Дело № 12-10/2024
Р Е Ш Е Н И Е
29 января 2024 года г. Красноперекопск
Судья Красноперекопского районного суда Республики Крым Никишенко Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда г. Красноперекопска жалобу Администрации Красноперекопского района Республики Крым на постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по г. Красноперекопск и Красноперекопскому району УФССП России по Республике Крым Набока Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Администрации Красноперекопского района Республики Крым к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по г. Красноперекопск и Красноперекопскому району УФССП России по Республике Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №/№ Администрация Красноперекопского района Республики Крым привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей (далее – КоАП РФ).
Не согласившись с указанным постановлением, первый заместитель главы администрации Красноперекопского района Республики Крым ФИО3 обратилась в суд с жалобой, в которой просит освободить Администрацию Красноперекопского района Республики Крым от административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей, указывая о необоснованности привлечения Администрации Красноперекопского района к административной ответственности, в связи с отсутствием вины в совершении инкриминируемого правонарушения, а также в связи с надлежащим исполнением требований исполнительного документа по финансированию расходов связанных с устранением выявленных нарушений.
В судебном заседании представитель Администрации Красноперекопского района Республики Крым Фрич И.И. доводы жалобы поддержал и просил жалобу удовлетворить, постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по г. Красноперекопск и Красноперекопскому району УФССП России по Республике Крым Набока Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ № отменить.
Начальник отделения - старший судебный пристава ОСП по г. Красноперекопск и Красноперекопскому району УФССП России по Республике Крым Набока Ю.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, просил в удовлетворении жалобы отказать.
При таких обстоятельствах, судья полагает возможным рассмотреть жалобу при указанной явке, в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом.
Выслушав доводы представителя Администрации Красноперекопского района Республики Крым Фрич И.И., опросив свидетеля ФИО5, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья при принятии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Диспозицией ч.1 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч.2 ст.2.1, со ст.26.1 названного Кодекса наличие объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получении копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 105 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ возможно при соблюдении следующих условий: неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения; до привлечения к административной ответственности судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в котором должен быть установлен новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Из материалов дела усматривается, что решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора Саргинова О.Ю. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Почетненский УВК» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, Администрации Красноперекопского района Республики Крым, Управлению образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым об обязании совершить определенные действия, на Администрацию Красноперекопского района Республики Крым возложена обязанность выделить из бюджета муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым финансирование на устранение нарушений законодательства о гражданской обороне касательно эксплуатации противорадиационного укрытия №, расположенного по адресу: <адрес>.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации Красноперекопского района Республики Крым - без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП по Республике Крым ФИО7 на основании исполнительного листа серия ФС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Администрации Красноперекопского района Республики Крым и установлен срок для добровольного исполнения решения суда в течение 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП по Республике Крым Пак И.Ю. по исполнительному производству №-ИП составлен акт совершения исполнительных действий о том, что решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП по Республике Крым Пак И.Ю. вынесено постановление в отношении Администрации Красноперекопского района Республики Крым о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП по Республике Крым Пак И.Ю. вынесено постановление о взыскании с Администрации Красноперекопского района Республики Крым исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП по Республике Крым Пак И.Ю. по исполнительному производству №-ИП составлен акт совершения исполнительных действий о том, что решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № до настоящего времени не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП по Республике Крым Пак И.Ю. вынесено и направлено требование о необходимости ДД.ММ.ГГГГ представителю Администрации Красноперекопского района Республики Крым явиться в ОСП для составления протокола по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ врио начальника отделения старшим судебным приставом ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ФИО2 вынесено постановление по делу об административном правонарушении за совершение административного правонарушения Администрацией Красноперекопского района Республики Крым, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в сумме 30 000 рублей.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № административные исковые требования Администрации Красноперекопского района Республики Крым к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым Пак И.Ю., ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым, ГУФССП России по Республике Крым о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ, освобождении от взыскания исполнительского сбора судом удовлетворены частично, Администрация Красноперекопского района освобождена от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП по Республике Крым и г. Севастополю Севастополю Пак И.Ю. № от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-717/2023 не обжаловано и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письма Администрации Красноперекопского района Республики Крым, адресованного ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району от ДД.ММ.ГГГГ, должник уведомляет, что для исполнения требований исполнительного документа выделены денежные средства на разработку проектно-сметной документации, после получения результатов будет осуществлен запрос в профильное министерство Республики Крым на выделение денежных средств.
Согласно представленного суду контракта № на разработку проектно-сметной документации по объекту «<данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, цена контракта составляет 599 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт сдачи-приемки выполненных работ по выполнению работ по разработке проектно-сметной документации в установленный контрактом срок по объекту «Капитальный ремонт МБОУ Почетненский УВК, расположенного по адресу: <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ за номером №2023 подготовлено и утверждено директором ГАУ РК «<данные изъяты>» ФИО8 положительное заключение государственной экспертизы объекта «Капитальный ремонт МБОУ Почетненский УВК, расположенного по адресу: <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ исх. № главой Администрации Красноперекопского района Республики Крым ФИО9 в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым направлено письмо с просьбой рассмотреть направленный пакет документов для участия в конкурсном отборе на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Крым на расходы, возникающие при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы по объекту «<данные изъяты>».
Согласно пояснений представителя Администрации Красноперекопского района Республики Крым ФИО4 в судебном заседании ответ на указанное обращение в адрес <адрес> Республики Крым не поступил.
Учитывая указанные обстоятельства, а также, что процедура исполнения судебного решения требует значительных финансовых затрат по приобретению специализированного жилого помещения, соблюдение порядка, предусмотренного законодательством о контрактной системе закупок, а также то, что юридическое лицо является бюджетным учреждением, не имеет собственных денежных средств для исполнения судебного решения, а бюджет Администрации Красноперекопского района Республики Крым является дотационным, судья приходит к выводу о наличии объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа.
В ходе производства по делу об административном правонарушении также установлено, что Администрацией Красноперекопского района Республики Крым предпринимались все необходимые меры для исполнения решения суда и требований исполнительного документа, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования, однако решение суда не представилось возможным исполнить в установленные сроки по объективным обстоятельствам.
Так, с целью финансирования устранения нарушений законодательства о гражданской обороне касательно эксплуатации противорадиационного укрытия №, расположенного по адресу: <адрес> Республики Крым были выделены денежные средства в размере 599 000 рублей на разработку проектно-сметной документации по объекту «<данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>», в том числе, противорадиационного укрытия №.
ДД.ММ.ГГГГ получено положительное заключение государственной экспертизы объекта «<данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ исх. № главой Администрации Красноперекопского района Республики Крым ФИО9 в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым направлено письмо с просьбой рассмотреть пакет документов для участия в конкурсном отборе на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Крым по объекту «Капитальный ремонт МБОУ Почетненский УВК».
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Одним из обязательных признаков субъективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является умышленное невыполнение требований судебного пристава-исполнителя, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, устанавливающей правила оценки доказательств, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч. 2 ст. 2.1, со ст. 26.1 названного Кодекса наличие объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
На основании Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2478-О положения части 4 статьи 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Из вышеизложенного следует, что решение суда не исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, и вина Администрации Красноперекопского района Республики Крым, как должника в исполнительном производстве, в неисполнении решения суда отсутствует.
Указанные выше обстоятельства должностным лицом административного органа, вынесшим обжалуемое постановление о привлечении к административной ответственности Администрации Красноперекопского района Республики Крым, учтены не были, при признании юридического лица виновным в совершении данного административного правонарушения не приведены аргументированные основания несостоятельности представленных доказательств, свидетельствующих об отсутствии в действиях Администрации Красноперекопского района Республики Крым состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, прихожу к выводу, что обстоятельства причастности Администрации Красноперекопского района Республики Крым, в том числе наличие виновности, к совершению вмененного правонарушения, не доказаны должностным лицом ОСП по г.Красноперекопск и Красноперекопскому району УФССП России по Республике Крым, а поэтому постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по г.Красноперекопск и Красноперекопскому району УФССП России по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием в действиях Администрации Красноперекопского района Республики Крым состава вмененного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу Администрации Красноперекопского района Республики Крым на постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по г. Красноперекопск и Красноперекопскому району УФССП России по Республике Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Администрации Красноперекопского района Республики Крым к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – удовлетворить частично.
Постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по г. Красноперекопск и Красноперекопскому району УФССП России по Республике Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Администрации Красноперекопского района Республики Крым к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.Н. Никишенко