Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2278/2023 ~ М-1940/2023 от 03.08.2023

Дело №2-2278/2023

(УИД) 57RS0026-01-2023-002089-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2023 г. г. Орел

Орловский    районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Мелкозеровой Ю.И.,

при помощнике судьи Мещериной О.А.,

с участием ответчика Двизова В.А. и его представителя Жаворонковой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» к Двизову В. А. о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» (далее-ООО УК «Зеленая Роща») обратилось в суд с иском к Двизову В.А. о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В обоснование указывает, что между ООО УК «Зеленая Роща» и Двизовым В.А. заключен договор /нж от Датаг. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО). Ежемесячно за период с 2019г. по декабрь 2022г. истцом в адрес ответчика посредством электронного документооборота были направлены передаточные документы за фактически оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Однако ответчиком до настоящего времени не перечислены в адрес регионального оператора денежные средства, мотивированный отказ не поступал. Ответчиком был направлена претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность, которая потребителем не исполнена.

По указанным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, просит взыскать с ответчика в свою пользу образовавшуюся задолженность по договору /нж от Датаг. на оказание услуг по обращению с ТКО в сумме 32608,75 руб., неустойку за период с Датаг. по Датаг. в размере 7291,82 руб., а также неустойку в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, начисляемую на сумму невыплаченного основного долга, за каждый день просрочки, начиная с Дата по день фактической оплаты задолженности.

Представитель истца Орлова О.Л. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Ответчик Двизов В.А. уточненные исковые требования признал.

Представитель ответчика Жаворонкова К.И. поддержала позицию своего доверителя, просила снизить заявленный к взысканию размер неустойки.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы в дела, приходит к следующему.

Согласно частям 1, 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от Дата «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Положения Федерального закона № 89-ФЗ предусматривают, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7).

Помимо регионального оператора и его операторов никто не вправе оказывать услуги по обращению с ТКО на определенной ему территории, указанной в соответствующей лицензии.

В соответствии с положениями Федерального закона № 89-ФЗ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила № 1156), заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным, и собственник ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным для собственника ТКО.

Из положений статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, а также Правил № 1156 следует, что правоотношения между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона.

В данном случае Правила № 1156 разъясняют, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(18) Правил № 1156).

Согласно пункту 8(15) Правил № 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.

Пункт 8(17) Правил № 1156 предусматривает, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с пунктом 1 Правил № 1156 услуга по вывозу твердых коммунальных отходов является коммунальной услугой. К отношениям, возникающим между собственниками помещений в многоквартирных домах и региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).

Исходя из требований пункта 3 части 2, части 4 статьи 154 ЖК РФ и подпункта «ж» пункта 4 Правил № 354, потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.

Плата за коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 1, пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (п. 148 (28), 148(34) Правил № 354).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «УК «Зеленая роща» с 1 января 2019 г обладает статусом Регионального оператора по обращению с отходами на территории Орловской области в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, и является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с ТКО на территории Орловской области.

28 декабря 2018 г. региональным оператором в областной газете «Орловская правда» (выпуск № 145), установленной для официального опубликования правовых актов органов государственной власти Орловской области, было размещено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст проекта публичного договора.

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости Двизов В.А. с Дата является собственником нежилого помещения общей площадью 81,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

В спорный период в данном нежилом помещении осуществлялась хозяйственная деятельность, что сторонами при рассмотрении дела не оспаривалось, подтверждается договорами аренды.

Как следует из разъяснений, содержащихся в ответе на вопрос № 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 г., в отсутствие между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией) договора, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения. Указанные разъяснения применимы и к обязанности по внесению платы за услуги по сбору, транспортировке и размещению ТКО.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие заключение договоров указанными арендаторами на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.

Кроме того, нежилое помещение находится в многоквартирном доме. Для указанных объектов образования ТКО законодателем предусмотрены приведенные выше специальные нормы жилищного законодательства, в силу которых обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО в силу закона возложена на собственника помещения в многоквартирном доме.

Учитывая данные обстоятельства, на ответчика как на собственника нежилого помещения, возложена обязанность по внесению платы за услугу по обращению с ТКО, которая определяется расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.

Исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 21 мая 2018 г. № 221, и тарифов на услугу регионального оператора ООО «УК «Зеленая Роща», утвержденных приказами Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области; с учетом уточнения истцом исковых требований, размер задолженности, подлежащей взысканию с ответчика за период с августа 2020г. по декабрь 2022г., составит 32608 рублей 75 коп.

Доказательств уплаты данной задолженности ответчиком суду не представлено.

В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 26 марта 2022 г. № 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 и 2023 годах» установлено, что до 1 января 2024 г. начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты.

Поскольку задолженность до настоящего времени не погашена, неустойка подлежит начислению в размере 1/130 действующей в настоящее время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации – 8,5% годовых.

За период с 2 октября 2022 г. по 08 сентября 2023 г. размер неустойки составит 7291,82 руб..

Ответчиком в суде было заявлено о снижении неустойки.

Обсуждая вопрос о правомерности снижения неустойки, следует учесть выводы Конституционного Суда РФ, изложенные в Определении от 21 декабря 2000 г. № 263-О, согласно которым п. 1 ст. 333 ГК РФ содержит обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойку в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч. 1 ст. 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба.

При таких обстоятельствах, учитывая, что неустойка по своей природе носит компенсационный характер, не должна служить средством обогащения кредитора, с целью соблюдения баланса интересов сторон, учитывая соотношение размера начисленной неустойки к размеру основного обязательства, степень нарушения прав управляющей компании, период взыскиваемой с Двизова В.А. задолженности, суд приходит к выводам о наличии оснований для применения положений ст. 333 ГК РФ.

Оценивая степень соразмерности неустойки последствиям нарушения ответчиком по первоначальному иску обязательства по работ (услуг) за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома и коммунальных услуг, и учитывая необходимость соблюдения баланса интересов сторон, принцип разумности и справедливости, суд полагает возможным применить положения ст. 333 ГК РФ и снизить общий размер взыскиваемой неустойки с Двизова В.А. до 4000 рублей.

Далее неустойка подлежит начислению на остаток задолженности, в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, с учетом ограничений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2022 г. № 474, по день фактической уплаты долга.

Также на основании статьи 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 1397 рублей 02 коп.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» к Двизову В. А. удовлетворить частично.

Взыскать с Двизова В. А. в пользуобщества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 32608 (тридцать две тысячи шестьсот восемь) рублей 75 копеек, неустойку за период с 2 октября 2022г. по 08 сентября 2023г. в размере 4000 (четыре тысячи) рублей, а также неустойку в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, начисляемую на сумму невыплаченного основного долга, за каждый день просрочки, начиная с 09 сентября 2023 года по день фактической оплаты задолженности.

Взыскать с Двизова Вадима Алексеевича в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» расходы по оплате государственной пошлины в размере 1397 (одна тысяча триста девяносто семь) рублей 02 коп.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в месячный срок со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2023г.

Судья Ю.И. Мелкозерова

2-2278/2023 ~ М-1940/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща"
Ответчики
Двизов Вадим Алексеевич
Другие
Клюс Антон Александрович
Клочкова Галина Петровна
Суд
Орловский районный суд Орловcкой области
Судья
Мелкозерова Ю.И.
Дело на странице суда
orlovsky--orl.sudrf.ru
03.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства
22.08.2023Вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства
06.09.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2023Дело оформлено
14.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее