ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, д. 51,
г. Улан-Удэ, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru
Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/
судья Денисова Н.А.
дело № 12-109
поступило 21 марта 2022 года
УИД04RS0018-01-2022-000788-75
Р Е Ш Е Н И Е
26 апреля 2022 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой Светланы Валерьевны
при секретаре Барановой А.Ю.
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Усаинова Радика Аюповича,
У С Т А Н О В И Л:
1. Постановлением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 24 февраля 2022 года Усаинов Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Усаинов Р.А. обжаловал постановление в Верховный Суд Республики Бурятия.
В заседании вышестоящего суда должностное лицо ОБ ППСП УМВД России по г. Улан-Удэ Дубшанов Б.С., составивший протокол об административном правонарушении, возражал против отмены постановления.
2. Рассмотрев дело, вышестоящий суд считает, что постановление районного суда подлежит отмене с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса.
Указом Главы Республики Бурятия от 24 июня 2021 года № 183 «О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-19)» на территории Республики Бурятия введен ряд ограничительных мероприятий.
Пункт 1.4 Указа предписывает лицам, находящимся на территории Республики Бурятия, соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым и маршрутным такси.
Согласно пункту 1.6 Указа лицам, находящимся на территории Республики Бурятия, предписано использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские, гигиенические маски, респираторы) при нахождении на открытом воздухе в местах массового скопления людей, в том числе в составе организованной группы людей и в иных подобных случаях.
Согласно протоколу об административном правонарушении 24 января 2022 года в 20 часов 30 минут Усаинов Р.А. находился в общественном месте по адресу: <...> без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), при этом не соблюдал социальную дистанцию до других граждан.
Районный суд признал Усаинова Р.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, ссылаясь на то, что Усаинов Р.А. не выполнил правила поведения при действии режима «повышенная готовность».
Постановление суда нельзя признать правильным.
Из объяснений Усаинова Р.А. следует, что он находился на улице со своим племянником.
Данные о том, что в месте, где находился Усаинов Р.А., было массовое скопление людей и требовалось использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания, в деле отсутствуют.
Общение граждан с другими лицами (родными, знакомыми и т.п.) не запрещено правилами поведения при введении режима повышенной готовности, обязанность граждан при таком общении соблюдать дистанцию на расстоянии 1,5 метра не установлена.
Доказательств, что Усаинов Р.А. не соблюдал социальную дистанцию до иных граждан, в деле не имеется.
Постановление районного суда подлежит отмене также в связи с тем, что Указ Главы Республики Бурятия от 24 июня 2021 года № 183 в настоящее время утратил силу на основании Указа Главы Республики Бурятия от 03.03.2022 № 43.
Новый Указ Главы Республики Бурятия от 03.03.2022 № 44 «О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-19)» не содержит требование соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров, а также требование использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания при нахождении на открытом воздухе в местах массового скопления людей.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17 февраля 2021 года, дан ответ на вопрос, подлежат ли применению положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, в случае отмены правовых норм, устанавливающих правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (вопрос 22).
Из ответа следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, вышестоящий суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 24 февраля 2022 года отменить, прекратить производство по делу за отсутствием в действиях Усаинова Радика Аюповича состава административного правонарушения.
Судья