Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
именем Российской Федерации
30 марта 2021 года Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Карабалиевой С.В.,
при помощнике Амелиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» к Кашаеву Р. Х. о признании договора страхования недействительным, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
ПАО СК «Росгосстрах» обратилось в суд с иском к Кашаеву Р. Х. о признании договора страхования недействительным, взыскании судебных расходов.
В обосновании своих исковых требований истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО СК «Росгосстрах» и Кашаевым Р.Х. был заключен договор ОСАГО серия ХХХ № с указанием в графе цель использования транспортного средства «личная».
ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого транспортное средство ГАЗ государственный номер Р803НР750, принадлежащее на праве собственности ответчику, получило механические повреждения.
ДД.ММ.ГГГГ от ответчика поступило заявление о прямом возмещении убытков по договору ОСАГО в порядке ст. 14.1 Закона об ОСАГО.
Страховщиком в соответствии с п.п.10,11, ст.12, ст.12.1 Закона Об ОСАГО был организован осмотр поврежденного транспортного средства. В процессе осмотра транспортного средства были сделаны фотографии повреждений и самого автомобиля.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для проведения проверки, в результате которой было установлено, что предоставленные ответчиком сведения о личных целях использования указанного в договоре транспортного средства являются недостоверными.
Согласно данным сайта fotobus.msk.ru, а также фототаблицам транспортного средства ответчика осуществляло деятельность по перевозке пассажиров и багажа маршрутным такси на территории <адрес>.
Так, при оформлении договора ОСАГО в соответствии с требованиями ст. 15 Закона об ОСАГО ответчик в числе прочих обязательных сведений отметил в графе «цель использования транспортного средства», отметил галочкой «личная», в то время как был предложен вариант «регулярные пассажирские перевозки».
Таким образом, в силу того, что ответчик при заключении договора страхования сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления, то у ПАО СК «Росгосстрах» имеются веские основания считать данный договор недействительной сделкой.
Поскольку Закон об ОСАГО не содержит специальных норм, регулирующих отношения сторон в случае предоставления заведомо недостоверных сведений, применению подлежат положения ГК РФ, в частности ст.ст. 179,944 ГК РФ.
На основании изложенного, истец просит признать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серия ХХХ № от имени и в интересах ПАО СК «Росгосстрах» недействительным.
Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Стороны в судебное заседание не явились. От истца поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца.
Ответчик судебное извещение не получил, в соответствии с п.1 ст. 165.1 ГК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.935 ГК РФ законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать: жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.
В соответствии с п.2 ст.942 ГК РФ при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение: о застрахованном лице; о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая); о размере страховой суммы; о сроке действия договора.
Согласно п.1 ст.944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серия ХХХ № в отношении транспортного средства ГАЗ (автобус), идентификационный номерХ96А64R42G0005352, регистрационный знак Р803НР750, со сроком действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащего на праве собственности ответчику. Договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
Договор обязательного страхования заключен в виде электронного документа.
ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля марки КИА РИО регистрационный знак Н578СТ750, под управлением Немеренко А.Д., принадлежащий ей на праве собственности и автобуса марки ГАЗ А64272, регистрационный знак Р803НР750, принадлежащего ответчику Кашаеву Р.Х., под управлением Абгукзданова З.А..
ДД.ММ.ГГГГ от ответчика Кашаева Р.Х. обратился с заявлением о наступлении страхового случая к истцу по прямому возмещению убытков.
В тот же день истцом был организован осмотр транспортного средства и установлено, что автомобиль, принадлежащий ответчику, используется в качестве такси.
ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие в соответствии с которым, водитель Немеренко А.Д. выехала на полосу, предназначенную для встречного движения, где допустила столкновение в автомобилем ответчика. В результате указанного ДТП автомобиль марки ГАЗ А64272, регистрационный знак Р803НР750, получил механические повреждения, зафиксированные в справе о ДТП.
Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
В силу п.3 ст. 944 ГК РФ, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
Согласно сайту Фотобус, транспортное средство- автобус регистрационный номер Р803НР750 на основании субподряда в период с февраля 2020 года по сентябрь 2020 года находился в ООО «Автотранс» и использовался в качестве такси.
ПАО СК «Росгосстрах» обратился в суд с иском о признании договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серия ХХХ № от имени и в интересах ПАО СК «Росгосстрах» недействительным.
В соответствии с требованиями абзаца 6 пункта 7.2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) в случае, если предоставление страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, при наступлении страхового случая.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", сообщение страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений, которое привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, не является основанием для освобождения страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая.
Из системного толкования положений абзаца шестого пункта 7.2 статьи 15 (действовавшего на момент заключения договора) и подпункта "к" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО следует, что при наступлении страхового случая страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания договора ОСАГО, заключенного между сторонами недействительным, не имеется, поскольку доказательств того, что на момент заключения договора ответчик указал сведения в договоре на использование транспортного средства в личных целях, которые являются недостоверными, не представлено истцом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований ПАО СК «Росгосстрах» следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: