...
УИД 89RS0005-01-2022-001084-79
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
14 марта 2022 года город Ноябрьск ЯНАО
Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Нигматуллина Д.М. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» на постановление от 3 февраля 2022 года № 03/4-857/2021 заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Кудрина В.В. по делу об административном правонарушении по ст.8.46 КоАП РФ,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении № 03/4-857/2021 заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Кудрина В.В. от 3 февраля 2022 года ООО «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» (далее – Общество, ООО «Новатэк-ЮНГ») подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении обязанности по своевременной подаче сведений по актуализации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (код объекта НВОС-71-0189-000176-П).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу, применив нормы о малозначительности правонарушения. В обоснование жалобы указано, что 20 августа завершилась реорганизация Общества путем присоединения к нему ... последним днем подачи сведений для актуализации объекта приходится на 20 сентября 2021 года, заявление об актуализации направлено 22 сентября 2021 года с просрочкой на 2 дня. Данный факт подтвержден актом проверки от 23 сентября 2021 года, а 21 октября 2021 года Обществу выдано свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС. Нарушение срока незначительно, не наносит ущерба окружающей среде, вреда охраняемым общественным отношениям и государству, не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
До начала рассмотрения жалобы по существу в суд поступило ходатайство об объединении нескольких дел по жалобам Общества в одно производство и направлении дела для рассмотрения в Пуровский районный суд ЯНАО по месту совершения административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества Шепелева Т.А. не поддержала ходатайство об объединении дел в одно производство, однако просила направить жалобу для рассмотрения в Пуровский районный суд ЯНАО. Дополнительно пояснила, что задержка подачи заявки была вызвана необходимостью перерегистрации права собственности на сам объект НВОС, после чего заявка сразу же была направлена в уполномоченный орган. Просила применить положения ст.2.9 КоАП РФ.
Ходатайство представителя Общества о передаче дела на рассмотрение Пуровского районного суда ЯНАО удовлетворению не подлежит, поскольку гл.30 КоАП РФ возможность такой передачи не предусмотрена – жалоба подлежит подаче в суд по месту рассмотрения самого дела, а из текста обжалуемого постановления четко следует, что дело рассмотрено 3 февраля 2022 года в городе Ноябрьске ЯНАО.
Иные участники производства по делу об административном правонарушении в суд не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы по существу, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом. Должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, представлено подлинное дело и надлежащим образом заверенные копии дела об административном правонарушении.
Судья полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке и, исследовав материалы дела и доводы жалобы, приходит к следующему:
В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и прекращения производства по делу по основаниям, указанным в ст.24.5 и 2.9 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Указанная конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года № 12-П).
Федеральный закон «Об охране окружающей среды», закрепляя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, устанавливает обязанность юридических лиц, имеющих источники негативного воздействия на окружающую среду, поставить их на учет в уполномоченный орган путем подачи соответствующей заявки (п.1 и 2 ст.69.2).
Данная правовая обязанность представляет собой один из элементов механизма защиты окружающей среды и тем самым направлена на обеспечение реализации права каждого на благоприятную окружающую среду.
Статьей 8.46 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Из материалов дела усматривается и никем не оспаривается, что ООО «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» в своей хозяйственной деятельности использует объект негативного воздействия на окружающую среду, расположенный на территории <адрес> (далее – объект). Данный объект представляет собой Установку комплексной подготовки газа – ... и прошел соответствующий государственный учет с присвоением ему кода №
20 августа 2022 года завершена реорганизация владельца объекта ... путем его присоединения к ... что подтверждается размещенной на официальном сайте ФНС в ИТКС «Интернет» выпиской из ЕГРЮЛ в отношении учреждения. Из данной выписки также следует, что Общество является правопреемником ...
Указанное обстоятельство требует актуализации сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду в соответствующем реестре.
Так, согласно абз.2 ч.6, 7-9 ст.69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в том числе в связи с представлением юридическими лицами сведений о реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения). Такие сведения представляются юридическими лицами в уполномоченный орган в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений, и подтверждаются следующими документами: о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.
Письмом Росприроднадзора от 16 марта 2017 года № АС-03-04-36/5287 в целях повышения эффективности работы по ведению государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду во все подведомственные органы и организации направлены методические рекомендации по актуализации учетных сведений об объектах НВОС.
Согласно этим методическим рекомендациям актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, предусмотренном Законом № 7-ФЗ, Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 572. Документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, подаются в тот территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором был поставлен на государственный учет указанный объект НВОС.
В соответствии с п.35 Правил заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или официального сайта Службы в сети «Интернет».
Последний день срока предоставления Обществом сведений об изменении владельца (собственника) источника НВОС с кодом № (не позднее, чем через тридцать дней со дня регистрации, который при исчислении этого срока по правилам ст.191 ГК РФ начинается с 21 августа 2021 года) приходится на понедельник 20 сентября 2021 года.
Как указано в самом обжалуемом постановлении и акте от 23 сентября 2021 года, данный факт выявлен в ходе проверки, проведенной в соответствии с решением заместителя руководителя Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора от 7 сентября 2021 года № 97-рш. В ходе той же проверки установлено, что нарушение устранено путем подачи Обществом заявления от 22 сентября 2021 года № 5167542 соответствующего содержания. 21 октября 2021 года Обществу выдано свидетельство об актуализации.
Документы на актуализацию сведений поданы Обществом с нарушением срока на два календарных дня.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Общества указывала, что после реорганизации Общество занималось и регистрацией прав на спорный объект НВОС. Из представленной ею выписки из ЕГРН подтверждается, что право собственности ... на Установку комплексной подготовки газа – ... зарегистрировано 22 сентября 2021 года, у объекта имеется кадастровый номер, который присвоен ему 18 ноября 2013 года. В тот же день (22 сентября 2021 года) Обществом поданы документы для актуализации сведений об объекте НВОС.
21 октября 2021 года выдано свидетельство об актуализации сведения об объекте № оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, из которого следует, что владельцем объекта является ...
Протокол об административном правонарушении по ст.8.46 КоАП РФ в отношении Общества составлен 21 декабря 2021 года, обжалуемое постановление вынесено 3 февраля 2022 года.
Таким образом, допущенное нарушение было устранено Обществом задолго до возбуждения дела.
В ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения Обществом требований ч.7 ст.69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»». Следовательно, событие и состав предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ административного правонарушения со стороны Общества имеют место.
Срок привлечения к административной ответственности к моменту рассмотрения дела не истек, к числу субъектов малого и среднего предпринимательства Общество на момент совершения административного правонарушения не относилось.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. При этом малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Необходимые документы направлены Обществом в надлежащий государственный орган с крайне незначительным нарушением срока. Искажение существа представляемой информации места не имело.
Совокупность указанных выше обстоятельств свидетельствует о том, что, хотя формально совершенное Обществом деяние содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имелись основания для признания административного правонарушения малозначительным и прекращения производства по ст.2.9 КоАП РФ, о чем представителем Общества было заявлено уже при составлении протокола. Между тем, оценки данному ходатайству Общества при вынесении обжалуемого постановления дано не было.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9 и 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 3 февраля 2022 года подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения с объявлением Обществ устного замечания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Кудрина В.В. от 3 февраля 2022 года № по делу об административном правонарушении по ст.8.46 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Объявить обществу с ограниченной ответственностью «Новатэк-Юрхаровнефтегаз» устное замечание.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Судья ...
...