Дело №2-2278/2023
(УИД) 57RS0026-01-2023-002089-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2023 г. г. Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Мелкозеровой Ю.И.,
при помощнике судьи Мещериной О.А.,
с участием ответчика Двизова В.А. и его представителя Жаворонковой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» к Двизову В. А. о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» (далее-ООО УК «Зеленая Роща») обратилось в суд с иском к Двизову В.А. о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование указывает, что между ООО УК «Зеленая Роща» и Двизовым В.А. заключен договор №/нж от Датаг. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО). Ежемесячно за период с 2019г. по декабрь 2022г. истцом в адрес ответчика посредством электронного документооборота были направлены передаточные документы за фактически оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Однако ответчиком до настоящего времени не перечислены в адрес регионального оператора денежные средства, мотивированный отказ не поступал. Ответчиком был направлена претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность, которая потребителем не исполнена.
По указанным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, просит взыскать с ответчика в свою пользу образовавшуюся задолженность по договору №/нж от Датаг. на оказание услуг по обращению с ТКО в сумме 32608,75 руб., неустойку за период с Датаг. по Датаг. в размере 7291,82 руб., а также неустойку в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, начисляемую на сумму невыплаченного основного долга, за каждый день просрочки, начиная с Дата по день фактической оплаты задолженности.
Представитель истца Орлова О.Л. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Ответчик Двизов В.А. уточненные исковые требования признал.
Представитель ответчика Жаворонкова К.И. поддержала позицию своего доверителя, просила снизить заявленный к взысканию размер неустойки.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы в дела, приходит к следующему.
Согласно частям 1, 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от Дата «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Положения Федерального закона № 89-ФЗ предусматривают, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7).
Помимо регионального оператора и его операторов никто не вправе оказывать услуги по обращению с ТКО на определенной ему территории, указанной в соответствующей лицензии.
В соответствии с положениями Федерального закона № 89-ФЗ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила № 1156), заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным, и собственник ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным для собственника ТКО.
Из положений статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, а также Правил № 1156 следует, что правоотношения между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона.
В данном случае Правила № 1156 разъясняют, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(18) Правил № 1156).
Согласно пункту 8(15) Правил № 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Пункт 8(17) Правил № 1156 предусматривает, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 1 Правил № 1156 услуга по вывозу твердых коммунальных отходов является коммунальной услугой. К отношениям, возникающим между собственниками помещений в многоквартирных домах и региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).
Исходя из требований пункта 3 части 2, части 4 статьи 154 ЖК РФ и подпункта «ж» пункта 4 Правил № 354, потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Плата за коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1, пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (п. 148 (28), 148(34) Правил № 354).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «УК «Зеленая роща» с 1 января 2019 г обладает статусом Регионального оператора по обращению с отходами на территории Орловской области в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, и является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с ТКО на территории Орловской области.
28 декабря 2018 г. региональным оператором в областной газете «Орловская правда» (выпуск № 145), установленной для официального опубликования правовых актов органов государственной власти Орловской области, было размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст проекта публичного договора.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости Двизов В.А. с Дата является собственником нежилого помещения общей площадью 81,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
В спорный период в данном нежилом помещении осуществлялась хозяйственная деятельность, что сторонами при рассмотрении дела не оспаривалось, подтверждается договорами аренды.
Как следует из разъяснений, содержащихся в ответе на вопрос № 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 г., в отсутствие между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией) договора, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения. Указанные разъяснения применимы и к обязанности по внесению платы за услуги по сбору, транспортировке и размещению ТКО.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие заключение договоров указанными арендаторами на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Кроме того, нежилое помещение находится в многоквартирном доме. Для указанных объектов образования ТКО законодателем предусмотрены приведенные выше специальные нормы жилищного законодательства, в силу которых обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО в силу закона возложена на собственника помещения в многоквартирном доме.
Учитывая данные обстоятельства, на ответчика как на собственника нежилого помещения, возложена обязанность по внесению платы за услугу по обращению с ТКО, которая определяется расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 21 мая 2018 г. № 221, и тарифов на услугу регионального оператора ООО «УК «Зеленая Роща», утвержденных приказами Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области; с учетом уточнения истцом исковых требований, размер задолженности, подлежащей взысканию с ответчика за период с августа 2020г. по декабрь 2022г., составит 32608 рублей 75 коп.
Доказательств уплаты данной задолженности ответчиком суду не представлено.
В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 26 марта 2022 г. № 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 и 2023 годах» установлено, что до 1 января 2024 г. начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты.
Поскольку задолженность до настоящего времени не погашена, неустойка подлежит начислению в размере 1/130 действующей в настоящее время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации – 8,5% годовых.
За период с 2 октября 2022 г. по 08 сентября 2023 г. размер неустойки составит 7291,82 руб..
Ответчиком в суде было заявлено о снижении неустойки.
Обсуждая вопрос о правомерности снижения неустойки, следует учесть выводы Конституционного Суда РФ, изложенные в Определении от 21 декабря 2000 г. № 263-О, согласно которым п. 1 ст. 333 ГК РФ содержит обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойку в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч. 1 ст. 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба.
При таких обстоятельствах, учитывая, что неустойка по своей природе носит компенсационный характер, не должна служить средством обогащения кредитора, с целью соблюдения баланса интересов сторон, учитывая соотношение размера начисленной неустойки к размеру основного обязательства, степень нарушения прав управляющей компании, период взыскиваемой с Двизова В.А. задолженности, суд приходит к выводам о наличии оснований для применения положений ст. 333 ГК РФ.
Оценивая степень соразмерности неустойки последствиям нарушения ответчиком по первоначальному иску обязательства по работ (услуг) за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома и коммунальных услуг, и учитывая необходимость соблюдения баланса интересов сторон, принцип разумности и справедливости, суд полагает возможным применить положения ст. 333 ГК РФ и снизить общий размер взыскиваемой неустойки с Двизова В.А. до 4000 рублей.
Далее неустойка подлежит начислению на остаток задолженности, в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, с учетом ограничений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2022 г. № 474, по день фактической уплаты долга.
Также на основании статьи 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 1397 рублей 02 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» к Двизову В. А. удовлетворить частично.
Взыскать с Двизова В. А. в пользуобщества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 32608 (тридцать две тысячи шестьсот восемь) рублей 75 копеек, неустойку за период с 2 октября 2022г. по 08 сентября 2023г. в размере 4000 (четыре тысячи) рублей, а также неустойку в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, начисляемую на сумму невыплаченного основного долга, за каждый день просрочки, начиная с 09 сентября 2023 года по день фактической оплаты задолженности.
Взыскать с Двизова Вадима Алексеевича в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» расходы по оплате государственной пошлины в размере 1397 (одна тысяча триста девяносто семь) рублей 02 коп.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в месячный срок со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2023г.
Судья Ю.И. Мелкозерова