Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-489/2023 ~ М-497/2023 от 30.08.2023

УИД60RS0017-01-2023-000949-07        

Дело № 2-489/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**.**.****г.                         г. Печоры Псковская область

Печорский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Фоминовой Е.Н.,

при секретаре Николаевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Печорского района к Управлению образования Печорского района Псковской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новоизборская средняя общеобразовательная школа» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Печорского района Псковской области обратился в суд с иском к Управлению образования Печорского района Псковской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новоизборская средняя общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Новоизборская СОШ») об обязании совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указано о том, что прокуратурой Печорского района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере защиты прав лиц с ограниченными возможностями, предусматривающего обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам социальной инфраструктуры.

В ходе проверки установлено, что вход в здание МБОУ «Новоизборская СОШ», расположенное по адресу: Псковская область, Печорский район, д. Новый Изборск, ...., вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, дублирующей необходимую для инвалидов зрительную информацию, не оборудован.

Таким образом, образовательным учреждением не обеспечены условия беспрепятственного доступа для лиц, имеющих ограничения по зрению, нарушающие их права, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском на основании п. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Поскольку Управление образования Печорского района является учредителем МБОУ «Новоизборская СОШ», прокурор просит обязать Управление образования Печорского района Псковской области обеспечить финансирование МБОУ «Новоизборская СОШ» для приобретения вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, в срок до **.**.****г.; обязать МБОУ «Новоизборская СОШ» установить вывеску с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, в срок до **.**.****г..

В судебном заседании прокурор Костромин А.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчиков Управления образования Печорского района Псковской области, МБОУ «Новоизборская СОШ» в судебное заседание при надлежащем уведомлении не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, с заявленными требованиями согласились.

Суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчиков, что не противоречит требованиям ст.167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

В соответствии с пунктами 1, 5, 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В соответствии со ст. 14 вышеуказанного Федерального закона государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

В силу пп. «а» п. 4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

В соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:

- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;

- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);

- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

Судом установлено, что в ходе проведения проверки соблюдения прав и социальных гарантий лиц с ограниченными возможностями прокуратурой Печорского района выявлены нарушения МБОУ «Новоизборская СОШ» требований законодательства об обеспечении получения необходимой информации в целях доступа инвалидов к объектам социально значимой инфраструктуры, выразившиеся в отсутствии при входе в здание учреждения по адресу: Псковская область, Печорский район, д. Новый Изборск, ...., тактильной таблички со значимой информацией, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Данные нарушения ограничивают права слабовидящих граждан на получение информации о помещениях и беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам.

Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались.

Как следует из объяснений директора образовательного учреждения, данных при проведении проверки, устранить указанные нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования (л.д.8).

Согласно Уставу МБОУ «Новоизборская СОШ» является некоммерческой организацией, имеет организационно-правовую форму бюджетного учреждения, учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Печорский район». Функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципальное образование «Печорский район» осуществляет Управление образования Печорского района (л.д. 10-13).

В силу ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку здание МБОУ «Новоизборская СОШ» является объектом социальной инфраструктуры, следовательно, на него распространяются положения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, в связи с чем ответчиками должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему лиц с ограниченными возможностями по зрению, соответствующие требованиям приказа Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2015 года № 1309, п. 6.5.9 СП 59.13330.2020.

Таким образом, МБОУ «Новоизборская СОШ» обязано оборудовать здание школы по адресу: Псковская область, Печорский район, д. Новый Изборск, ...., тактильными табличками со значимой информацией, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, а Управление образования Печорского района обеспечить финансирование расходов, связанных с выполнением данных требований закона.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что факт нарушения МБОУ «Новоизборская СОШ» законодательства в сфере защиты прав лиц с ограниченными возможностями нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, до настоящего времени нарушение не устранено, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Отсутствие в образовательном учреждении учеников-инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных нормативных требований.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Испрашиваемый прокурором срок для устранения допущенных нарушений является разумным, исполнимым, обстоятельств, требующих увеличения срока, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора Печорского района к Управлению образования Печорского района Псковской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новоизборская средняя общеобразовательная школа» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Управление образования Печорского района Псковской области, ИНН 6015777986, ОГРН 1066032000693, обеспечить финансирование МБОУ «Новоизборская средняя общеобразовательная школа» для приобретения вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, в срок до **.**.****г..

Обязать МБОУ «Новоизборская средняя общеобразовательная школа», ИНН 6015005612, ОГРН 1026002541872, установить на здании учреждения по адресу: Псковская область, Печорский район, дер. Новый Изборск, ул....., д.***, вывеску с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, в срок до **.**.****г..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Печорский районный суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

             Судья            Е.Н. Фоминова

Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.

2-489/2023 ~ М-497/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Печорского района
Ответчики
Управление образования Печорского района
Муниципальное бюджетно общеобразовательное учреждение "Новоизборская средняя общеобразовательная школа"
Суд
Печорский районный суд Псковской области
Судья
Фоминова Екатерина Николаевна
Дело на сайте суда
pechorsky--psk.sudrf.ru
30.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2023Передача материалов судье
04.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2023Дело оформлено
27.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее