляет более 1 м. по длинным сторонам и более 0,5 м. по коротким сторонами между соседними могилами. Установленное надмогильное сооружение лишает истца прямого доступа к могиле родственницы и не позволяет установить надмогильное сооружение на могиле, так как расстояние между могильными плитами составит мнее 10 см.
В ходе производства к участию в деле в качестве ответчика судом привлечен Слободчиков В.А.
Истец в судебном заседании настаивала на том, что надлежащим ответчиком является МКУ «Служба Г. К.», поскольку именно данное учреждение осуществляет контроль за местами захоронений и их обслуживанием, и более того, Слободчиков В.А. в судебное заседание не является, решение в данном случае не будет исполнимым.
Судом на основании заявления истца произведена замена ответчика Слободчикова В.А. на МКУ «Служба Г. К.».
В судебном заседании представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать, поскольку на основании заявления Слободчикова В.А. ответчиком вынесено решение о предоставлении земельного участка для захоронения Слободчиковой В.А. на К. «Лесном» в размере 4 кв.м. В архивных данных Учреждения отсутствуют какие-либо сведения об обращении Слободчикова В.А. или иного лица с заявлением о выдаче разрешения на установку надмогильного сооружения на месте захоронения Слободчиковой В.А., в связи с чем разрешение на установку указанного надмогильного сооружения Учреждением не выдавалась. Таким образом, ответчиком не могли быть исполнены функции по контролю за установкой надмогильного сооружения на месте захоронения Слободчиковой В.А. По мнению ответчика, надлежащим ответчиком является именно Слободчиков В.А., которым и совершены противоправные действия, соответственно данный гражданин должен устранить допущенные нарушения.
В судебное заседание не явился Слободчиков В.А., о рассмотрении дела извещен по адресу согласно данным ГУ МВД России по <адрес>.
В судебное заседание не явился представитель Администрации г.Екатеринбурга, направил в суд отзыв, в котором указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска к Учреждению, как не уполномоченному лицу по монтажу и сносу надмогильных сооружений. Ответчик действует в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку надмогильного сооружения", утвержденного Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от <//> N 2496.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы настоящего дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть первая); никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть вторая); суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть третья); результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть четвертая).
Предоставление суду полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. При этом доказательства по делу оцениваются судом не произвольно, а исходя из конституционного принципа подчинения судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции Российской Федерации).
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В гражданском судопроизводстве реализация этих принципов имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с присущим данному виду судопроизводства началом диспозитивности: дела возбуждаются, переходят из одной стадии процесса в другую или прекращаются под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Исходя из указанных особенностей гражданского судопроизводства, активность суда в собирании доказательств ограничена.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Как указано истцом, в секции № Лесного К. г.Екатеринбурга захоронена бабушка истца Волкова В.В. (<//> – <//>). В непосредственной близости произведено захоронение Слободчиковой В.А. (<//> – <//>). Основанием для обращения в суд с иском послужило то, что надмогильное сооружение Слободчиковой В.А. нарушает размеры отведенного земельного участка, оно превышает установленные размеры 4 кв.м., а таже составляет более 1 м. по длинным сторонам и более 0,5 м. по коротким сторонами между соседними могилами.
Как указала представитель ответчика, что иными участниками процесса не оспаривается, на основании заявления Слободчикова В.А. ответчиком вынесено решение о предоставлении земельного участка для захоронения Слободчиковой В.А. на К. «Лесном» в размере 4 кв.м.
В ответе МКУ «Служба Г. К.» указано, что заявление на оказание муниципальной услуги не подавалось, разрешение на установку надмогильного сооружения и его регистрация не осуществлялась, надмогильное сооружение нарушает требования Положения «О порядке работы и содержания К. и крематория на территории муниципального образования город Екатеринбург».
В силу ст.ст. 4, 7, 16, 18 Федерального закона от <//> N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Не разрешается устройство К. на территориях: 1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта; 2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов; 3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей; 4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Размер земельного участка для К. определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального К. определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального К. для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других К. для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Осквернение или уничтожение мест погребения влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 25 данного Федерального закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Федеральным законом от <//> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Похоронное дело в городе Екатеринбурге также регламентируется Положением "О порядке работы и содержания К. и крематория на территории муниципального образования "Город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской Г. Думы от <//> №.
В соответствии с данным Положением под надмогильным сооружением понимается архитектурно-скульптурное сооружение, содержащее мемориальную информацию, предназначенное для увековечения памяти умерших или погибших и устанавливаемое на месте захоронения.
В силу п.п. 10, 18, 23, 24, 25 Положения размер предоставляемого для погребения земельного участка устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение умершего супруга или близкого родственника на этом же участке земли.
Вновь отводимые под захоронения земельные участки должны иметь следующие размеры: земельный участок для захоронения умершего предоставляется в размере 4 кв. м в соответствии с санитарными правилами и нормами; для захоронения урны с прахом - 0,9 кв. м.
Каждое захоронение регистрируется в книге регистрации захоронений. Лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, службой Г. К. выдается удостоверение о захоронении. Книга регистрации захоронений является документом строгой отчетности и хранится в архиве службы Г. К. бессрочно.
Установка памятников и иных надмогильных сооружений на К. допускается только в границах участков захоронений.
Надмогильные сооружения должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы их установка или установка их компонентов не вызывала необходимости демонтажа соседних надмогильных сооружений, инженерных сетей (освещение, поливочный водопровод), асфальтового или иного покрытия аллей и проходных дорожек, проведения дополнительных работ по благоустройству и озеленению территории К..
Устанавливаемые надмогильные сооружения не должны иметь частей, выступающих за границы участка или нависающих над ними, а также не должны создавать угрозу причинения имущественного ущерба надмогильным сооружениям, расположенным в непосредственной близости от них. Надмогильные сооружения, ограды, установленные за пределами отведенного земельного участка, а также превышающие размеры, указанные в настоящем Положении, подлежат сносу в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Надписи на надмогильных сооружениях должны соответствовать сведениям об умерших, чьи тела (останки) действительно захоронены в данном месте.
В соответствии с Уставом Учреждения основными целями и задачами Учреждения является обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере похоронного дела; предоставление муниципальных услуг в сфере похоронного дела населению города Екатеринбурга; обеспечения деятельности в сфере организации и содержания мест погребения.
Для достижения целей, указанных целей Устава, учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке дующие виды основной деятельности: выдача разрешений на захоронения; выделение земельных участков под захоронения умерших; выдача удостоверений о захоронениях; выдача справок о захоронениях (в том числе из архивного фонда); выдача разрешений на установку и замену надмогильных сооружений с последующей регистрацией в книге учета; проведение инвентаризации захоронений; ведение книг захоронений (в том числе их обновление, хранение и пр.); регистрация захоронений умерших в регистрационной книге; содержание К. и мемориалов муниципального образования "город Екатеринбург"; формирование архивного фонда документов по захоронениям.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от <//> N 2496 (ред. от <//>) утвержден Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку надмогильного сооружения", согласно п.п. 10, 12, 13, 28, 36, 37 которого Муниципальная услуга - "Выдача разрешения на установку надмогильного сооружения" (далее - муниципальная услуга).
Результатом выполнения административных процедур (административных действий) по предоставлению муниципальной услуги является выдача разрешения на установку надмогильного сооружения с последующей его регистрацией или отказ в выдаче разрешения на установку надмогильного сооружения.
Разрешение на установку надмогильного сооружения выдается в течение трех рабочих дней с даты подачи заявления и документов, перечисленных в пункте 15 настоящего Административного регламента.
Регистрация фактически установленного надмогильного сооружения осуществляется в день обращения заявителя по поводу регистрации надмогильного сооружения.
Организация предоставления муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием заявления и выдача разрешения на установку надмогильного сооружения; осуществление работ заявителем по установке надмогильного сооружения; регистрация надмогильного сооружения.
Основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя в администрацию К. для начала проведения работ по установке надмогильного сооружения.
Заявителю необходимо уведомить администрацию К. о предполагаемой дате установки надмогильного сооружения.
До начала установки надмогильного сооружения работник администрации К. фиксирует состояние места установки надмогильного сооружения. Фиксация места установки надмогильного сооружения осуществляется путем составления акта осмотра места установки.
В процессе установки надмогильного сооружения работник администрации К. периодически осуществляет контроль за процессом установки надмогильного сооружения.
После завершения работ по установке надмогильного сооружения с целью регистрации установленного надмогильного сооружения заявителю в срок не позднее трех рабочих дней необходимо уведомить администрацию К. о завершении работ.
После установки надмогильного сооружения работник администрации К. осуществляет осмотр места захоронения с установленным надмогильным сооружением.
Надмогильное сооружение должно соответствовать размерам земельного участка. После проведения работ по установке надмогильного сооружения не должны быть повреждены надмогильные сооружения на близлежащих местах захоронения. После установки надмогильного сооружения место захоронения должно быть очищено от строительных отходов и мусора. Заявитель самостоятельно обеспечивает вывоз мусор и строительные отходы с территории К. в специально отведенные места для утилизации (захоронения) отходов (полигоны).
В случае соответствия места захоронения указанным требованиям, работник администрации К. делает соответствующую запись в книге учета надмогильных сооружений.
В случае невыполнения требований по сохранности надмогильных сооружений на близлежащих местах захоронения и наведению порядка на месте установки надмогильного сооружения заявителю в течение десяти рабочих дней необходимо привести место захоронения в соответствие указанными в настоящем пункте требованиями и повторно обратиться в администрацию К. для регистрации установленного надмогильного сооружения.
Таким образом, в обязанности ответчика входит исполнение требований Административного регламента и осуществление контроля за установкой надмогильного сооружения при подаче такого заявления, однако какие-либо обращения отсутствовали, фактически Учреждение действия по установке надмогильного сооружения не совершало, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, при том, что в силу общих принципов гражданского оборота является обязанность по устранению нарушенного права лицом, совершившим такое нарушение.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что истец настаивала на том, что надлежащим ответчиком является именно Учреждение, нарушения прав истца со стороны которого не установлены, суд в удовлетворении иска отказывает, как предъявленного к ненадлежащему ответчику.
Истцом не представлены доказательства наличия у ответчика предусмотренной законом обязанности по демонтажу (сносу) надмогильных сооружений, которые принадлежат и установлены иными лицами. Факт противоправности поведения Учреждения не установлен, как и не установлен, о наличии таких нарушений не указано и истцом.
Другие исковые требования, в том числе по иным предмету и основаниям, перед судом предъявлены не были.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга.
Судья подпись О.М.Василькова
Копия верна
Судья:
Секретарь: